быстрый поиск:

переводика рекомендует  
Война и Мир
Терра Аналитика
Усадьба Урсы
Хуторок
Сделано у нас, в России!
Глобальная Авантюра
Вместе Победим
Российская газета
 
дата публикации 05.12.17 03:49
   
 

Почему мои дети не любят советские мультики

Мама двоих детей - о различиях современной и советской анимации

— Не хочу Чебурашку, — вопит Маша. — Не хочу Карлсона! Хочу «Щенячий патруль».

— Да твой щенячий патруль — сплошная ложь! — злюсь я. — В жизни не бывает, чтобы было столько суперспособностей, чтобы все всегда выигрывали.

Но Маша смотрит и хохочет над шалостями щенка Маршала. Смотрит «Машу и медведя» и хохочет над шалостями Маши. Смотрит «Врумиз» и хохочет над дурачком Банги и толстым Пити. Я пыталась запрещать, но она смотрела у бабушек. И… ничего страшного не случилось. Мой ребенок не испортился. А смеху было столько! А радости!


САМЫЕ ЗАБАВНЫЕ ЛЯПЫ В СОВЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМАХ

Я начинала ее приобщение к мультипликации со старых добрых советских мультфильмов. Скучно ерзая на стуле, Машенька не засмеялась ни разу. А над чем?

Тревожные, вонзающиеся в уши своей взвинченностью нотки клавесина, знаменующие начало мультфильма «Винни-Пух», в котором никто из персонажей не улыбается и все, кроме толстяка, страдают депрессией? Этот мультфильм великолепен своей психологией, но — для взрослых.

В советских мультиках нет детей. Там — маленькие взрослые, решающие взрослые проблемы. Ребенок не должен строить детскую площадку и очищать озеро (Крокодил Гена), не должен решать проблемы добычи еды и защиты жизни (Котенок Гав), да и хорошо отрепетированный навык выносить мусорное ведро, печь пироги и поливать цветы тоже под большим вопросом, если речь идет о девочке, которой в этом возрасте положено играть с подружками в резиночку во дворе (Наташка из «Домовенка Кузи»).

ПСИХОЛОГИ: МУЛЬТСЕРИАЛ «ДЕРЕВЯШКИ» ИДЕАЛЕН ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ

Взрослые, как правило, этим детям не союзники, а те, кто отбирает радость. У Наташи отнимают волшебный сундучок (метафора радости и детства), у дяди Федора — кота (я не могу себе представить степень черствости человека, который может сказать: «А какая от кота польза?», если он не видит этой очевидной пользы в виде радости и общения), у Малыша в «Карлсоне» — собаку и кино, а в «Котенке Гаве» — трудно представить — даже собственное имя у щенка. Никто его не звал, потому что он никому не нужен.

Ребенок в СССР в качестве «ребенка» действительно был никому не нужен, он должен был сразу стать маленьким взрослым, и вся система образования, начиная с яслей, была нацелена на это.

Неслучайно Федьку зовут не Федькой, а дядей Федором, в его случае перелом уже произошел — он уже стал маленьким взрослым, настолько взрослым, что смог сам уйти из дома и автономно существовать.

А вспомните «Когда зажигаются елки»: «Терпеть надо! Не маленький!» — говорит один ребенок (Медвежонок) другому ребенку (Зайчику). Говорит, когда зайчик смеется от щекотки. Все чувства советский ребенок должен был держать в себе! И в первую очередь — радость.


Ну да, в «Щенячьем патруле» герои нереалистичные. А разве в советских мультфильмах — реалистичные? Ведь не было таких детей, которые только и мечтали класть кирпичи до вечера («Песенка мышонка»), делали уроки, не глядя в телевизор («Попугай Кеша»), выстраивались в очереди на прививки («Бегемот, который боялся прививок»). В последнем мультфильме вообще использован запрещенный прием: в очереди сидят только взрослые «разумные» дети, после чего у ребенка должно создаться впечатление, будто он ОДИН боится прививок (один, понимаете, а не ВСЕ!). В советских мультиках широко использовались все те приемы, которые сегодня признаны запрещенными в родительской практике общения с детьми: стыдить, запрещать плакать и проявлять чувства, сравнивать с другими.

Дети с этим отъемом радости и чувств боролись, как могли. Зная основы детской психологии, легко проследить возникновение у ребенка внутреннего конфликта, когда его внутреннего Ребенка — шалящего, делающего ошибки, протестующего, желающего «запретного» (лакомств, например) — считали стыдным, должны были уничтожить. Считать часть себя плохим — это очень тяжело. Но нельзя убить эту часть себя, и она в той или иной форме возвращалась. Детские писатели и сценаристы очень хорошо показали ее отделение в мультфильмах.

Я думаю, что Карлсон психологически — это часть личности Малыша, та часть, которой взрослые люди вокруг него (родители и няня) существовать запрещали, поэтому Малыш был вынужден просто отделить ее от себя.

Кто нашалил? Малыш? Нет. Малыш хороший. Шалят плохие. Карлсон нашалил. А Малыш Карлсона любит. Он продолжает любить ту «плохую» часть себя, просто она существует уже отдельно. Вот так он решил этот внутренний конфликт.

Поэтому неслучайна одна важная деталь: стоит взрослым людям появиться в комнате Малыша — как Карлсон чудом исчезает. Разумеется, Малыш тут же превращается в «маленького взрослого человечка», который должен делать уроки, подтянуть штаны и вообще вести себя как полагается.

Домовенок Кузя у Наташки, думаю, то же начало — детское, шалящее, отделенное от ставшей строгой и одинокой Наташки. Кузенька тоже внезапно «умирает» с появлением в комнате взрослых.


Чебурашка. Очень интересный персонаж. Примечателен он тем, что символизирует ребенка, оказавшегося в мире взрослых, которые не уверены в себе и потеряны, то есть сами как дети, но только без свойственной детям радости и уверенности в себе. И они не знают, что с этим ребенком (Чебурашкой) делать! Он для них — неизвестное существо. Практически как для многих наших родителей из 90-х. Они не знают, как дальше жить, они не нашли себя и даже друзьями-то обзавестись не сумели, куда уж им воспитывать детей. А ведь тот, кто психологически не был ребенком, не прожил эту часть себя, в дальнейшем не сможет адаптироваться к миру и чувствовать себя защищенным… Чебурашка в их мире одинок и не нужен, лишний пазл. Потому что они и сами ощущают себя лишними.  

Образов отделенного от «правильного и удобного ребенка» шалящего дитяти в советских мультиках и сказках очень много. Капризничает и балуется не Верочка, а обезьянка Анфиса; Попугай Кеша — альтер эго правильного мальчика Вовки, который только и делает, что учит уроки и даже не смотрит телевизор; мыши и кот Леопольд — из той же серии. Задача у этих мультиков вроде бы была в том, чтобы советские дети стали такими, как Вова, и не стали такими, как Кеша. А происходило ровно наоборот! Ну кто помнит серенького мальчика Вову? Кто помнит унывающего Гену? Все помнят Шапокляк! Анфиску! Карлсона! Кузю! Мышей! Котенка Гава! Кешу!


Сценаристы и писатели заложили в мультфильмы вовсе не воспитательный оттенок «будьте собранными, ребята, а не как эти», а напротив — крик души детей, потерявших детство и радость. Какой образ семьи мы видим в советских мультиках? Часто это семьи «однодетные», где замотанные родители с утра до ночи трудятся на предприятии, а ребенок предоставлен сам себе и часто обслуживает дом, при этом без надежды получить хоть каплю внимания и теплоты от родителей. Вспомним, например, фразу мамы дяди Федора: «Я так устаю на работе, что даже телевизор нет сил смотреть». А мама Наташи в мультике «Домовенок Кузя»: единственное, что мы слышим от нее — сухое «умница, дочка», лишенное теплоты искренней похвалы. На второго ребенка нет ни сил, ни времени, ни желания, да и первый смотрится как часть советского интерьера в стиле «положено иметь», будто не с желанием его «заводили», а потому что у всех сервант и у нас сервант, у всех ребенок и у нас ребенок. Или, напротив — поздний единственный и перелюбленный.

Вместо целостной личности, где внутренний Ребенок проявляет себя в творчестве, а внутренний Взрослый выбирает, где это творчество проявлять, советское общество воспитывало человека с гигантским внутренним Родителем, который блокировал самостоятельные решения страхом выпасть из повестки дня партии, социума, собственных родителей.

Для партии и государства живая творческая свободная энергия ребенка — угроза, которую надо запереть в клетку.

Очень мало в советских мультфильмах встречается зрелых личностей, где все три компонента — Взрослый, Родитель и Ребенок, уравновешены и не находятся в состоянии конфликта. Почти все персонажи находятся в роли Родителя или Ребенка, и отрицательными оказываются те, которые проявляют свободный образ жизни и мыслей, — символы Ребенка.

И поэтому многие популярные советские мультики очень-очень грустные. Мой ребенок их смотреть не хочет, а я — не могу. Мне грустно.

Есть, конечно, в этом ряду счастливые исключения: мультфильмы про Львенка и Черепаху, про Ежика и Медвежонка, про Лисенка и так далее. Но это уже совсем другая история — история спасения советского ребенка через авторов, которые умели говорить с ним на одном языке. И, как правило, эти мультики тоже грустные. Когда Ежик искал свой кораблик («Осенние кораблики») — тоже хотелось плакать от того, что никто-никто его не понимает, он одинок в мире взрослых, забывших мечты и желания, кроме естественных потребностей поспать и наесться.

Что же касается современных мультфильмов, где герои шалят на полную катушку и ведут себя эгоистично, — мне кажется, так проживается ребенком невозможность сделать то же в жизни, и это неплохо. Главное, чтобы эти эмоции не стали для него самыми яркими в жизни. А «Врумиз», «Маша и медведь» и «Щенячий патруль» воспитывают куда лучше советских мультфильмов. Потому что делают это через радость, смех и через то, что герои — на одной волне с ребенком. Герои — настоящие дети! А дети эгоистичны. Но именно дети не боятся собственных ошибок и часто начинают вести себя альтруистично по собственной воле, а не по принуждению «сверху», как в советских мультфильмах.

Это зрелище, поверьте, куда лучше, чем убитый горем ослик Иа, у которого каждый день хуже предыдущего, и потеря хвоста знаменует, в общем-то, потерю себя. Ослик Иа потерял вовсе не хвост, он потерял внутреннего Ребенка — того, кто любим, кто радуется, кто смеется, творит и имеет опору в самом себе. И не боится ошибок. А иначе от лужи и не отойдешь.

Желаю вам не терять собственный хвост и радоваться!


Оригинальный текст размещен на сайте Matrony.ru, автор — Алеся Лонская.

статью прочитали: 1073 человек

Комментарии 
Игорь Зенченко, 05.12.2017 12:47:37
Мамадарагая!
Этакий "анализ" советских мультиков -- всего лишь. Всего лишь?
Ан нет, а давайте ка подойдём к этой публикации с этим самым анализом. И что получится? А получится прямо таки декларация ювенальщиков.
Осталось проверить каналы финансирования таких вот Алесь Лонских.
Почти не сомневаюсь, что вылезет мурло мадьяра Шороша.
Marabu, 05.12.2017 13:50:58
Оооооо, целая статья в духе кухонной психологии!
И к чему это все было? В любые времена были люди, идущие по примитивному пути - дать ребенку то, что он хочет, лишь бы не мешал, вместо того чтобы объяснять и воспитывать. Врубил мульт - и пошел. Естественно, дети будут смотреть то, что примитивнее, потому что человеческий мозг в принципе ленив, развиваться для него очень энергозатратно, он выбирает то, что проще и уже знакомо.
Моему племяннику года нет, но если при нем включить телевизор, он мгновенно в него залипает, и без разницы, что там показывают - его привлекают мельтешащие картинки. Если никак ребенка не ограничивать и постоянно давать ему смотреть мультики, построенные на догонялках и бесконечном экшене, ему естественным образом будет скучно смотреть мультики с элементами философии и без явной движухи. Его мозг просто не натренирован на переработку сложной информации, воспринимает только визуальный ряд и все. И что автор после этого хотела?
Magrib, 05.12.2017 15:39:16
Была цель: вырастить из детей - взрослых, а ныне цель: - взрослых превратить детей.
Евгений, 06.12.2017 22:56:12
Во-первых, спасибо за статью. Сильно, складно, правдоподобно. И даже доля правды есть, действительно в СССРовских мультиках есть немало и мусора, скучного и унылого.
Во-вторых, такая статья нуждается в адекватном ответе, а его до сих пор нет. Алё! Где вы - воины слова? Что Родину защищать некого? Позор. Или Алеся таки права, а то что мы любили - отстой? Хотя так, раз выросли подонки, угробившие свою страну - так может и в самом деле лучше помалкивать в тряпочку?
И в-третьих, по сути статьи. Бездумно ржать - штука, конечно, приятная и заманчивая, но бесполезная. Тут не то что ребенок, взрослый отупеет и деградирует. А вот рост, особенно нравственный, личностный, требует как раз слез и довольно тягостных раздумий. И не вырастет без этого Человек, вырастет чмо. Веселое, игривое и беззаботное.
Советские мультики и подготавливали ребенка к взрослым проблемам тактично, с уважением, принимая за равного. Конечно, дурак это может воспринять как оскорбление, надо же ребенка приняли за взрослого. Но для этого нужно просто начисто забыть детскую психологию, стремление поскорее вырасти.
Кстати, сегодня дети особенно не стремятся вырасти. Они хорошо знают, что ничего хорошего их не ждет. И предпочитают топить свою неуверенность в будущем в приятных иллюзиях.
Советские дети были действительно были детьми, а не придурковатыми взрослыми, какими их учат быть современные мультики. Они могли мечтать, любить, верить и плакать. Сегодня все это - признак слабости, ущербности.
Короче, Алеся! Если вы хотите видеть успешную дочь, которая без лишних сантиментов делает карьеру, долой советские мультики! А если хочется вдет в ребенке хоть что-то человеческое, может стоит иногда и поплакать?
Marabu, 08.12.2017 12:08:02
Евгений, вы же в курсе, что здесь размещаются материалы с других ресурсов, да? Это не автор написал тут, это Игорь Львович нарыл и перепостил. Какой смысл писать ответы автору здесь? Мы на переводике только обсуждаем статьи между собой, если всем и так все понятно, то какой "ответ" и каких "воинов слова" вы тут искали?
И ваш ответ автор вряд ли увидит, идите на Matrony.ru и напишите то же самое там, может и прочитает.
юрий троцкий, 08.12.2017 17:23:26
Особенно мне нравится мультик про маленькую Мойшу, которая побеждает всех
Виктор Иванов, 09.12.2017 09:45:18
Мне близка позиция тех, кто считает, что мультик должен ненавязчиво вводить ребенка в мир взрослых.
Он ведь по сути своей маленький , растущий, готовящийся вступить во взрослый мир, человечек.
Он должен потихоньку усваивать, что в том, большом взрослом мире, есть проблемы, которые придется решать и ему самому, когда чуть-чуть подрастет. А стремление подрасти и как можно быстрее - это для ребенка естественно.
Поэтому ребенок и подражает своим папе, маме деду даже в те грустные минуты, когда даже всемогущие папа-мама не могут сдержать слез... Он пока не в силах осознать глубину их страданий, но уже сопереживает.

Я все-таки, думаю, что в мультиках должны присутствовать и вполне "взрослые" проблемы. Да, они сопровождаются грустными эмоциями. Но они - часть жизни.

В какой-то мере мультики заменяют умершую ныне институцию сказок, несущих первичные знания о Мире крохам.
Что такое "хорошо" и что такое " плохо". Что есть жизнь и смерть. Что бывают в жизни тяжелые невзгоды и рекомендации по их преодолению...

Поэтому пожелание мамаши Алеси , чтобы ребенок оставался радостным , неосведомленным о внешнем мире и "имеющим опору в самом себе" - верный способ вырастить инфантила...

Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь

HashFlare
Праздники сегодня

© 2009-2017  Создание сайта - "Студия СПИЧКА" , Разработка дизайна - "Арсента"