быстрый поиск:

переводика рекомендует  
Война и Мир
Терра Аналитика
Усадьба Урсы
Хуторок
Сделано у нас, в России!
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
Вместе Победим
Российская газета
 
опубликовано редакцией на Переводике 15.04.19 23:34
скаут: Alena M.; переводчик Alena M.;
   
 

Как мозг создает личность: новая теория

личность.jpg

WIKIMEDIA COMMONS

Любой объект, в том числе и мозг, можно исследовать на разных уровнях. Возьмите, к примеру, какое-нибудь здание. Если мы хотим узнать, достаточно ли в нем будет места для семьи из пяти человек, то нам нужно изучить его структуру; если мы хотим узнать, насколько легко оно может загореться, то нужно сосредоточиться на материалах и т.д.

Точно так же, если мы хотим узнать, как мозг порождает мысли, чувства и поведение, то нам необходимо рассмотреть, как его структура позволяет ему хранить и обрабатывать информацию. Чтобы понять мозг на этом уровне, нам не нужно знать все об индивидуальных связях между клетками мозга или о любом другом биохимическом процессе. Мы используем сравнительно высокий уровень анализа, чтобы охарактеризовать относительно большие части мозга.

Чтобы объяснить теорию когнитивных моделей, которая определяет общие способы мышления, лежащие в основе того, как человек подходит к миру и взаимодействует с другими людьми, нам нужно предоставить вам много информации. Мы хотим, чтобы вы поняли, откуда взялась эта теория - что мы не просто вытащили ее из шляпы или сшили из цельной ткани. Но нет необходимости не видеть лес за деревьями: есть только три ключевых момента, о которых вам действительно нужно помнить.

Во-первых, верхние и нижние части мозга имеют разные функции. Верхняя часть занимается планированием и исполнением задуманного (например, решает, куда переместить объекты или как перемещать тело в пространстве), тогда как нижний мозг классифицирует и интерпретирует поступающую информацию о мире. Две половины всегда работают вместе; самое главное, верхний мозг использует информацию из нижнего мозга, чтобы построить планы (и перестроить их, поскольку они развиваются со временем).

Во-вторых, согласно теории, людей можно разделить по тому, в какой степени они склонны полагаться на каждую из двух систем мозга для необязательных функций (то есть не продиктованных непосредственной ситуацией). Некоторые люди склонны больше полагаться на обе системы мозга, другие – на нижнюю мозговую систему, но не на верхнюю, третьи – наоборот, а четвертые сильно не зависят ни от одной из этих систем.

В-третьих, эти четыре сценария определяют четыре основных когнитивных модели - общие способы мышления, которые определяют отношение человека к миру и взаимодействия с другими людьми. Согласно теории когнитивных моделей, у каждого из нас есть особая доминирующая когнитивная модель, который влияет на то, как мы реагируем на ситуации, с которыми сталкиваемся, и на то, как мы относимся к другим. Возможные модели: модель движения, модель восприятия, модель стимулятора и модель приспособления.

Системы, а не дихотомии

Мы не пытаемся охарактеризовать верхнюю и нижнюю части мозга с точки зрения простой дихотомии или набора дихотомий. Возможно, вы слышали об этой теории, в которой левая и правая половины мозга характеризуются соответственно как логическая и интуитивная, аналитическая и синтетическая и так далее. Проблема в том, что ни одно из этих обобщений не выдержало тщательного научного исследования. Различия между левой и правой сторонами мозга более тонкие, и простые дихотомии на самом деле не объясняют, как они функционируют.

Когда мы рассматриваем большие участки мозга, то нам нужно думать о системах, а не о дихотомиях. Система имеет входы и выходы, а также набор компонентов, которые работают вместе, чтобы их получить.

Велосипед - это обычная система: входные данные - это силы, которые давят на педали, легкие движения тела водителя, и сила, которая движет рулем. Компоненты включают в себя сиденье, колеса, руль, педали, цепь и так далее. Выходные данные – это движение велосипеда вперед, движение в вертикальном положении и движение в определенном направлении одновременно. Важно отметить, что компоненты работают вместе, чтобы получить соответствующие результаты для всей системы в целом - для всего велосипеда.

То же самое относится и к мозгу: у него есть различные области, которые делают разные вещи. Результат совместной работы областей мозга – создание соответствующих выходных данных (например, избегание объекта) для конкретных входных данных (таких как поле зрения, звуки ). Например, если вы видите, что на вас едет машина, вы убежите с ее пути.

Верхняя часть мозга, нижняя часть мозга

Теория когнитивных моделей основана на делении мозга на две основные части, верхнюю и нижнюю, каждую из которых мы будем характеризовать как большую систему, которая обрабатывает информацию определенным образом. Давайте начнем с ясного понимания того, что мы подразумеваем под верхней и нижней частями. Посмотрите на схему мозга сбоку, которая показывает кору головного мозга, тонкое покрытие мозга, где находится большинство тел нейронов. Кора головного мозга - это то место, где возникает большая когнитивная деятельность, и мы почти полностью сосредотачиваемся на коре головного мозга (а не на структурах «внутреннего мозга», которые расположены под корой, во внутренней части мозга).

На схеме показаны четыре доли головного мозга - затылочная, височная, лобная и теменная - и сильвиева щель, большая хорошо видимая щель, которая приблизительно разделяет мозг на верхнюю и нижнюю части. Каждая из долей реализует множество систем, но нам лучше сгруппировать доли в две большие системы обработки: затылочная и височная доли находятся в нижней части мозга, а теменная и большая часть лобной доли находятся в верхней части мозга. Также необходимо сделать еще одно нейроанатомическое различие: сама лобная доля может быть разделена на верхнюю и нижнюю части в зависимости от того, как эти части связаны с теменной и височной долями соответственно. При этом мозг аккуратно делится на верхнюю и нижнюю части.

Верхняя и нижняя части мозга имеют очень разные функции. Этот факт был впервые обнаружен в контексте визуального восприятия, и он был поддержан в 1982 году в знаменательном докладе Мортимера Мишкина и Лесли Г. Унгерлайдера. Это новаторское исследование, которое в значительной степени осталось незамеченным в популярной культуре, изучало макак-резусов. Их мозг обрабатывает визуальную информацию во многом так же, как человеческий мозг.

Ученые обучили обезьян выполнять две задачи. В первой обезьяны должны были научиться распознавать, в какой из двух фигур было немного еды. Фигуры были трехмерными объектами, в которых были скрыты маленькие чашки, и в одной был вкусный кусочек. Они перемещались случайным образом, но каждый раз в одном и том же объекте была спрятана еда, поэтому животным нужно было научиться распознавать его. Во втором задании оба объекта были одинаковыми серыми плакатами; на обоих плакатах были маленькие чашки, в одной из которых была еда. Теперь маленький цилиндрический блок был помещен ближе к тому плакату, на котором была спрятана еда. Местоположение цилиндра изменялось случайным образом, но он был ближе к одному из плакатов, чем к другому, а еда всегда находилась под плакатом, который был ближе всего к цилиндру.

То есть сначала нужно было научиться распознавать форму, а затем – местоположение.

После того, как задачи были освоены, часть мозга животных была удалена хирургическим путем. У одних была удалена часть нижнего мозга (нижняя часть височной доли), тогда как у других была удалена часть верхнего мозга (задняя часть теменной доли). Результаты этих операций были следующими: животные, у которых была удалена часть нижнего мозга, не могли больше выполнять задание с формой - и их не могли научить выполнять его снова, - но они все еще могли хорошо выполнять задачу с местоположением. У животных, у которых была удалена часть верхнего мозга, была совершенно противоположная проблема.

Многие более поздние исследования привели к тому же выводу: работа височной доли (расположенной в нижней части мозга) играет решающую роль в визуальном распознавании - чувство, что мы видели объект раньше, что он знаком (я видел эту кошку раньше) - тогда как работа теменной доли (в верхней части мозга) позволяет нам устанавливать пространственные отношения (один объект находится слева от другого).

Такие функции реализуются примерно там, где нервные связи доставляют данные от глаз и ушей, но обработка информации на этом не заканчивается. Скорее, информация о том, что представляет собой объект и где он находится, перетекает в другие области мозга, которые по-разному работают с этой информацией. Исследователи показали, что верхняя и нижняя часть мозга играют особенную роль в таких процессах, как память, внимание, принятие решений, планирование и эмоции.

Нижняя часть мозга в значительной степени связана с обработкой данных, полученных от чувств. Также она использует их для активации соответствующих воспоминаний о соответствующих объектах и событиях. Например, когда вы видите подругу в море незнакомцев, вы узнаете ее лицо, потому что данные от глаз действуют как ключ, открывающий память о вашей подруге. После того, как вы активировали соответствующие воспоминания, вы можете вспомнить какие-то вещи, например, что она любит капучино, имеет большой опыт работы в вашей отрасли и часто дает хорошие советы.

Знание того, что вы видите или слышите, иногда является самоцелью (например, при просмотре телевизора), но не часто. Обычно мы хотим знать, что происходит вокруг нас, чтобы мы могли определить цели и выяснить, как их достичь. Например, вы можете попросить подругу посидеть в любимой кофейне, выпить чашку капучино, а потом попросить у нее совета о проблеме, с которой вы столкнулись на работе.

Откуда такие планы и как они действуют?

Разработка и осуществление планов - это сфера верхней мозговой системы. В частности, верхние части лобной доли связаны с этими функциями. Но как верхний мозг узнает, что воспринимается? Информация о том, где объекты расположены в пространстве, настолько важна для составления планов, что обрабатывается непосредственно в верхней части мозга; нам нужно знать, где находятся объекты, чтобы решить, как их перемещать или как двигать нашим телом. (В нашем примере, без такой информации, вы бы не знали, как пробраться сквозь толпу, чтобы добраться до вашей подруги и поговорить с ней.) Но нам нужно знать больше, чем просто то, где расположены объекты - нам также нужно знать, что они есть. Такая информация из нижней части мозга поступает в верхнюю, что позволяет ей использовать информацию о природе воспринимаемых объектов.

Верхняя часть лобной доли также содержит многочисленные области, которые контролируют движения. Поскольку наши движения происходят в нашей ближайшей среде, чтобы правильно их запрограммировать, наш мозг должен знать, где находятся объекты - чтобы добраться до них, перешагнуть через них, убежать от них и так далее. Чтобы подойти к своей подруге, вам нужно знать, где она находится относительно вашего тела; чтобы поговорить с ней, вам нужно знать, где она стоит, и вам нужно расположиться достаточно близко (но не слишком близко!), чтобы она могла вас легко услышать.

Верхние части нашей лобной доли могут учитывать информацию о том, «что там есть», наши эмоциональные реакции на это и наши цели. Затем они позволяют нам создавать планы, принимать решения и направлять внимание особым образом (частично путем связи с теменными долями); они позволяют нам понять, что делать, учитывая наши цели и нашу эмоциональную реакцию на разворачивающиеся события, которые нас окружают.

Система нижней части мозга работает с сигналами органов чувств, одновременно сравнивая то, что воспринимается, со всей информацией, ранее сохраненной в памяти, и затем использует результаты таких сравнений для классификации и интерпретации объекта или события, которое приводит к входным сигналам.

Система головного мозга использует информацию об окружающей среде (в сочетании с другими видами информации, такими как эмоциональные реакции и потребность в еде или питье), чтобы выяснить, какие цели нужно достичь. Он активно формулирует планы, генерирует ожидания относительно того, что должно произойти при выполнении плана, а затем - по мере выполнения плана - сравнивает то, что происходит, с тем, что ожидалось, соответственно корректируя план (например, схватить телефон, когда он начинает выскальзывать у вас из рук).

Четыре когнитивных модели

Четыре различных когнитивных модели основаны на том, как могут взаимодействовать системы верхней и нижней части мозга. Степень, в которой каждая из систем мозга используется, охватывает непрерывный диапазон, варьирующийся от высоко используемого до минимально используемого. Тем не менее, для наших целей полезно разделить континуум на «высокие» и «низкие» категории.

Модель движения получается, когда интенсивно работают верхняя и нижняя части головного мозга. Когда люди думают по этой модели, они действуют в соответствии с планами (используя систему верхнего мозга) и устанавливают последствия (используя систему нижнего мозга), впоследствии корректируя планы на основе обратной связи. В соответствии с нашей теорией, люди, которые обычно полагаются на модель движения, обычно чувствуют себя наиболее комфортно в тех ситуациях, которые позволяют им планировать, действовать и видеть последствия своих действий.

Модель восприятия возникает, когда интенсивно работает система нижней части мозга, а система верхней части – нет. Когда люди думают по этой модели, они используют систему нижней части мозга, чтобы попытаться понять то, что они воспринимают; они интерпретируют то, что они испытывают, помещают это в контекст и пытаются понять последствия. Однако по определению люди, работающие по такой модели, не часто создают подробные или сложные планы.

Модель стимулятор возникает тогда, когда интенсивно работает верхняя часть головного мозга, а нижняя – нет. Согласно нашей теории, когда люди полагаются на модель стимулятора, они могут быть креативными и оригинальными, но они не всегда знают, когда «достаточно» - их действия могут быть разрушительными.

Модель приспособления возникает, когда в высокой степени ни верхняя, ни нижняя части мозга не используются. Люди, которые думают по такой модели, не зациклены на первоначальных планах и не полностью сосредоточены на классификации и интерпретации того, что они испытывают. Вместо этого наша теория предсказывает, что они открыты для событий. Они должны на них реагировать.

У каждого из нас есть доминирующая модель, который является отличительной чертой нашей личности - такой же характерной и центральной, как наши взгляды, убеждения и эмоции. Тем не менее, наша теория подразумевает, что мы иногда применяем разные модели в разных контекстах.

Вот важный момент: две системы всегда работают вместе. Вы используете верхнюю часть мозга, чтобы решить подойти и поговорить со своей подругой только после того, как узнаете, кто она (информация, любезно предоставленная нижней частью мозга). И после разговора с ней вы создаете план, определяете дату и время в своем календаре, а затем следите за тем, что происходит (снова используя нижнюю часть), когда вы пытаетесь выполнить этот план (верхняя часть мозга). Более того, система верхней части мозга подготавливает систему нижней части к классификации ожидаемых объектов и событий, что делает эту систему более эффективной. Если бы вы ожидали увидеть свою подругу в толпе, это было бы на самом деле проще, чем увидеть ее без предупреждения. Ожидание (через верхнюю часть) «заполняет» механизм распознавания в нижней части.

Системы взаимодействуют по-разному, однако ключевая гипотеза заключается в том, что человек склонен использовать каждую из двух систем мозга в большей или меньшей степени.

Мы должны подчеркнуть, что каждый из нас использует каждую систему каждую минуту нашей бодрствующей жизни - мы не можем без этого жить. Но мы должны различать два способа: один из них подобен использованию мозга для ходьбы, что в значительной степени определяется ситуацией. Если вы видите свою подругу и хотите поговорить с ней, вы идете. Другой способ подобен использованию мозга для танцев, что необязательно. Вы редко, если вообще, обязательно должны танцевать. Но вы можете научиться танцевать, и танцы могут превратиться в хобби, и тогда вы сможете воспользоваться любой возможностью танцевать.

Когда мы говорим о различиях в степени, в которой человек полагается на верхние и нижние части мозга, мы говорим о различиях в этом втором способе использования, в типе обработки, который не просто продиктован конкретной ситуацией. В этом смысле вы можете полагаться на ту или иную систему мозга в большей или меньшей степени. Например, вы, как правило, можете положиться на свою нижнюю часть мозга, но на вашу верхнюю часть немного меньше, получив хорошие наблюдения, но меньше сложных и подробных планов. Степень, в которой вы склонны использовать каждую систему, сильно влияет на ваши мысли, чувства и поведение. Представление о том, что каждая система может использоваться более или менее интенсивно, в этом смысле является основой теории когнитивных моделей.


статью прочитали: 616 человек

   
теги: Наука, мозг  
   
Комментарии  Материалы по теме 
  25.04.2019 23:30   Эксклюзив
The Conversation -

Тайна Индийского океана

тайна.jpgЧто происходит с остальными 99%, до сих пор остается загадкой.

читали: 172

читать далее
 
  23.04.2019 17:16   Эксклюзив
The Atlantic -

Сделайте это дважды

дважды.jpgРаспространенный сценарий в гостиной

читали: 452

читать далее
 
  22.04.2019 23:38   Эксклюзив
The Conversation -

Что произойдет, если ядро Земли остынет?

ядро.jpgСо временем ядро Земли очень медленно остывает.

читали: 517

читать далее
 
  18.04.2019 22:18   Эксклюзив
The Conversation -

Как наше чувство вкуса меняется с возрастом

вкусы.jpgВкус - сложное явление. 

читали: 723

читать далее
 
  16.04.2019 23:06   Эксклюзив
The Atlantic -

Таинственный взрывающийся астероид

астероид.jpg«Это один из самых больших сюрпризов моей научной карьеры», - говорит Данте Лоретта, ведущий исследователь миссии.

читали: 588

читать далее
 

Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь

Праздники сегодня

© 2009-2019  Создание сайта - "Студия СПИЧКА" , Разработка дизайна - "Арсента"