быстрый поиск:

переводика рекомендует  
Война и Мир
Терра Аналитика
Усадьба Урсы
Хуторок
Сделано у нас, в России!
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
Вместе Победим
Российская газета
 
опубликовано редакцией на Переводике 13.06.14 17:28
скаут: Андрей Яшник;
 
 

ЭКОНОМИКА ГОСУДАРСТВА И РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Казалось бы вначале необходимо поставить рынок ценных бумаг (РЦБ), а после экономика. Однако это не так. Экономика это необходимый атрибут любого государства, а РЦБ в государстве может быть, а может и не быть или быть в некотором простейшем состоянии. В большинстве совремённых капиталистических государствах РЦБ это тоже как бы обязательный атрибут, без него возможна только примитивная средневековая экономика (возникновение РЦБ относится к 1769 году). В тоже время возможно существование совремённой экономики и в условиях отсутствия РЦБ, например, КНДР, Куба, он практически отсутствовал в СССР – там были облигации.

Если посмотреть абстрактное представление экономики как объекта исследования, там имеется такой элемент как финансы, играющие роль измерителя качества работы объекта экономики – производства [1]. Элементами измерений являются налоги, интегральной оценкой производства является бюджеты всех уровней. Кроме того, для функционирования экономики средства могут заниматься различными уровнями власти и собственниками производства на рынке ценных бумаг. Здесь важна форма модальности – возможность, т. е. не долженствование - обязательность этой операции.

Посмотрим на то, как в литературе сформулирована цель рынка ценных бумаг, приведём одну из них - аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Отсюда возникает вопрос – где этот аккумулятор, и каков его объем. Ответ – где неизвестно, а объем – он в 5 – 6 раз больше чем реальный сектор экономики. Можно еще найти цифру, что объем ежедневных операций 300 млрд. долларов. Есть ещё такое понятие как теневой рынок ценных бумаг. Его объем оценивается в 60 триллионов долларов. Вот и все данные по аккумулированию. Далее следуют “различные” участники, “разнообразные” операции с неизвестного объема временно свободных денежных средств от одного субъекта к другому. Следовательно, на РЦБ абсолютно свободное броуновское движение финансовых средств и его участников, но в неких, заданных властью, рамках.

В интересах кого работает РЦБ – в интересах самих его участников, причем власть является как участником, так и пытается, как-то влиять на функционирование рынка. Функции власти хотя и разнообразны (см. ст. 42 закона о РЦБ), но в конечном итоге сводятся только лишь к установлению правил торговли, обеспечивающих минимизацию рисков. Отсюда, на рынке каждый из его участников работает в интересах самого себя – получить максимальную прибыль для самого себя – это относится и к власти.

Поэтому РЦБ может быть в государстве, а может и не быть, а экономика является атрибутом любого государства, то собственно РЦБ не является элементом экономики государства как системы, а входит в экономический комплекс государства (следует помнить, что изъятие любого элемента из структуры системы приводит к “поломке” системы, а изъятие элемента из комплекса не приводит к нарушению работы комплекса). При этом, обладая огромными ресурсами, возможностями их быстрого перемещения, как между государствами, так и различными финансовыми рынками - рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота, РЦБ может оказывать огромное влияние на экономику. Представим все сказанное в виде рисунка 1.

На рисунке показана структура экономики в виде её абстрактного представления как объекта исследования и РЦБ. Из рисунка видно, что бизнес для развития производства может заимствовать средства и ценные бумаги на рынке, и показано, что он может отправлять на рынок, как свободные средства, так и ценные бумаги. Попутно отметим, что элита в принципе на прямую не может влиять на РЦБ, а только через власть. Власть же, может не только заимствовать средства на рынке, но и влиять на рынок путем формирования и установки правил торговли и участия в ней, установки приоритетов, осуществления контроля и т. п. Отдельно стоит вопрос о влиянии на РЦБ объединений мировой элиты – это типа Бильдербергского клуба и др.. Однако это на столько закрытые структуры, что об их существовании надо знать и предполагать об их возможностях.

Бизнес и власть устроены иерархично – город (район), регион, федерация, а РЦБ такой иерархией, совпадающей с административным делением государства, не обладает. Он в целом структурирован случайным образом и потоки

 

Рис. 1 Схема взаимосвязи РЦБ и экономики

информации через барьер (не рисунке 1 - пунктирная линия) между экономикой и РЦБ представляет собой случайный, неуправляемый и не поддающийся описанию вид. Имеется в виду, что отсутствует “городской” РЦБ. Кроме того, из рисунка следует, что финансы, если их рассматривать в принципе как измеритель, не должны быть связаны с РЦБ. В реальности же, поскольку в учебниках по экономической теории, отсутствует представление об экономике как структуре, финансам прописаны, и они выполняют функции, которые они не должны выполнять в структуре экономики. Поэтому они замыкаются на рынок (пунктирная линия), внося еще один из случайных факторов в функционирование экономического комплекса государства.

Далее для рассмотрения природу и движущих сил РЦБ приведём известные из литературы его характеристики. РЦБ делится на первичный и вторичный. На первичном рынке федеральные и региональные органы власти, органы местного управления, компании, банки, фирмы, финансовые коммерческие институты и другие организации, имеющие на то право, эмитируя ценные бумаги, пополняют при их реализации свои бюджеты или формируют и пополняют акционерные капиталы.

На вторичном рынке происходит постоянное перераспределение собственности, которое неизбежно имеет один главный вектор – от мелких собственников к крупным инвесторам. Вторичный фондовый рынок, в отличие от первичного, не влияет на размеры инвестиций в национальной экономической системе. Здесь наблюдается лишь постоянное перераспределение уже аккумулированных на первичном рынке денежных средств. Но вторичный рынок ценных бумаг имеет не меньшее значение, чем первичный: обеспечивает постоянную структурную перестройку экономики (на уровне её секторов) в целях повышения её рыночной эффективности, ликвидность ценных бумаг и тем самым обеспечивает условия для их первичного размещения.

Есть ещё важнейшая функция РЦБ – это место “вывоза” финансовых средств, появившихся у собственников после очередного экономического кризиса [2]. Эта функция появилась недавно, поскольку больше нет стран, куда бы можно было вывозить свободные деньги, как это делалось в предыдущие годы. Например, деньги вкладывались в Китай, где была открытая экономика (известна цель развития государства и кто правит). В настоящее время вкладывать в Китай менее эффективно – дорожает рабочая сила, а его экономика потихоньку дрейфует в рыночную сторону, а значит, становится более закрытой. Сейчас деньги перетекают (образно выражаясь “вывозятся”) на вторичный рынок, где можно в режиме online либо получить прибыль, либо проиграть (“как пришли, так и ушли”). Посмотрим ситуацию до и после кризиса. Перед кризисом в Россию банки и частный сектор в течение года ввезли около 130 млрд. долларов и сразу в кризис вывезли около190 млрд. долларов. По всей видимости, ввезённые финансы пошли на портфельные инвестиции, они же были сразу и вывезенные и ещё “инвесторы” прихватили ранее ввезённые. Но где-то в этот же период США печатает 600млрд. долларов. Россия берёт деньги в сумме 200 – 300 млрд. долларов из стабилизационного фонда. В это же время мировая экономика падает - ВВП падает почти везде, а свободные деньги где-то “кочуют”.

Вот как в литературе описываются перетоки капитала:

– сегодня движение капитала в мире происходит преимущественно в финансовой

форме, представляющей собой капитал транснациональных компаний и банков или т. н.

глобально-корпоративный капитал, отличающийся высокой степенью виртуализации и

оторванности от реального сектора;

– значительная доля перемещаемых средств – это краткосрочный спекулятивный

капитал, полноценно не участвующий в воспроизводственном процессе, а использующийся для финансовых махинаций на мировых торговых площадках;

– с развитием информационных технологий и связи происходит ускорение

финансовых операций и взаиморасчетов, сегодня капитал в течение самого короткого времени (одного рабочего дня) может преодолевать границы нескольких государств;

– местом концентрации и перераспределения мирового капитала выступают

международные финансовые центры (МФЦ) и глобальные центры капитала (ГЦК), являющиеся скоплением транснациональных компаний и международных банков, торговых площадок, финансовых посредников и консультантов. Эти конгломераты находятся в наиболее инновационно и инвестиционно привлекательных регионах;

– основные потоки мирового капитала обращаются между развитыми странами, что

обусловлено высоким развитием сектора финансовых услуг и высокотехнологических отраслей экономики этих стран. Высокая доля интеллектуального труда и инноваций в значительной мере обуславливает преимущественное развитие финансового сектора;

– в силу значительной мобильности капитала, его скоротечные перетоки из одних стран

в другие могут представлять опасность для тех или иных рынков и национальных экономик. В особую группу риска попадают развивающиеся страны (или страны с развивающимися рынками – Emerging Markets), поскольку институциональные основы функционирования капитала внутри этих стран еще окончательно не сформированы и находятся в стадии развития.

Кроме мировых субъектов и каналов финансового рынка существует внутри государства не меньше субъектов и каналов. Вот почему на РЦБ денег в 5 – 6 раз больше чем в реальной экономике.

Может ли рыночная экономика существовать без РЦБ? Нет, не может. Поскольку в каждого отдельного собственника нет собственных средств для инвестирования в новое производство или в его расширение. В том числе и у государства как собственника – не планируется в бюджете – не вмешательство государства в экономику - вот основной принцип рыночной экономики. Так, например, для покупки “Роснефтью” (полугосударственная компания) 50% акций BP потребовалось часть уплатить собственными акциями, а часть занять у консорциума банков. Следовательно, природа РЦБ состоит в том, что имеется огромная масса собственников, каждый из которых в отдельности обладает “свободными” финансовыми ресурсами и не в состоянии самостоятельно инвестировать в новое производство. Есть собственники, которые не хотят вкладывать в производство, но имеют “свободные” деньги - кеш. Стоимость современного производства в своей абсолютной массе существенно превышает возможности отдельного даже крупного собственника. В тоже время и среди собственников есть те, кто имеет временно свободные средства или занимается проблемами выдачи займов.

Перейдём к образному определению природы РЦБ - это огромная лужа, в которой барахтаются различные живые организмы с различной массой (капиталом), которые стремятся достичь своей цели – увеличить массу (капитал), поэтому поедают друг друга. В эту лужу периодически вскакивают новые живые организмы со своим капиталом, стремясь его увеличить, либо этот капитал съедают ранее вскочившие. Основной мотивацией работы на РЦБ являются высокие заработки, хотя кое-кто не исключает и творческие и моральные аспекты. В общем РЦБ – это по сути большой “Чиркизон” в мире, если кто помнит, был такой рынок в Москве.

Основной движущей силой рынка ценных бумаг является конкуренция между участниками данного рынка, а это удовлетворение их эгоистических потребностей, т. е. эгоизм собственников. Между ними не может быть добросовестной конкуренции, там только конкуренция или чаще всего недобросовестная конкуренция. Конкуренция между участниками может быть только тогда, когда все процессы, которые протекают на рынке, прописаны в законах. Увы, описать и написать законы на все случаи перетока капитала, описанного выше, в принципе нельзя. Поэтому конкуренция на рынке может быть только недобросовестной. Торговцы фондового рынка продают и покупают ценные бумаги, обслуживают расчеты по ним и их оборотам, используя им одним известную информацию. Максимальный эффект получают те, кто владеет инсайдерской информацией. Основную цель, которую преследуют участники фондового рынка -получить как можно больше прибыли.

Следовательно, в рамках государства имеется экономический комплекс, содержащий экономику и РЦБ. Основой государства является экономика, в тоже время РЦБ – это внешний элемент, который по своим возможностям существеннее мощнее экономики, как по объему, так и по быстродействию. Экономике свойственно развиваться плавно, а РЦБ развивается хаотично и эти колебания значительны даже в течение часа. Эти колебания, учитывая их финансовую мощь, подчиняясь законам интерференции, приводят в конечном итоге к кризису. Есть ещё мирохозяйственный комплекс с его т. н. глобальной финансовой системой.

Как видно из изложенного выше перетоки капитала внутри мирохозяйственного комплекса не предсказуемы. Глобальная финансовая система в рыночной экономике, а это большинство стран, всегда находится в “легком” колебательном режиме, и в любой момент готова пойти в “разнос”. Только мировая элита и элита стран её сдерживают от взрыва – мирового финансового кризиса. Когда же между элитами нарушаются договорённости, когда “подрастают” новые элиты, происходит раскол, тогда объявляется кризис. Такое согласие можно было наблюдать в конце 2011 года, когда во всех СМИ писали о “конце” доллара. Однако американская (мировая) элита договорилась – было разрешено увеличить госдолг, и ничего не произошло. Также была разрешена проблема Греции, Испании, и Италии в начале 2012 г. Теперь уже европейская (мировая) элита договорилась – были изменены правила ЕЦБ – было разрешено покупать проблемные долги этих стран, и проблема разрешилась.

Были найдены новые инструменты разрешения проблем – печатание новых денег. Вот здесь и сыграл решающую роль РЦБ. Общеизвестный принцип, что печатание новых денег ведёт к росту инфляции. Большинство стран (в частности Россия) пытаются сдерживать инфляцию путём сдерживания количества денег в обороте, надеясь этим уменьшить инфляцию, т.е. управляют этим процессом по известной формуле Фишера. Другими инструментами рыночная экономика как бы не располагает. Это связано с не пониманием сути инфляции – инфляция – это, грубо говоря, не рост цен, а ошибка в управлении производством. А здесь инструментов и субъектов неограниченное количество [3]. Последний пример – замораживание цен на время выборов в России на полгода (в начале 2012 г.) и ничего не произошло. Это, безусловно, грубый регулятор.

В совремённых условиях этот принцип не работает – почти не работает. Только часть денег перетекает в реальные активы – в производство. На создание товара требуется время. Следовательно, инфляция будет заложена при планировании производства как инфляционная составляющая, которая проявится только после начала продажи товара, т. е. через год, два. Через такое время определить за счет чего образовалась такая инфляция, при таком подходе к её пониманию и управлению ею, проблематично. В основном же средства пойдут (будут “вывезены”) на РЦБ, и оттого, что их там станет на единицу (например, не в 5 - 6 , а в 6 – 7раз) больше ничего не изменится.

Следовательно, проблема сдерживания кризисного состояния глобальной финансовой системы разрешается не только за счет снижения учётной ставки центральных банков, которую у европейского, американского, японского банков уже в принципе снижать некуда – у японского банка она близка к нулю. Она решается за счет печатания новых денег, что позволяет разрулить проблемы крупных банков и одновремённо не бояться всплеска инфляции. Наличие РЦБ с его информационно-технологическим оснащением позволяет заниматься печатанием новых денег, не боясь всплеска инфляции. В этой связи в стороне стоит Россия, где учетная ставка в разы выше, чем у названных выше банков. Это связано, прежде всего, с непониманием финансовым руководством сути инфляции, да и в целом места и роли финансов как элемента в экономике государства.

Проблема реформирования глобальной финансовой системы рассмотрена в работе [4], наряду с организационными мероприятиями сказано, что субъектам рынка должны быть приписаны ранги. Однако как сказано в той же работе, что видимо кризиса 2007 – 2009 г. будет недостаточно, чтобы международное сообщество занялось реформированием своей финансовой системы. Пока что делается внешняя чистка отдельных элементов в виде поднятия роли МВФ и некоторых других. В тоже время в работе [1] высказана идея, что бескризисная экономика возможна и в одной отдельно взятой стране. Кризисная экономика существует в абсолютном большинстве государств мира. Следовательно, возникает проблема, которую можно сформулировать так – каким образом средства РЦБ “заставить”, “предложить”, “понудить” работать на экономику государства или оставить всё как есть, пытаясь периодически загонять его в некие рамки, ожидая неизбежного его обвала.

Почему возможна постановка проблемы в таком виде? Потому что государство не пытается даже привлечь средства с РЦБ в экономику. Если посмотреть функции ФКЦБ, определённые статьей 42 Закона о РЦБ, то там нет функции, которая бы решала эту задачу. Там все функции сродни тем же функциям, которые выполняет дирекция любого колхозного рынка. Может только более возвышено и напыщенно они там записаны.

Поэтому используем для решения этой проблемы вариантный метод, как самый простой. Причём уже в самой постановке проблемы просматривается два пути её решения:

  • понудить, говоря юридическим языком, рынок работать на экономику,
  • оставить всё как есть, наблюдая за его поведением и ожидая момента, когда можно будет спрыгнуть с подножки, несущегося к кризису РЦБ и пересесть на следующий, тоже несущийся к кризису, поезд РЦБ.

Исходными данными при движении по первому пути являются:

    • экономическая самодостаточность государства,
    • ясное представление о структуре экономики и понимание места и роли каждого её элемента,
    • понимание сути и природы инфляции и механизмов её сдерживания,
    • понимания того, что ценная бумага – это отображение собственности и др.

Как видно из исходных данных в этом варианте важнейшая роль отводится государству – государство должно управлять экономикой. Эффективность производства, крупных предприятий и других элементов экономики, в том числе и любого иерархического уровня экономики в современных условиях не зависит от того, кто является собственником предприятий расположенных на той или иной территории. Важно другое – как и кем управляется это предприятие и какое место и роль в этом управлении занимают властные структуры данного уровня. Следовательно, важно сохранить собственника ценной бумаги, возможность ему получать доход на эту ценную бумагу и возможность при желании избавиться от этой ценной бумаги.

Возможный вариант отображения собственности и способы её обмена состоит в следующем. Всё производство (в широком смысле слова) делится на N секторов: лёгкая, пищевая, химическая промышленность, станкостроение, чёрная металлургия и т. д. Таких секторов может набраться несколько десятков. Далее перейдём непосредственно к схеме взаимодействия собственника и государства, которая показана на рисунке 2.

Рисунок 2. Схема взаимодействия собственников ценных бумаг и государства

Собственник 1 , владеющий акциями производства соответствующего сектора передаёт их государству, а взамен получает государственные ценные бумаги этого сектора. В конце отчетного периода он получает дивиденды пропорционально тому, как сработал этот сектор, а не его конкретное производство. По желанию собственники 1 или 2 могут продавать государственные ценные бумаги на бирже. Как видно из схемы там идёт торговля только государственными ценными бумагами. На бирже (РЦБ) они уже будут котироваться пропорционально тому, как работает соответствующий сектор.

Государство тоже может выпускать ценные бумаги сектора и ими торговать. Для наблюдения за сектором из числа собственников создаётся совет сектора, который наделяется правом рекомендации, а возможно и назначения управляющих предприятиями сектора. Кроме того, должна быть предложена система страхования (возможно государственная) всевозможных рисков.

Предложенная система преобразования ценных бумаг в интересах понуждения их собственников работать на экономику позволяет:

  • производству функционировать в соответствии с целями государства,
  • консолидировать средства сектора экономики для реконструкции, строительства новых производств и проведения НИОКР, т. е. делать то, что не мог каждый отдельный собственник,
  • существенно снизить риск сваливания экономики в кризис, конкуренция становится ближе к добросовестной, уровень коррупции низким (иной смысл приобретает суть частной собственности в государстве на графике функции принадлежности нечеткого множества “экономика”),
  • собственнику получать доход, не зависящий от его конкретного производства,
  • при возникновений спекуляций ценными бумагами государству пресекать это, а собственнику не влиять на этот процесс,
  • собственнику быть застрахованным при различных рисках,
  • собственник через совет влиять на работу сектора и др.

Объективно необходимость решения этой проблемы состоит в том, что по мере развития экономики производство усложняется. Сроки создания новых систем удлиняются, а их стоимость увеличивается. Увеличивается технико-технологическая оснащенность производств – научно-технический прогресс, что ведёт к высвобождению работников и напряженностью на рынке труда. Отсюда необходимость сокращения продолжительности рабочего дня для сохранения занятости и уровня обеспеченности работников. Это может реализовать только государство [5]. Необходимо организовывать работу десятков, а иногда и сотен заводов, НИИ, учебных заведений, академических институтов и проч. и руководить этим процессом на протяжении 5 – 15 лет. Необходима другая организация производства, т. н. параллельно-последовательная [6]. Учитывая географические размеры России, необходимо уходить от малых и средних производств – не путать с малотоннажными.

По поводу второго пути, а это путь, по которому движется совремённая рыночная экономика, то здесь тоже необходимы значительные усилия в смысле организации и, по сути, малоэффективные по результативности. Могут создаваться различные мегарегуляторы – зависимые от государства или не зависимые, они ничего в принципе изменить не могут и, что самое главное, они не изменят природу и движущие силы рынка. Эти усилия, прежде всего, связаны с информационным обеспечением. В этом варианте необходимо располагать информацией о замыслах и предполагаемых действиях собственной элиты, региональной, в смысле, например, европейской, и мировой [7]. Ибо только она объявляет начало кризиса и, располагая этой в конечном итоге инсайдерской информацией, можно принять охранительные меры.

Таким образом, определено, что РЦБ не является элементом экономики государства, а является элементом экономического комплекса государства – это значит, что он может быть, а может и не быть в государстве. В современных условиях и в ближайшей перспективе РЦБ будет являться объектом “вывоза” капитала, поскольку другого объекта (места, территории) куда можно было бы его вывозить и получать прибыль в режиме on-line нет. Основная цель функционирования РЦБ – это получение прибыли каждым отдельным субъектом рынка, а движущей силой является конкуренция по большей части недобросовестная. На рынке вращаются огромные деньги в разы больше чем в реальном секторе экономики, а его теневой сектор составляет около 60 триллионов долларов. Перетоки капитала на рынке не поддаются описанию. В связи с тем, что мировая экономическая ситуация подошла (а где-то подходит) к своему тупику – удовлетворение эгоистических потребностей собственников, возникает проблема как понудить РЦБ работать на экономику в интересах удовлетворения социальных и потребностей в самосовершенствовании членов общества. Эта цель может быть достигнута, если государство (власть) будет регулятором экономики, а не наблюдателем за её поведением. Для решения этой проблемы предложена схема взаимодействия собственника ценных бумаг и государства, которая позволит избавиться от многих проблем – недобросовестной конкуренции, высокого уровня коррупции и проч., а собственнику получать доход на свои бумаги или возможность избавиться от них.

Литература

1. “ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ”

http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12735.html

2. “ТЕОРИЯ КРИЗИСОВ, ОШИБКИ ТЕОРИЙ (В.И. ЛЕНИН, М. Л. ХАЗИН)”

http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12488.html

3. . “ИНФЛЯЦИЯ, ПРИРОДА, ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ”

http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12818.html

4. “ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ”

http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12787.html

5. .“ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС”

http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12527.html

6. “СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА КАК ОБЪЕКТА ЭКОНОМИИ РОССИИ”

http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12715.html

7.“ЭЛИТА, ЭКОНОМИКА И ДЕМОКРАТИЯ”

http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/12569.html

Андрей Яшник

статью прочитали: 13656 человек

Комментарии 

Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь

Праздники сегодня

© 2009-2019  Создание сайта - "Студия СПИЧКА" , Разработка дизайна - "Арсента"