быстрый поиск:

последние за вчера, 15.07.19  
переводика рекомендует  
Война и Мир
Терра Аналитика
Усадьба Урсы
Хуторок
Сделано у нас, в России!
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
Вместе Победим
Российская газета
 
переводная статья
опубликовано редакцией на Переводике 30.03.09 00:00
переводчик Azaroff; публикатор: Small_Bird
   
 

Путинизация Гоголя вызывает споры

«Оскорбление!» «Реванш бюрократов!» «Унижение России!» Столько страсти вызывает не обнаруженный неожиданно неизданный роман Гоголя, а празднование 200-летия со дня рождения этого мастера самоиронии.

Власти с гордостью объявили об открытии 27 марта 2009 года первого в стране «музея Гоголя», который создан в резиденции графа Александра Толстого (имеется в виду друг писателя Александр Петрович Толстой (28.01.1801—21.07.1873) – прим. ред.)– родственника (так в тексте) писателя – где Гоголь провёл последние мучительные годы своей жизни. Две небольших комнаты этого дома, в которых Гоголь сжёг 2-й том «Мёртвых душ» и умер от голода, были переоборудованы ещё в 1974 году.

К двухсотлетию три другие комнаты были освобождены для того, чтобы «оживить» писателя при помощи зеркал, муляжей, скульптур, звуков и света. «Позорная клоунада», – теряют дар речи пуристы. «Никто из тех, кто любит Гоголя, не сможет переступить порог этого дома», – бросает Игорь Золотусский, крупный российский специалист по Гоголю и председатель правления «Фонда Гоголя», целью которого является открытие «настоящего» музея. «Стыдно России до сих пор не иметь ни единого музея Гоголя, достойного его имени. Только в Украине [где он родился в 1809 г. – прим. ред. «Либерасьон»] их целых три! Зато в России штук пятнадцать музеев Пушкина!»

Реликвии.

Леонтий Озерников, дизайнер экспозиции в московском «музее Гоголя», пылко защищает своё творение: «Когда имеет место полемика – это плохо или хорошо?» – возражает он тем, кто обвиняет, что он пляшет на костях писателя. «Слишком мало подлинных предметов его эпохи сохранилось до наших дней», – жалуется Озерников, – «В нашем музее их всего несколько: его посмертная маска, конторка и небольшой «сундук странствий». Именно поэтому мы задумали экспозицию так, что мемориальное пространство формируется вокруг ключевых элементов, освещающих различные грани персонажа. Сундук, вызывающий в памяти его путешествия и его тайны; камин, в котором он сжёг рукопись «Мёртвых душ»; конторка, за которой он создавал свои последние сочинения; круглый стол, где посетитель может отразиться как в зеркале сознания, диван, на котором он умер»…

«Всё это шоу противоречит здравому смыслу», - возмущается Игорь Золотусский. «Его дом превращён в будуар в стиле Людовика XIV, с мраморными полами, зеркалами и буржуазной мебелью, тогда как Гоголь жил очень скромно», – настаивает председатель правления фонда, – «Люди, ответственные за подобную трату общественных средств, должны предстать перед судом!» Савва Ямщиков, председатель Ассоциации реставраторов России, ещё один отколовшийся член Оргкомитета по празднованию 200-летия, идёт ещё дальше. «Мы устроим международный скандал!» – бросает он в надежде как можно скорее изгнать «чиновников», оккупировавших дом в Москве.

Историки напоминают, что эти несчастья Гоголя в собственной стране не несут в себе ничего нового. «Ещё при жизни он сразу стал классиком», – рассказывает Игорь Золотусский, – «Царь Николай I пришёл посмотреть «Ревизора». Он смеялся и аплодировал. Триумф. Но Гоголь не испытал удовлетворения, он считал, что его плохо поняли: все увидели в его произведении в основном ту его сторону, которая связана с фарсом, и почти не обратили внимания на глубокий трагизм».

В 1909 году 100-летний юбилей писателя уже праздновался с помпой… и полемикой. Чтобы воздать почести гению «Мёртвых душ», Москва открыла ему необычный памятник работы скульптора Николая Андреева. Гоголь предстал на нём сидящим в огромном пальто, с таким скорбным видом, как будто он несёт на своих плечах все грехи страны. «Его превратили в ворону», «Похоже на летучую мышь», – ужасались с тех пор люди, влюблённые в его смех.

В советскую эпоху Гоголь также был в чести, но лишь сквозь искажающую призму реализма. Мистические переживания писателя, ныне вновь ставшие очень модными, замалчивались, чтобы сделать из него лишь «критика царской России» и крепостничества. Сталин не выносил вида стоящего у него на пути в центре Москвы мрачного памятника работы Андреева, и постановил заменить его «советским» Гоголем: в полный рост, с распахнутой грудью, с книгой в руке, стремящимся вперёд, к победе социализма.

Современность.

В 1959 году Гоголь работы Андреева был переустановлен во дворе своего последнего московского жилища, того самого, где теперь открыт музей. С тех пор, как последнее воплощение фарса писателя, два памятника разглядывают друг друга. «Эти два Гоголя в сотне метров друг от друга представляют собой паранормальное зрелище, вполне в его духе», – веселится Вера Викулова, директор крайне неоднозначного «Дома Гоголя». «Он многогранен», – утверждает она. В стране Путина - Медведева Гоголь по-прежнему слишком актуален, чтобы относиться к нему бесстрастно.

статью прочитали: 2195 человек

Комментарии 

Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь

Праздники сегодня

© 2009-2019  Создание сайта - "Студия СПИЧКА" , Разработка дизайна - "Арсента"