«Спасибо, Канада». Жители Гамильтона (Канада) празднуют 65-ю годовщину Дня Победы
Несколько слов от переводчика
Гамильтон – это небольшой городок (сегодня – чуть более 300 тыс. населения) в 60 км. на запад от Торонто, на полпути между Торонто и Ниагарой. И раньше и сейчас это промышленный город, в нём много крупных предприятий. В годы войны здесь работал авиастроительный завод, делали, насколько я помню из объяснений гида, бомбардировщики «Ланкастер».
К 65-й годовщине Победы газета «The Hamilton Spectator» создала специальную рубрику:

А вот здесь http://www.thespec.com/content/763730 вы можете посмотреть фотографии и видео о том, как встречали гамильтонцы День Победы в 1945 году.
Ниже я хочу выложить две статьи из этой рубрики.
«СПАСИБО, КАНАДА»
Человек из Дандаса вспоминает свою радость, когда бомбардировщики союзников сбрасывали продукты голодающим голландцам.

Бомбардировщики «Ланкастер» сбрасывают продовольствие голодающим голландцам.
Собаки просто исчезли.
Голод в Голландии продолжался все пять долгих лет нацистского режима, продуктов не было ни для людей, ни, тем более, для домашних животных.
Собаки? Сдохли? Разбежались? Были съедены? Корнелис Вантуреннут не знает, что с ними произошло. Он был ребёнком, который сам едва не умер от голода.
«Но кошки», - говорит он, - «выжили». Крысы и мыши спасли кошек от гибели. И у Корнелиса в семье во время войны была кошка, имени у неё, правда, не было. «Вы же не даёте имени животному, которое собираетесь съесть», - говорит он.
На Рождество 1944 года в его семье, как и в тысячах других таких же семей, не было никакой еды. Мать собиралась убить кошку, чтобы у пяти детей было что поесть хотя бы на Рождество.
22 декабря кошка исчезла. "Кто - то съел наш Рождественский обед, я думаю", - говорит Корнелис. Корнелис - это его официальное полное имя, обычно его сокращают до Киис или Кейс
Kиис рос в красивой маленькой деревушке Вооршотен (Voorschoten) недалеко от Гааги. Фермы и обработанные тюльпановые поля на сколько мог видеть глаз.
И всё это цвело в тот день 1940 года, когда мир изменился. Kиис сидел в школе накануне своего шестого дня рождения в мае, когда прилетели самолёты.
"Мы смотрели через поле и видели, как они бомбили аэропорт. Мы видели, как началась война, сидя за партами».
Потом пришли солдаты, одни – злые, другие – самые обычные немецкие солдаты, «которые не хотели быть здесь». Некоторые из них могли зверски убить человека только за то, что он отозвался, когда позвонили ему в дверь. «Отец моего лучшего друга погиб таким образом. Много людей погибло в нашей деревне».
А потом война всё продолжалась и продолжалась.
Коровы и другой домашний скот были погружены в вагоны и отправлены на убой, чтобы кормить немцев. К 1944 году все животные, которых обычно едят люди, были вывезены, а на бывших пастбищах овощи не росли.
Но голландцы - очень запасливые люди. Люди прятали продукты и консервы в разных местах, закапывали во дворах и на участках.
И голландское правительство тоже сохранило большие запасы зерна и риса на случай бедствия. Эти запасы также были вывезены в Германию, чтобы кормить немцев.
В деревне всё ещё оставалось несколько лошадей, предназначенных для германской армии. Киис помогал соседям выводить лошадей по ночам. «Я прятал немного зерна из их кормушки в свой карман, и мама потом делала кашу из него». Это помогло им выжить.
А затем случилось чудо. В 1944 году союзники вторглись во Францию. К сентябрю канадская армия была в Голландии. Наш Королевский Гамильтонский пехотный полк и тысячи других канадцев двигались к ним.
«Мы слышали канонаду», - вспоминает Киис. Освобождение было совсем рядом. Они, кажется, выжили.
Затем наступление союзников остановилось, и когда началась зима, обе стороны зарылись в землю до весны. Большая часть страны была освобождена, и люди стали получали продукты от союзников и от Красного Креста.
Большие города на побережье всё ещё были заняты немцами. Эти районы были отрезаны от остальной страны большими реками, и никто не мог проехать в освобождённые районы и купить еду. "Люди попробовали", - говорит Киис, - "но они не могли пройти».
Голландцы голодали уже в течение многих лет. Но теперь просто не было никакой еды, ниоткуда. Всё что было, нужно было растянуть до прихода союзников.
"Когда Вы хотите есть", - говорит Киис, - "Вам всегда холодно. Я помню это». Он также помнит, как ему было стыдно. "Сначала Вы хотите поделиться, но через некоторое время Вы уже думаете только о себе". Это было очень тяжёлое время для верующих людей. Киис вспоминает, как он нашёл очистки репы на полу, схватил их и начал есть......он до сих пор чувствует себя виноватым.
Время от времени на деревенской площади появлялись котлы с жидким супом из гнилой капусты или свёклы. Пахло отвратительно, но Киис помнит, как он и его сестра Беппи стояли в очереди, чтобы поесть его.
Эти два ребёнка всегда были вместе. "Она была очень добрая, была заводилой и очень любила петь», - говорит он.
Зима 1944-45 гг. была особенно холодной и трудной, люди начали умирать от голода и болезней, которым уже не могли сопротивляться.
Киис и Беппи, как и многие другие, пытались выкапывать луковицы тюльпанов. «Я помню, как мы ели луковицы осенью 1944-го. Вкус у них неприятный, но у вас в животе есть хоть что-то».
Когда их кот исчез перед самым Рождеством, их тётя приготовила специальное угощение, чтобы дети смогли почувствовать праздник. Она нашла немножко стародавней корицы и испекла блинчики из тюльпановых луковиц. С корицей они были чуть-чуть менее горькими.
Прошло четыре долгих месяца. Около 18 тысяч людей умерло от голода.
К концу апреля 1945 года капитуляция немцев была неизбежна. Но они всё ещё удерживали голландское побережье, и голод теперь угрожал миллионам, тем, кто не мог прожить даже те несколько дней, которые потребовались бы для передачи власти.
И тогда родилась замечательная идея операции «Манна».
«Манна небесная». Канадцы, британцы, другие представители Содружества, американцы сбрасывали бы контейнеры с продовольствием на парашютах. Немцы согласились не стрелять по низколетящим самолётам союзников.
Киис был в школе в то утро и, как и в начале войны, сидел у своего окна в мир. «Огромные бомбардировщики «Ланкастер» летели прямо на нас. Дом дрожал, и мы дрожали вместе с ним».
Некоторые испугались, они думали, что союзники, по ошибке, собираются бомбить их. Но бомболюки открылись, и с неба к голодающим людям полетели мешки с продуктами.
"Не было никакой давки, никаких драк", - говорит Киис. - "Это было очень хорошо организовано нашим подпольем».
"Были консервы с ветчиной и лососем. Я до сих пор помню тот первый вкус лосося и детского печенья, как будто это было вчера. Это было замечательно».
С этого началось то огромное чувство признательности которое голландцы испытывают к канадцам.
Позднее Боб Олдерсон из Гамильтона, член экипажа одного из самолётов, сбрасывавших продукты, вспоминал дни, последовавшие за тем первым днём. Голландцы к тому времени уже ждали их на земле, многие держали в руках плакаты, на которых можно было прочесть «Спасибо, Канада».
Киис говорит, что людям потребовалось приблизительно 10 дней, чтобы почувствовать себя сытыми. Сначала они могли есть очень-очень немного, потом постепенно увеличивая порции, и, наконец, когда снова появились тюльпаны, и в деревню приехали канадцы, дни страха и голода внезапно закончились.
Но Киис к тому времени уже умирал от истощения. Его, как и многих других голодающих детей, отправили в Англию, чтобы подкормить и позаботиться о них.
В 18 лет он переехал в страну своих освободителей и живёт в своём доме в Дандасе (Dundas – район на окраине Гамильтона, прим. переводчика) вот уже 39 лет.
Он потерял свои зубы из-за голода. "О, это у многих так - как у меня", - говорит он.
Его сестра Джерри болела ещё два года после войны.
Его мать – потерявшая мужа в 1936 г. и одна воспитавшая пятерых детей, дожила почти до 100 лет. Всю оставшуюся жизнь, если ей надо было купить какой-то продукт, она покупала два... на всякий случай.
Его сестре Беппи, той самой, чья добрая натура дала так много Киису, повезло намного меньше, уже после войны она умерла от плеврита, которому её истощённый организм не мог сопротивляться. Ей было 10 лет.
Киису очень трудно рассказывать всё это, тяжело переживать такое снова, но он хочет, чтобы эта история стала известна людям.
«Это очень сильно волнует», – говорит он, – «потому, что затрагивает всю вашу жизнь»
статью прочитали: 2630 человек
Сегодня статей опубликовано не было.
Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь