Россия оптимистичная
Недавно госсекретарь США Хиллари Клинтон вернулась из поездки по восточно-европейским странам и постсоветскому пространству, где она, похоже, отступила от обещаний, которые были даны на последнем успешном саммите Обамы и Медведева, который прошёл в Вашингтоне. Впрочем, несмотря на несколько резких заявлений, прозвучавших из уст Клинтон, реакции в Москве почти не наблюдалось, поскольку было очевидно, что на этот раз госсекретарь играла на внутриамериканскую аудиторию. Это признак того, что американо-российские отношения действительно двигаются в правильном направлении.
Чтобы продемонстрировать всю существенность изменений, администрация США после якобы успешного московского саммита между Обамой и Медведевым, который состоялся год назад, отправила в регион вице-президента Джо Байдена для прояснения новой вашингтонской политики «перезагрузки». Ему было поручено убедить союзников Америки в том, что улучшение отношений с Москвой не означает, что регион подадут России на блюдечке с голубой каёмочкой. А также, что отказ от планов по размещению в Чехии и Польше элементов противоракетного щита и дальнейшего расширения НАТО, приглашение в клуб Украины и Грузии не стоит воспринимать, будто Соединённые Штаты предоставляют России карт-бланш.
Визит Байдена вышел несколько скандальным. Многие в Москве и Вашингтоне скептически отнеслись к перспективам перезагрузки. Им ещё предстояло испытание предстоящими выборами в Украине, инициированной Соединёнными Штатами резолюцией Совета Безопасности ООН по Ирану, американо-российским сотрудничеством в Афганистане и рядом других проблем, относительно которых позиции Москвы и Вашингтона существенно отличаются. Возможно, именно по этой причине вице-президент Байден не так сдерживался, был не таким дипломатическим, иногда бестактным или даже грубым в своих заявлениях в отношении России и российской политики на постсоветском пространстве.
Последний же саммит состоялся в совершенно другой атмосфере. Перезагрузка прошла проверку. Соглашение о сокращении стратегических вооружений подписано. Украинские выборы, в отличие от предыдущих выборов президента, не обострили конфликт между Москвой и Вашингтоном, а наоборот, продемонстрировали, что две страны стремятся сотрудничать. Россия поддержала резолюцию Совета Безопасности об ужесточении санкций против Ирана. Обе стороны продемонстрировали готовность конструктивно работать над рядом политических вопросов, учитывая интересы и опасения друг друга.
После этого саммита Хиллари Клинтон поехала в страны региона, кажется, с совершенно другим настроением и повесткой дня. На этот раз ситуация выглядит следующим образом: администрация Обамы серьёзно настроена на перезагрузку, но должна стать в позу, чтобы ослабить критику оппонентов внутри США. Выступая с заявлениями в Польше, Киеве, Тбилиси, Ереване и Баку, Хиллари Клинтон пыталась ответить на все критические замечания оппонентов администрации Обамы в Вашингтоне. Она отметила, что Белый дом обеспокоен вопросами соблюдения прав человека в России и Китае; что ей небезразлична судьба восточноевропейских стран; что они готовы разместить в Польше элементы системы ПРО; что двери НАТО открыты перед новыми членами (имелись в виду Украина, Грузия и другие страны постсоветского пространства); что Россия не имеет права налагать вето на расширение НАТО и на решения независимых государств о вступлении в военные альянсы; что Соединённые Штаты и в дальнейшем поддерживают идею диверсификации поставок нефти и газа на Запад, а значит, поддерживают проект газопровода «Набукко», который будет доставлять газ в Европу через Турцию. Что Белый дом и впредь активно занимается решением конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве (в частности, в рамках Минской группы ОБСЕ серьёзно и конструктивно вмешивается в решение вопроса Нагорного Карабаха, который пытается обрести независимость от Азербайджана) и нормализацией отношений между Арменией и Турцией.
Хотя ни один представитель администрации Обамы не признается в этом публично, но изменения в подходе Вашингтона соответствуют рекомендациям, содержащихся в отчёте группы экспертов Центра Никсона во главе с бывшими сенаторами Чаком Хейгел и Гэри Гартом. В анализе утверждается, что каждая страна имеет, как обычные «интересы», так и «жизненно важные интересы». Отстаивая свои «жизненно важные интересы», страна на определённом этапе иногда должна либо идти на жертвы, или уделять меньше внимания второстепенным интересам. Объясняется это тем, что иногда одни интересы противоречат другим.
Во время своей поездки Хиллари Клинтон прояснила «интересы» Соединённых Штатов в регионе. Впрочем, одновременно администрация Обамы определила и свои «жизненно важные интересы» и показала готовность учитывать интересы России при конструктивном сотрудничестве между Москвой и Вашингтоном.
Следовать этим курсом дальше будет сложно. Республиканцы и неоконсерваторы серьёзно раскритиковали администрацию Обамы за то, что та пошла на якобы слишком большие уступки России в планах по противоракетной обороне, закрыла глаза на нарушения прав человека, проигнорировала постсоветское пространство и, по сути, смирилась с тем, что Россия может налагать вето на расширение НАТО.
Без сомнения, и в самой администрации Обамы найдутся люди, которые высказываются против улучшения отношений с Россией. Но перезагрузка отражает трезвое осознание интересов США и их места в мире. И хотя пока ничего не гарантировано, даже несмотря на эти возражения, мы можем быть осторожными оптимистами. Возможно, внутриполитические аргументы являются влиятельным политическим фактором для ближайшего будущего, но обычно государства руководствуются своими масштабными долгосрочными национальными интересами. Надеемся, что перезагрузка принесёт пользу и Соединённым Штатам, и России.
Андраник Мигранян - директор нью-йоркского представительства Института демократии и сотрудничества. Преподаёт в Московском государственном институте международных отношений, является членом Общественной палаты и бывшим членом Президентского совета России.
Читали: 349