"Обама не сумел сделать выводы"

Митинг сторонников движения "Чайной партии" в Огайо. "Мы уже видим признаки политики гнева и недовольства", - говорит Роберт Рейх.
Промежуточные выборы в США во вторник принимают форму референдума для политики администрации президента Барака Обамы. "Шпигель Онлайн" побеседовал с бывшим министром труда США Робертом Рейхом о демагогии в американской политике, экономическом неравенстве и параллелях между 2010 и 1929 годом.
"Шпигель онлайн": США голосуют во вторник на решающих промежуточных выборах. Это трудное время для страны - Вы сказали, что она сталкивается с "идеальным штормом". Что вы имеете ввиду?
Рейх: Во-первых, у нас на самом верху нашего общества сконцентрирована беспрецедентная степень доходов и богатства. Самые богатые 0,1% американцев зарабатывают теперь больше, чем самые бедные 120 миллионов человек. Во-вторых, благодаря абсурдному мнению Верховного суда Соединённых Штатов у нас теперь практически неограниченное количество денег течёт от богатых и от корпораций посредством тайных механизмов, делающих невозможным проследить, кто и сколько жертвует для различных (политических) кампаний и рекламы за и против различных кандидатов. Согласно оценкам, подобные анонимные группы потратили более 400 миллионов долларов на последние выборы. И, наконец, у нас широкие слои электората всё ещё являются безработными или рискуют оказаться без работы, всё ещё рискуют потерять свои дома или уже потеряли их, всё ещё испытывают большое падение своих сбережений или собственных средств. Это разочарованное и обеспокоенное население является лёгкой добычей для демагогов, которые будут обвинять других в их проблемах, а не объяснять, что следует делать.
"Шпигель онлайн": Другими словами, неудивительно, что кандидаты, выступающие против бюджетных расходов, скорее всего, получат многие из свободных мест в Конгрессе.
Рейх: Это одна из сфер, по поводу которой очень легко быть демагогом. Обвиняя правительство в том, что оно является врагом, и обещая людям, что если мы просто уменьшим правительство, то им будет лучше, некоторые политики и идеологи пытаются улучшить собственные позиции во власти. Они обманывают избирателей. Мы знаем, что когда частный сектор не хочет или не может идти на расходы и когда потребители страдают от огромного долгового бремени, правительство является последним, кто делает расходы, по крайней мере, в краткосрочном плане. В долгосрочном плане дефицит должен быть сокращён, но пока мы не добьёмся роста экономики в краткосрочный период посредством правительственных расходов, мы все будем намного дольше и более болезненно переживать так называемое оздоровление экономики. Нам необходима более крупная программа стимулирования.
"Шпигель онлайн": Почему тогда Демократическая партия президента Барака Обамы так осторожна в вопросе увеличения расходов?
Рейх: Это началось со спасения Уолл-стрит. Так называемое движение "Чайной партии", которое постепенно поглощает Республиканскую партию, появилось тогда, когда президент Джордж У. Буш и после него президент Обама предоставили Уолл-стрит 700 миллиардов долларов. Для многих американцев это выглядело и ощущалось как инсайдерская, мошенническая сделка. В США, когда есть чувство, что правительство и бизнес действуют заодно, существует тенденция обвинять правительство, а не бизнес. Если бы Обама поставил очень строгие условия для этого спасения банков, потребовав, например, чтобы компании с Уолл-стрит кредитовали малый бизнес, чтобы домовладельцам было позволено реструктурировать их задолженность по ипотечным кредитам в рамках банкротства частных лиц, чтобы они ограничили собственное жалованье, я не думаю, что у нас была бы такая реакция, которая есть теперь. Обама также не смог сделать выводы, показать Америке, что закон о финансовой реформе, закон о здравоохранении и закон о рабочих местах, пакет стимулирования - всё это было частью более широких усилий восстановить средний класс и справедливость в американской экономике.
"Шпигель онлайн": Обвинять политиков легко. Но как насчёт американских потребителей? Они увеличили расходы - и должны были понимать, что делают.
Рейх: Американская экономика значительно выросла за последние три десятилетия, однако средняя заработная плата едва увеличилась. Средний доход семьи немного вырос, но только потому, что большое число женщин присоединились к оплачиваемым трудовым ресурсам, потому что все работали дольше, и потому что у людей было больше чистых доходов в тех случаях, когда они могли занимать. Теперь у нас проблемы, так как все эти механизмы решения проблем, как я их называю, исчерпаны. Когда столько доходов приходится на верхи, то у огромного среднего класса и рабочего класса просто нет достаточно денег, чтобы купить все те вещи, которые экономика может производить, не влезая в большие долги, и этот пузырь задолженности невозможно поддерживать. Говоря, что проблема заключается в том, что американские потребители тратят больше того, что могут себе позволить, напрашивается намного более важный вопрос: почему их материальные средства не увеличились вместе со значительным ростом экономики. Мы не видели такого большого разрыва между верхами и низами с 1929 года, и Вы знаете, что тогда произошло.
"Шпигель онлайн": Тогда вдобавок к Великой депрессии в стране происходил также резкий рост гнева, как в отношении политиков, так и в политических дебатах. Может ли это произойти вновь?
Рейх: Я думаю, что мы видим сейчас в Америке начало изоляционизма, нативизма (теории превосходства граждан, родившихся в стране, над иммигрантами - прим. перев.) и ксенофобии. "Чайная партия" выступает против внешней торговли. Мы также видим вспышку анти-иммигрантских настроений по всей стране. Гнев, направленный сейчас против Китая, несоразмерен реальному влиянию Китая на американскую экономику. Китай не виноват в потере 15 миллионов рабочих мест за последние два с половиной года. Я имею ввиду, что мы уже видим признаки политики гнева и недовольства, которая привела в 1930-е к изоляционизму. Это то, что очень меня беспокоит.
"Шпигель онлайн": С другой стороны, гневные дебаты в тот период ознаменовали важные реформы. Может ли это снова произойти?
Рейх: Это большой вопрос - сможем ли мы провести реформы, сходные по натуре с реформами, которые мы провели в 1930-е, 40-е, 50-е и 60-е - реформы, которые значительно расширили возможности, а также государственные капиталовложения в образование и инфраструктуру. Тогда у нас 30% населения состояло в профсоюзах. Теперь это меньше 8%. Тогда у нас был налог на предельный доход для самых высокооплачиваемых работников в 91%, теперь налог на предельный доход для самых высокооплачиваемых работников - 36%, однако супербогатые смогли воспользоваться лазейкой, благодаря которой большая часть их доходов считается доходами от прироста капитала и, следовательно, облагается лишь 15%-ным налогом.
"Шпигель онлайн": Когда Вы работали в Белом доме, политика президента Билла Клинтона была поначалу левой, но стала более центристской после того, как демократы потерпели значительное поражение на промежуточных выборах. Думаете ли Вы, что это произойдёт снова?
Рейх: Я был вместе с Биллом Клинтоном, когда он пытался проводить так называемый "треугольник" и понравиться избирателям в центре. Но центр - это выдумка. Центр - это позиция, на которой находятся большинство избирателей, когда они отвечают на вопросы социологических исследований. Клинтон отказался от лидерства, и это, возможно, будет вынужден сделать и Обама; то есть просто реагировать на опросы общественного мнения. Я думаю, будет жаль, если Обама перейдёт от лидерства к социологическим опросам, но его советники могут посчитать, что это единственный способ гарантировать его переизбрание.

Роберт Рейх, 64 года, являлся министром труда при президенте США Билле Клинтоне, считается одним из ведущих левых интеллектуалов в Америке. В настоящий момент он - профессор в Калифорнийском университете в Беркли. Он является автором книги "Отголоски: следующая экономика и будущее Америки".
Читали: 368
| |
|
| обсуждали:
Редакция (1) |
всего 1 сообщений |
| |
|
|
|