Минское поле
Взрыв обрушил «пятую колонну» в Белоруссии
Во второй декаде апреля постсоветский остров стабильности —Республику Беларусь — трясло по двум поводам одновременно: здесь расследовали теракт в минском метро и девальвировали национальную валюту. Зарубежные наблюдатели в очередной раз поспешили объявить о том, что «почва уходит из-под ног режима Лукашенко». Впрочем, реальными результатами белорусских потрясений станет, наоборот, укрепление власти Батьки и ускорение процессов интеграции с Россией.
Вечером 19 апреля белорусской милицией были задержаны новые подозреваемые по делу о теракте в минском метро. На сей раз совершенно не того социального сорта, что первая партия. Напомним: первыми практически через сутки после взрыва, совершенного 11 апреля на станции «Октябрьская», милиционеры и чекисты заключили под стражу троих исполнителей: 28-летнего Медведева, 25-летних Коновалова и Ковалева. Все трое — простые рабочие из Витебска. Двое младших — друзья и одноклассники. С Медведевым, слесарем, они познакомились на витебском заводе тракторных запчастей.
Кто взрывал...
Лабораторию для изготовления бомб устроили в подвале пятиэтажки, где жили сами: при обыске «в подвале одного из домов по 1-му переулку Репина была обнаружена лаборатория, где Коновалов собирал взрывчатку. Кроме взрывчатых веществ, в подвале нашли две сотни подшипников, кусков металла и арматуры, которые слесари принесли с завода», — пояснили в милиции. Несколько позже к задержанным присоединили еще двоих: 23-летнего Колосова, который, по мнению следователей, также участвовал в изготовлении взрывного устройства, и некую девушку.
Любопытная подробность: за несколько месяцев до последнего теракта Коновалов и Ковалев, по информации следствия, переехали в Минск, сняли квартиру и стали готовиться к взрыву. Переезд в столицу и съем квартиры на несколько месяцев — акция достаточно затратная и для «группы друзей» без внешней финансовой помощи едва ли реализуемая.
Практически сразу после задержания исполнители признались и в причастности к предыдущим взрывам, которые произошли в Белоруссии за последние шесть лет. Их было три: два в Витебске в 2005 году и один в Минске в 2008-м.
Таким образом, оставался вопрос мотиваций. Как сказал 13 апреля президент республики Александр Лукашенко: «Мы знаем, кто это сделал. Но пока не знаем зачем».
...и кто организовывал
Сразу после теракта зарубежные и национальные либеральные СМИ начали заявлять о выгодности взрыва для режима, который неизбежно «использует теракт для разгрома остатков оппозиции». Несмотря на эти превентивные обвинения, пока связи исполнителей теракта не были четко установлены, Лукашенко говорил исключительно о «моральной ответственности» политической оппозиции и исключительно в сослагательном наклонении. Так, президент попросил органы «рассмотреть все заявления от политических деятелей так называемой пятой колонны, всех привлечь и допросить, не глядя ни на какую демократию, стон и вой зарубежных страдальцев». А позже, 16 апреля, выйдя на субботник в Минске, сообщил участникам: «Не надо только кивать, что вот мы тут наступаем на оппозицию. Мы наступим только на тех, кто виноват. Только против тех, против кого есть улики. Но я на перспективу сказал, что «пятой колонны» в стране не будет. Не надо тут ныть о том, что Лукашенко использует момент, чтобы оппозицию то ли раздавить, то ли еще что. Я иногда это слышу и думаю: где эта оппозиция?! Ее нет сегодня в стране, этой оппозиции, а есть «пятая колонна», и то ее элементы». То есть никаких конкретных обвинений в адрес белорусских национал-либералов не последовало. Власть в лице Лукашенко трактовала связь между взрывом в метро и деятельностью оппозиции лишь на уровне идейного влияния.
Однако 19 апреля ситуация резко изменилась. В рамках расследования дела о теракте были задержаны член Белорусского Хельсинкского комитета Павел Левинов (бывший профессиональный военный, последние десять лет — профессиональный оппозиционер), а также находившиеся в одной квартире с ним соратники: еще один член Хельсинкского комитета Валерий Щукин, редактор «Витебского курьера» Олег Борщевский и руководительница регионального отделения Объединенной гражданской партии Ольга Карач.
Это задержание, в отличие от многих предыдущих допросов оппозиционеров, произошло уже «по непосредственно возникшим подозрениям» в организации теракта.
Кстати, само по себе участие радикальных правозащитников из «хельсинкского движения» в воинствующей антигосударственной деятельности имеет прецеденты на территории экс-СССР. В 2008 году руководители родственной организации «Хельсинки-86» в соседней Латвии организовали некий «Народный трибунал» и приговорили к высшей мере практически все политическое руководство республики — за «предательство интересов коренной нации».
Спрогнозировать будущее «пятой колонны» в Белоруссии в этом контексте несложно. В случае если непосредственная роль члена Хельсинкского комитета в организации теракта будет доказана, белорусским прозападным силам вряд ли удастся сохранить легальность положения, которым они пользовались в последние месяцы.
Строгий валютный режим
В тот же день, когда произошло задержание предполагаемых организаторов теракта, представители Нацбанка Белоруссии объявили о фактической 40-процентной девальвации белорусского рубля в безналичных расчетах, хотя само слово «девальвация» упомянуто не было. «Нацбанк отменяет направленное ранее банкам письмо про максимальное 10-процентное отклонение при формировании курса белорусского рубля в межбанковском секторе», — заявил заместитель председателя правления Нацбанка Николай Лузгин.
Паника в республике началась в марте, когда Нацбанк отказался продавать валюту коммерческим структурам. Поскольку слухи о неизбежной девальвации «зайчика» ходили еще с осени минувшего года (когда всем работникам госсектора увеличили зарплаты практически на треть), при первых сигналах паники у обменников выстроились очереди, растянувшиеся местами на километры. Появились спекулянты, продающие доллары и евро в полтора раза дороже официального курса. Только за март белорусы купили в сумме 768 млн долларов.
Граждане, имеющие сбережения в национальной валюте, спешно избавлялись от нее и другими способами, например, закупая сахар. «Ешьте на здоровье, у нас его 200 тыс. тонн», — поиронизировал по этому поводу Лукашенко, тут же отметив, что, по его мнению, валютный и продовольственный ажиотаж свалился на республику одновременно с террором неслучайно.
«Мы еще до президентских выборов предполагали, что нас будут давить целенаправленно, дестабилизировать обстановку. Так оно и произошло», — заключил президент.
Изначально слухи о планируемой девальвации правительством опровергались, однако в итоге, под давлением МВФ, с одной стороны, и министра финансов России Алексея Кудрина — с другой, девальвацию «зайчика» пришлось-таки провести.
Для государства это означает переход на режим крайне жесткой экономии. В частности, среди утвержденных правительством мер — оптимизация расходов бюджета, сокращение программы закупки техники для села (в два раза), программы жилищного строительства (на 220 тыс. квадратных метров) и так далее. В целом, как пояснил вице-премьер республики Сергей Румас, «финансирование госпрограмм будет осуществляться на безэмиссионной основе».
В этой связи некоторые наблюдатели поспешили сделать вывод о том, что нынешняя белорусская власть утратила стабильность. «Девальвация во второй раз за месяц пошатнет основы популярности Лукашенко», — заявила, к примеру, польская Gazeta Prawna.
Впрочем, европейские комментаторы признают отсутствие каких-либо вменяемых альтернатив нынешнему президенту. Также они уверены, что Лукашенко по-прежнему есть на кого рассчитывать и надеяться: «Режим Лукашенко вряд ли устоит, если не получит поддержки Кремля», — отметил Euronews. Что же касается последнего, то решение о выделении Белоруссии кредита в размере 1 млрд долларов будет принято в мае. К тому же, очевидно, ускорится процесс приватизации белорусских предприятий, главными претендентами на которые выступают именно россияне.
статью прочитали: 1390 человек
|
Комментарии | |
Материалы по теме | |
-
ЗАО ЦВМ «Армоком» предоставила средства индивидуальной защиты для журналистов работающих в Сирии
В Сирии продолжается ожесточенная борьба между правительственными силами и вооруженными группировками бандформирований так называемой «сирийской свободной армии»
читали: 688 , обсуждали: 1
читать далее
| |
06.11.2012 11:42 |
|
Эксклюзив
|
-
Сирийская оппозиция: уничтожить нельзя оставить
4 ноября в столице Катара Дохе открылась конференция сирийской оппозиции, которая продлится четыре дня. В ее работе участвуют около 420 представителей от примерно 50 группировок и организаций.
читали: 791 , обсуждали: 2
читать далее
Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь