Как мировое сообщество может мирно вмешаться в Сирии
Протестующий стоит перед полицейскими специального назначения в Халидии, рядом с Хомсом / Рейтер
Посол США в ООН Сьюзан Райс написала в Твитере вчера, что "Самый безотлагательный вопрос, стоящий перед СБ ООН в плане защиты мирн. населения, является Сирия. Мы не успокоимся, пока Совет не выполнит свои обязанности". Защита мирного населения потребует буферной зоны и безопасных маршрутов для раненых сирийцев и беженцев, бегущих от насилия и пытающихся попасть в укрытие либо в этой буферной зоне, либо в соседних странах. Согласно Саламу Хафезу, редактору "Института войны и мира", выступающая против режима "Свободная сирийская армия" (ССА) защищает "некоторые деревни в районе Дера, Джебаль Аль-Завья и Идлиб и в некоторых районах в Хаме и Хомсе", стратегической области на северо-западе Сирии недалеко от границы с Турцией. Именно там сирийская армия усиливает своё присутствие, вероятно, из-за того, что если ССА удастся удержать и расширить эту зону, то у неё появится свободная база для проведения операций.
Сирийское правительство массово убивает солдат и мирное население в Хомсе, стараясь помешать тому, чтобы этот город стал чем-то вроде сирийской версии ливийского Бенгази - опорного пункта оппозиции и их базы для операций в конфликте по всей стране. Но такая база может и должна также стать безопасной зоной для сотен, если не тысяч, раненых гражданских, которые больше не смогут обратиться за медицинской помощью в сирийские госпитали, и их число значительно увеличится, сопровождаясь массовыми потоками беженцев, если гражданская война вспыхнет по-настоящему.
В субботу ЛАГ снова соберётся на чрезвычайную сессию, созванную для того, чтобы рассмотреть вопиющие нарушение сирийским лидером Башаром аль-Асадом его согласия на план ЛАГ по окончанию насилия, план, который требует, чтобы сирийское правительство вывело свои войска из городов и жилых районов, освободило всех политических заключённых и позволило наблюдателям ЛАГ, правозащитным группам и иностранным журналистам приехать в страну - ничего из этого он не сделал. Вместо этого сирийское правительство усилило свои атаки в таких местах как Хомс. Оппозиция предсказала сразу и безошибочно, что сирийское правительство никогда не будет соблюдать это соглашение. Усама Монаджед, советник президента Сирийского национального совета, сказал в интервью, что Асад согласился только потому, что он "понял, что Россия и Китай больше не будут его защищать в ООН. Единственное, что спасало режим до сего момента, было то, что Россия и Китай были готовы заблокировать любую резолюцию против Сирии в Совете безопасности ООН. Но теперь стало ясно, что ЛАГ использует своё влияние на Россию и Китай, чтобы убедить их поддержать позицию Лиги и не использовать их право вето, и ясно, что ни Россия, ни Китай не будут дискредитировать свою позицию в отношениях с Лигой арабских государств, особенно Саудовской Аравией, только чтобы спасти Асада".
Это оптимистичное мнение; многие другие комментаторы считают, что Асад, скорее всего, думает, что он одерживает верх и просто пытается выиграть время, пока он неуклонно повышает уровень силы и жестокости, необходимые для того, чтобы подавить оппозицию раз и навсегда. В таких городах как Алеппо, подобно ситуации во многих ливийских городах после того, как Каддафи нанёс ответный удар, сторонники оппозиции достаточно запуганы, чтобы не выходить на улицы и не начинать новый виток протестов, убийств и новой решимости наказать за эти смерти. Таким образом, баланс сил, который решит, будет ли сирийское правительство вынуждено оставить власть, или же вспыхнет полноценная гражданская война, зависит от двух неопределившихся институтов: сирийского бизнес-сообщества и армии, чьи расчёты должны в основном опираться на их прогнозы о том, сможет ли Асад удержаться или нет.
И здесь может помочь американская дипломатия, вынудив и членов Лиги арабских государств (особенно соседей Сирии), и сирийских сторонников режима начать противостояние и понять то, что будет означать гражданская война. США должны посоветовать ЛАГ попросить ООН принять резолюцию в поддержку создания и защиты буферной зоны на турецко-сирийской границе и последующего создания безопасных коридоров в эту зону из городов, где сирийское правительство сконцентрировало свои атаки. Турции придётся возглавить всё это вместе со "Свободной сирийской армией", чтобы осуществить эту резолюцию, а альянс НАТО мог бы обеспечить материально-технические ресурсы. В то же самое время США должны немедленно начать организацию медицинской помощи и помощи при стихийных действиях. Если правительство не защищает своих собственных граждан, то доктрина "обязанности защищать" позволяет международному сообществу вмешаться, но не обязательно посылая своих солдат.
То, что происходит в Сирии, является гуманитарной катастрофой, равноценной любому землетрясению или наводнению. Тысячи пострадавших мирных граждан нуждаются в той помощи, которую члены международного сообщества - правительства, НПО, международные организации, военные и даже корпорации - знают, как обеспечить. Американский военно-морской флот должен подготовиться к тому, чтобы послать госпитальные корабли к турецкому побережью. И действительно, Дейв Такаки, ветеран армии США, указывает на то, что Global Logistics Cluster - операционный центр помощи при стихийных бедствиях и оказания гуманитарной помощи, поддержанный форумом ООН, состоящим из партнёров ООН и не-ООН, - включает Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Программу ООН по развитию, Департамент операций ООН по поддержанию мира, Всемирную организацию здравоохранения, Департамент ООН по защите и обеспечению безопасности, Шведское агентство спасательной службы, Национальный центр аварийно-спасательных служб, Датский совет по делам беженцев, Учебный и научно-исследовательский институт ООН/ Прикладную программу действующих спутников, Гуманитарное агентство RedR Australia, Télécoms Sans Frontières, Ericsson Response, Global VSAT Forum и NetHope - ассоциацию из 18 международных НПО. Международный Красный крест и Красный Полумесяц также с ним связаны. Эти партнёры уже работают кластерным методом в 11 странах, начиная с Панамы и заканчивая Суданом и Йеменом.
Активизирование международного плана гуманитарной помощи теперь не только поставит международное сообщество в намного лучшую позицию для более быстрого и лучшего реагирования на сирийскую гражданскую войну, чем мы отреагировали на неё в Ливии, но также заставит все участвующие стороны продумать реальные последствия того, что скоро случится. Турция, Иордания, Ливан и Ирак увидят потоки беженцев и активную дестабилизацию их собственной политической ситуации, когда этнические и религиозные группы, связанные с разными группировками в сирийском конфликте, примкнут к той или иной стороне. Иран поддерживает сирийское правительство; саудовский король призвал Асада уйти. Иракское правительство поддержало Асада, хотя и прохладно; иракская оппозиция поддерживает сирийскую оппозицию. В худшем случае Сирия может стать местом опосредованной войны между Турцией и Саудовской Аравией, с одной стороны, и Ираном и Ираком - с другой. Вместо того, чтобы делать прогнозы и делать свои ставки, пришло время всем вовлечённым странам начать реагировать и планировать, исходя из наихудшего варианта развития событий.
Подготовка к гражданской войне может стать единственным оставшимся способом предотвратить её.
статью прочитали: 397 человек
Сегодня статей опубликовано не было.