Юго-осетинская война год спустя
Год назад на этой неделе Грузия атаковала Россию. Это как если бы Ямайка напала на Соединённые Штаты. Это было таким глупым и поступком с предрешённым результатом, что поначалу многие поверили грузинской пропаганде, обвинившей во всём русских. Грузинский президент Михаил Саакашвили, несомненно, не совершил бы такую чрезвычайную глупость. Но он совершил, и, конечно же, проиграл.
От недельной войны осталась, однако, пара последствий, которая до сих пор не преодолена Первое – это устойчивое впечатление на Западе, оставленное в результате освещения конфликта западными СМИ в тот момент, что «русский медведь» оказался злобным (угрожающим) и экспансионистским. Второе – обещания Грузии, которые не следовало давать.
За год, прошедший после войны, стало ясно, что грузинская атака, целью которой было вернуть контроль над сепаратистской территорией Южной Осетии, была спланирована значительно раньше. Русские отреагировали только после того, как их миротворцы в Южной Осетии подверглись грузинскому нападению, но в пропагандистском сражении грузины сумели победить.
Саакашвили изображал русских злобными агрессорами, используя стереотипы холодной войны: «Война России против Грузии сходна с событиями в Финляндии в 1939 году, в Венгрии в 1956-м и Чехословакии в 1968-м», - заявил он «Вашингтон Пост» в августе 2008 года. Это соответствовало западным предубеждениям, поэтому СМИ охотно с ним согласились.
Согласился и кандидат в президенты США Джон Маккейн, осудивший «силовую агрессию» России и утверждавший, что «действиям русских, с их очевидными нарушениями международного права, нет места в Европе XXI века». Барак Обама был более осмотрительным, но находясь в разгаре предвыборной кампании он также решил не оставлять незащищённым свой фланг для сторонников холодной войны из Республиканской партии открытым оспариванием их версии событий.
Другой проблемой с европейской точки зрения было давление, оказанное со стороны президента США Джорджа У. Буша, с целью принять Грузию и другую бывшую советскую республику, Украину, в НАТО. Эти страны находятся к югу от России, а не между Россией и Западной Европой, и принятие их в Западный альянс могло встревожить и отдалить русских. Вдобавок, если бы они сцепились с русскими, для НАТО нет реального способа защитить их.
Действительно, это беспокойство, возможно, стало основной причиной создания комиссии Европейского Союза по расследованию первопричин войны. Комиссией руководит швейцарский дипломат Хайди Тальявини, которая работала в регионе в качестве наблюдателя. Комиссия собирает свидетельства уже почти год. Если её заключения покажут, что в войне виновата Грузия, как это кажется наиболее вероятным, то это будет приветствоваться и в Брюсселе.
О некоторых из этих заключений весной в немецком журнале «Шпигель» была дана утечка этой, и они подтверждают точку зрения, что Грузия преднамеренно сосредоточила свой войска и начала внезапную атаку на Южную Осетию с целью взять провинцию под свой контроль прежде, чем Россия смогла бы отреагировать.
От 16 000 до 20 000 грузинских войск, оснащённых современным американским оружием, атаковали в ночь 7 августа южноосетинских ополченцев и около 1 000 российских миротворцев (на самом деле – 500 югоосетинских и 500 российских миротворцев – прим. ред.), которые были размещены там. Даже грузинский «миротворческий» батальон, который также был размещён в провинции, принял участие в атаке. Местная столица Цхинвали была захвачена грузинами в течение нескольких часов, были убиты или ранены десятки российских военных.
Москва отреагировала незамедлительно, и на юг из российской провинции Северной Осетии через туннель (который грузины не смогли захватить) под основным Кавказским хребтом были отправлены 8 августа крупные российские силы, включая танки. За следующий день грузинские войска были выбиты из Южной Осетии, и русские даже преследовали их на некоторое расстояние вглубь самой Грузии, прежде чем в конце месяца снова отойти на исходные позиции.
Эроси Кицмаришвили, бывший посол Грузии в Москве и бывший приближённый Саакашвили, заявил в грузинском парламенте в ноябре прошлого года, что грузинские официальные лица рассказали ему в апреле 2008 года о том, что они планируют начать войну, чтобы вернуть Абхазию – один из мятежных регионов Грузии, и получили на это добро от правительства Соединённых Штатов. Он сказал, что грузинское правительство позднее решило начать войну в Южной Осетии, другом регионе, и продолжить затем в Абхазии.
И свидетельства наблюдателей на местах, и заявления таких разочаровавшихся грузинских чиновников как Кицмаришвили, подводят комиссию ЕС к выводу, что Россия лишь отреагировала на грузинскую агрессию. Будет полезно, если влиятельная западная организация признает, что российская стратегия не претерпела существенных изменений.
Комиссия ЕС, доклад которой был отсрочен до следующего месяца, не будет официально рекомендовать не принимать Грузию в НАТО, но подтекст там также будет ясным. Никто в действительности не верил, что НАТО начнёт Третью Мировую войну, чтобы спасти Грузию, даже, если бы она была невинной жертвой российской агрессии, но напав на Россию Саакашвили удержал всех от неприятностей.
Отставной полковник британской армии Кристофер Лэнгтон, старший научный сотрудник по вопросам конфликтов и оборонительной дипломатии в Международном институте стратегических исследований в Лондоне, резюмировал всё это всего через несколько недель после войны. «Мечты Грузии разбиты, но страна может винить за это только саму себя».
Обсуждение на форуме
статью прочитали: 3935 человек
Сегодня статей опубликовано не было.
Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь