Чеченский лидер отрицает свою вину в убийствах, обвиняет Запад в насилии
«Самое необузданное насилие в мире происходит на Западе», - говорит чеченский лидер Рамзан Кадыров, в своей резиденции в Гудермесе, за пределами Грозного
Известная российская правозащитница Наталья Эстемирова была похищена в прошлом месяце рядом со своим домом в столице Чечни Грозном. Через несколько часов её тело было обнаружено в лесу в соседнем регионе - Ингушетии. Эстемирова, расследовавшая похищения, пытки и другие нарушения прав человека в Чечне, была убита выстрелом в голову.
Коллеги Эстемировой винят в преступлении чеченского лидера Рамзана Кадырова. Они обвиняют его в создании атмосферы безнаказанности, в которой происходят похищения и убийства его критиков. Однако в эксклюзивном интервью с радио «Свободная Европа»/радио «Свобода» Кадыров отрицает эти обвинения. Он говорит, что его единственной заботой является благосостояние чеченского населения, и винит Запад в распространении лжи о нём.
Интервью, отрывки из которого представлены ниже, было проведено в 2 часа утра 8 августа в жилом комплексе Кадырова за пределами Грозного корреспондентами РСЕ/РС Грегори Файфером, Данилой Гальперовичем и Олегом Кусовым.
- Г-н президент, опишите, пожалуйста, Вашу программу восстановления Чечни.
- У меня нет своей программы. Мы выполняем программу, составленную моим отцом [покойным чеченским президентом Ахмед-хаджи Кадыровым]. Трудно сказать, сколько точно она будет стоить, и как будет выглядеть. Каждый год экономика терпит убытки, но также есть и достижения, и никто не знает, что будет завтра. Единственное, что я могу сказать, это что мы полностью восстановим Чечню и решим все социальные проблемы. Чечня будет самым успешным регионом в России и в мире.
- Можете объяснить, почему Вы считаете себя наиболее компетентным среди чеченцев, чтобы принести стабильность и экономический успех в регион?
- Я лишь член команды. У нас очень сильная команда, и я служу народу Чечни.
- Для многих на западе Чечня выглядит регионом, где, словно на Диком Западе, происходит насилие. Как Вы объясните это?
- Самое необузданное насилие в мире происходит на Западе. Людей убивают в Ираке и Афганистане. Палестинцев убивают. Полностью нарушаются права человека. Там концентрационные лагеря и нет индивидуальной свободы [на Западе]. Если кто-то говорит не то, он становится врагом.
Но Чечня является частью Российской Федерации. Все российские законы здесь соблюдаются. Да, нарушения прав человека здесь также происходят. Это везде случается. Но если кто-то нарушает здесь закон, даже если он офицер полиции или спецназа, он будет наказан.
- Международные организации говорят, что в Чечне создана атмосфера безнаказанности для насилия. «Хьюман Райтс Уотч» и «Эмнести Интернэшнл» считают, что многие нарушения прав человека осуществляются правоохранительными органами и властями – то есть, Вашими подчинёнными. Что вы скажете на эти обвинения?
- Я хочу сказать прежде всего, что структуры безопасности не подчинены президенту [Чечни]. Руководители этих служб, как и я, назначаются президентом России. Сюда относится и глава Федеральной службы безопасности в Чечне. Но как гарант конституции, я пытаюсь сделать так, чтобы они подчинялись [правительству в Чечне] и действовали как полагается.
Корреспонденты РСЕ/РС Данила Гальперович (слева) и Грегори Файфер интервьюируют Кадырова в его доме в Гудермесе.
Но мы не ангелы. Права человека нарушаются во всём мире. Америка давит на всех абсолютно. И никто ничего об этом не говорит. Возьмите Южную Осетию [сепаратистский регион Грузии]. Американцы пробрались туда ночью, обстреляли всё население и ушли. И все молчат об этом.
А мой отец был убит. Я потерял тысячи людей, которых я знал. Я потерял родственников, одноклассников и друзей. И никто не говорит о том, что Кадыров их потерял, что у Кадырова тоже есть права. Все молчат об этом. Когда террористы взрывают бомбы в центре Грозного, убивая полицейских, женщин и детей, правозащитники ничего не говорят об этом. Почему они не защищают мои права? Кадыров всё потерял. Но когда что-то случается где-то в Чечне – где живёт миллион населения – если кто-то нарушает закон, то всегда виноват Кадыров.
- Вы сетуете, что Вас винят во всём, кроме введения законов шариата в Чечне. Считаете ли Вы чеченское общество глубоко религиозным? И соответствуют ли законы шариата российским законам?
- Законы Российской Федерации действуют здесь на сто процентов. Ни у кого нет права нарушать российскую и чеченскую конституции. Но мы также соблюдаем традиции Ислама, который наши предки принесли на Кавказ. Поэтому мы следуем тому, что они нам оставили, и в то же время осуществляем политику, которая не нарушает российскую конституцию. Одно другому не мешает.
Мы строим мечети и открываем святые места. Мы открываем Российский исламский университет 22 августа. Но мы также строим церкви и помогаем христианам. Я против исламского экстремизма. У нас полная демократия в этом отношении в Чечне – свобода слова, свобода религии. Любой может принять здесь любую религию.
Убитая правозащитница Наталья Эстемирова
- Вы обещали проследить за тем, чтобы было объективное расследование убийства Натальи Эстемировой. Но её коллеги возлагают вину за её убийство на Вас. Почему бы не назначить или приветствовать назначение независимого человека, чтобы гарантировать эту объективность?
- Зачем приглашать людей со стороны для этого, если у нас здесь есть свои законы? Разве расследования в Российской Федерации проводятся хуже, чем в других странах? Проводится полное расследование.
[Руководитель «Мемориала»] Олег Орлов обвинил меня [в смерти Эстемировой]. Этот правозащитник нарушил мои права человека. Он должен был защищать меня как человека, подумать о том, что говорить. Но он обвинил меня в том, что я убийца. Он сказал, что Кадыров убил Эстемирову.
Я сказал ему: «Г-н Орлов, Вы взрослый человек. Будьте настоящим человеком и скажите мне, почему Вы нарушили мои права?» Он ответил, что «я не это имел в виду. Я имел в виду Вас в Вашей роли президента».
Они [правозащитники] все юристы. Тексты, которые они пишут, следуют букве закона. [Орлов] сказал мне, что он возлагает вину на меня как на президента, гаранта конституции. Они очень хорошие юристы. Но если они говорят, что Кадыров или его люди виноваты, пусть докажут это. Зачем Кадырову убивать женщин, которые никому не нужны?
У Эстемировой никогда не было чести или совести. И всё равно я назначил её председателем [гражданской консультативной] комиссии с мэром Грозного в качестве её заместителя. Я хотел быть объективным в решении этого вопроса. Но ей это не нравилось. Он говорила всякую чушь. Я сказал ей: «Ты женщина. Мы стараемся сделать что-то для народа. Но если не получается, не обвиняй нас». Я сказал, что покажу ей городской бюджет, чтобы она постаралась сделать лучше. Она сказала: «Да, я понимаю».
Поэтому я сказал, что распущу комиссию, большое спасибо за Вашу работу, но я Вам не доверяю. Я не был мягок с ней. Я не сказал, что люблю её. Я сказал ей, как было. Мы оба выступали в своём профессиональном качестве. Она была главой комиссии, а я, как президент Чечни, оценивал её работу. Так почему я виноват? Пусть следователи делают свою работу. Если Кадыров или его люди виноваты, пусть их накажут и сажают.
- Каковы Ваши отношения с премьер-министром Владимиром Путиным и президентом Дмитрием Медведевым?
- Путин – мой кумир. Я люблю его. Я уважаю его. Другого такого человека лично для меня нет. Я ему обязан больше, чем кому-либо ещё. Я обязан ему жизнью. Это моё личное мнение. Но как президент Чечни, я могу сказать, что Дмитрий Медведев - наш президент. Он жёсткий, умный и адекватный политик, и если бы он был иным, его бы не избрали. Его команда не поддержала бы его.
Понизив свой статус [уйдя с поста президента], Путин снова показал свою силу и что он служит народу. Но это не меняет моего отношения к нему. Я всё равно отдал бы за него жизнь.
Кадыров (слева) с российским премьер-министром Владимиром Путиным в Грозном в октябре 2008 г.
- Вы бы хотели, чтобы Путин снова стал президентом?
- Очень. Я хочу, чтобы Путин был президентом России пожизненно.
Обсуждение на форуме
статью прочитали: 524 человек