Почему новые выборы стали бы катастрофой для Украины
Пророссийские повстанцы рядом с разрушенным аэропортом Донецка. (Фото: Алексей Филиппов/АФП)
· Три недели назад украинский премьер Арсений Яценюк едва избежал вотума недоверия.
· Из-за этого развалилась правящая коалиция, с тех пор парламент парализован.
· Теперь обсуждаются различные варианты: "добровольный" уход премьера с поста или новые досрочные выборы.
Катрин Кальвайт, Вена
Прошло три недели с тех пор, как украинский премьер Арсений Яценюк едва избежал вотума недоверия, так как некоторые члены правящей коалиции неожиданно проголосовали за своего премьера, хотя до этого они возмущались скверным итогом работы кабинета. Разразился шторм, коалиция распалась, и по сей день в лодку не удалось заполучить других партнеров. Парламент парализован, и новые досрочные выборы присутствуют в комнате, как слон посреди осколков в посудной лавке.
Но в Верховной Раде ситуация редко такова, какой она кажется - и поэтому по сей день существуют различные конспирологические теории о том, кто с кем был в сговоре, чтобы сохранить непопулярного премьера на его должности, отставки которого требовал незадолго до этого даже сам президент.
В Раде рассказали, что президент Петро Порошенко после неудавшегося вотума недоверия поспешил с "Библией" в руках в свою фракцию - "Блок Порошенко" и был готов поклясться на Священном Писании, что он не заключал никаких секретных договоренностей, чтобы спасти Яценюка. Клятвы никто не потребовал, сообщают эти злые языки, так как никто из депутатов не хотел подстрекать президента к лжесвидетельству.
Теперь в Киеве происходит бурная деятельность и разговоры, и никто точно не знает, как все будет развиваться дальше. Время для премьера, в течение которого он должен сколотить новое большинство, истекает; глава Радикальной партии Олег Ляшко, с которым договаривались как с поставщиком голосов, но который потребовал якобы за это два министерских поста и пост спикера парламента, носится по Киеву и утверждает, что с ним уже неделю никто не говорил.
Это может означать, что на передний план выходят другие варианты: например, "добровольная" отставка премьера и замена его таким ориентированным на реформы кандидатом как министр иностранных дел или министр финансов, или же близким к президенту человеком. Судя по всему, на Яценюка оказывается огромное давление, чтобы он сдался, так как новое предложение о вынесении вотума недоверия правительству возможно только осенью, согласно конституции.
Новые выборы обсуждаются - но стали бы катастрофой
Но даже новые досрочные выборы, по-видимому, уже не исключены. Во всяком случае, "Украинская правда" сообщает, что европейцы и американцы, имеющие значительное влияние на работу правительства в Киеве, постепенно смирились с этой возможностью, так как процессы дезинтеграции в Киеве являются серьезными.
При этом новые выборы стали бы немалой катастрофой по двум причинам: в то время как сейчас у правительства, раньше состоявшего из четырех, а с февральского кризиса только из двух коалиционных партий, нет большинства, было бы сомнительным, чтобы парламент смог своевременно добиться реформ, которые способствовали бы по-настоящему демократическим выборам, ограничили бы практикуемую по сей день покупку голосов и свели бы к минимуму влияние отдельных олигархов.
Закон о финансировании партий был принят как раз осенью, но он, как обычно, имеет проблемы с реализацией - как и в других областях: так, эксперты требуют ограничения предвыборной рекламы, которую финансируют олигархи и которая идет на частных телеканалах, которые принадлежат олигархам.
Было также объявлено об изменении избирательного права и раскрытии списков кандидатов на выборах. Но как раз в день неудавшегося вотума недоверия, 16 февраля, парламент принял утром совершенно противоположное: в будущем партии смогут вычеркивать уже после выборов из своих списков кандидатов, которые ранее избирались по партийному списку - абсурдно недемократическое правило.
Вторая причина, по которой Брюссель и Вашингтон считают пока новые выборы самым худшим сценарием, это положение на Донбассе и угроза срыва Минского процесса. Несмотря на формальную договоренность о прекращении огня между сепаратистами и украинской армией, боевые действия в последние недели усилились. Обе воюющие стороны игнорируют практически все договоренности. И смогут ли пройти в этом году запланированные выборы в "автономных народных республиках", которые должны состояться согласно Минским соглашениям после принятия закона о децентрализации в Раде, - это вилами по воде написано.
Германский министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер выглядел после недавней встречи "в нормандском формате" в прошлую среду разочарованным, как никогда. "Я опасаюсь, что реальная ситуация в восточной Украине не рассматривается с достаточной серьезностью, и что она может в любой момент обостриться", - сказал Штайнмайер. По открытым вопросам было проведено уже более 30 рабочих заседаний, и все безуспешно. Время пустых обещаний прошло.
Ни Киев ни Москва не выполняют Минские соглашения
В последние недели строились догадки о сроке проведения выборов в начале лета, но в это никто всерьез не верит. Так как, во-первых, для закона о децентрализации, которым был бы закреплен особый статус Донбасса, во втором, еще не внесенном чтении в Раде нет большинства.
Во-вторых, Киев настаивает: выборы в сепаратистских областях невозможны без отвода российских солдат, без допуска украинских СМИ и партий, без контроля над границей с Россией, например, силами ОБСЕ. Реакция сепаратистов - привычное "Да, но": глава Донецкой республики Александр Захарченко говорит, что к переговорам о выборах готов, но: "Мы больше не хотим жить в Украине". Партии и СМИ, представляющие позицию Киева, не принимаются в расчет. Украинское же правительство ссылается на то, что и ЕС с США совсем не хотят выборов, которые бы проходили почти по российским законам и представлениям.
Посол США Джеффри Пайетт, который часто и сильно вмешивается в украинскую политику, возлагает ответственность за успех или провал Минских договоренностей на Москву. "Россия взяла на себя в рамках Минского соглашения ясные обязательства: реальное и долговременное прекращение огня, освобождение всех военнопленных, прекращение отправки российских войск и оружия на оккупированную территорию". Конечно, у Киева тоже имеются обязательства. Но самой непосредственной предпосылкой длительного мира является прекращение огня - "и мы призываем Россию оказать давление на сепаратистов, которые поддерживаются и обеспечиваются Москвой, чтобы они прекратили военные действия".
Однако все выглядит совсем по-другому. Наблюдатели миссии ОБСЕ сообщают не только о боях и тяжелом вооружении, которое сейчас снова появляется на фронте. Но и о том, что были снова замечены усиленный подвоз обеспечения и военнослужащих по пути от российской границы в оккупированные области. Подозрение превращается в уверенность: ни Киев ни Москва не заинтересованы в исполнении Минских договоренностей в том виде, как это записано на бумаге.
Положение людей на Донбассе, которые зависят от Москвы в плане их содержания и финансирования, грозит быть преданным забвению. Среди, возможно, трех миллионов жителей, которые все еще живут в "республиках", превалирует угнетающее ощущение политической, социальной и экономической изоляции", сказал Верховный комиссар ООН по правам человека Саид Раад аль-Хусейн в Женеве во время представления свежего доклада по Украине. Люди живут в пространстве беззакония, административная власть не функционирует, вода и питание дороги и их трудно достать. Несмотря на прекращение огня, с ноября 2015 года по февраль этого года были убиты или ранены в результате обстрелов и подрыва мин 80 человек. В общей сложности были ранены 21000 и погибли 9160 человек.
статью прочитали: 5016 человек
Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь