Саммит беспомощности
Военный крах в Алеппо обнажает бессилие ЕС: на саммите в Брюсселе выяснилось, что Европа едва ли может сделать что-то большее, чем выделять денежную помощь и писать ноты протеста.
Маркус Бекер
Брюссель
Участники саммита ЕС в Брюсселе
Далия Грибаускайте подвела итоги саммита ЕС еще до его начала. "Что сегодня в повестке дня?" - сказала президент Литвы перед встречей в Брюсселе. "Всё!"
Если бы саммит проходил по плану, то заседание глав правительств стран ЕС было бы чем-то вроде обзора событий за прошедший год с Гюнтером Яухом (немецкий телеведущий - прим. перев.). Сирия, Брекзит, миграция, внутренняя безопасность, коллективная оборона, Украина - обсуждается все по-немногу, но ни о чем как следует.
Но затем появился Брита Хаги Хасан.
Глава администрации измученного войной восточного Алеппо специально приехал из Сирии, чтобы побеседовать с президентом Совета ЕС Дональдом Туском. Тот без всякого повода пригласил Хасана, чтобы он выступил перед главами 28 стран-членов ЕС - что беспрецедентно для саммита ЕС. Один дипломат рассказал затем о "ужасном моменте", так как Хасан "очень образно" описал отчаянное положение своего города.
Не прошло и четырех часов, как на встрече получили другую новость из Сирии: диктатор Башар аль-Асад объявил в видеообращении в Твиттере об "освобождении" Алеппо. Сирийские войска "вошли в историю", и теперь мир будет другим.
И он, возможно, не совсем неправ: Россия расчистила бомбами войскам Асада путь к захвату Алеппо и тем самым продемонстрировала собственную силу и бессилие Запада. Если бы требовалось дальнейшее доказательство того, насколько большим в реальности является это бессилие, то саммит ЕС сам его предоставил.
После выступления бургомистра Хасана главы правительств высказались о Сирии в итоговом заявлении саммита. Впоследствии канцлер Ангела Меркель сказала, что этим занимались "очень интенсивно".
В этом заявлении сказано, что атака на Алеппо "категорически осуждается". Главы правительств стран-членов ЕС возлагают ответственность на сирийский режим и его союзников, "прежде всего Россию и Иран", за "целенаправленные атаки на гражданское население и больницы". И от сирийского режима и России требуют, чтобы они позаботились об эвакуации жителей восточного Алеппо, срочно оказали им помощь, предоставили доступ международным помощникам и соблюдали гуманитарное право.
Есть сомнения в отношении того, что это как-то изменит ситуацию в Сирии. Потому что ЕС не угрожает конкретными последствиями, если его требования будут проигнорированы, также не поднимается вопрос о новых санкциях против Москвы. Даже в отношении продления прежних санкций из-за вмешательства России в Украине - они должны теперь действовать до конца июля - некоторые главы правительств выступили с критикой.
В чем нет нехватки, так это в деньгах. Это подчеркивают как Меркель, так и другие политики ЕС. По данным Еврокомиссии, никто не выделил столько денежной помощи, как ЕС, которая составила около девяти миллиардов евро с начала сирийской войны. Также нет недостатка в заявлениях о заинтересованности. "Я совершенно удручен ситуацией в Алеппо", - сказал австрийский федеральный канцлер Кристиан Керн. Если ЕС не может прийти к единому мнению в отношении спасения гражданского населения, сказал французский президент Франсуа Олланд, "то какая тогда польза от Европы из 28 стран?"
Брита Хаги Хасан
Заметно взволнованному президенту Совета ЕС Туску после встречи с Брита Хаги Хасаном, по-видимому, надоели подобные заявления. "Последнее, что нужно вашим людям в Алеппо, это новые теплые слова", - сказал Туск Хасану. "Что им нужно, так это настоящая и эффективная защита".
Но откуда должна придти эта помощь, никто не знает. Хасан предупредил о бойне гражданского населения и призвал ЕС послать хотя бы какие-то силы для наблюдения за эвакуацией из Алеппо. Однако отправка европейских войск исключена в обозримом будущем, то же самое касается и военной интервенции США.
Меркель назвала дискуссию на саммите о Сирии также "удручающей". Прицельные атаки на семьи и детей являются "постыдными, разбивающими сердце и показывающими, что мы политически не смогли действовать так, как мы бы очень хотели действовать".
Но Меркель винит в бессилии не один только ЕС. "Мы имеем здесь дело с недееспособностью Совета безопасности ООН", - сказала канцлер. К тому же ответ на сирийский кризис не может быть "только военным". Нужно сделать Организацию объединенных наций - которая все-таки возникла из катастрофы Второй мировой войны - "каким-то образом дееспособной". Но и здесь остается неясным, каким путем можно было бы пойти. "На это, - сказала Меркель - у меня сегодня нет окончательного ответа".
статью прочитали: 641 человек
Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь