Россия "играет в игры ради развлечения" в Ливии
Георгий Готев / EURACTIV.com
Ливийцы участвуют в празднествах по случаю шестой годовщины ливийской революции. Триполи, 17 февраля. [EPA]
Пользуясь слабостью и разногласиями ЕС и отсутствием интереса США, Россия "играет в игры ради развлечения" в Ливии, не прилагая особых усилий, но потенциально приобретет важные преимущества, сказали аналитики на мероприятии в Брюсселе в среду (26 апреля).
Дискуссия, в которой участвовали избранные чиновники, исследователи и журналисты, проводилась Германским фондом Маршалла из Соединенных Штатов. Среди основных докладчиков были Павел К. Баев, базирующийся в Осло старший научный сотрудник Центра по Соединенным Штатам и Европе, и Тарек Мегриси, независимый аналитик, специализирующийся на арабской и ливийской политике.
Нефтедобывающее североафриканское государство оказалось в кризисе во время восстания 2011 года, которое положило конец 42-летнему правлению Муаммара Каддафи, и с тех пор страна расколота борьбой группировок.
У Европейского Союза нет надежного партнера в хаотичной Ливии, являющейся стартовой площадкой почти для всех мигрантов, пересекающих центральное Средиземноморье.
В недавних сообщениях утверждалось о присутствии российских сил спецназа в Ливии. Москва оставила эти сообщения без внимания.
Борьба за контроль над авиабазой Таманхент в 30 км (19 милях) на северо-восток от Сабхи рискует обостриться до первого крупного столкновения между силами, официально связанными с Правительством национального согласия (ПНС), и Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара.
Хафтар объединился с восточным парламентом и правительством, которые отвергли ПНС с тех пор, как оно прибыло в столицу Триполи, на дальнем западе страны, год назад.
Его войска расширяют свое присутствие вдоль центрально-средиземноморского побережья Ливии и в пустынных регионах Джуфры и Сабхи, и они говорят, что намереваются взять под контроль Триполи.
После недавнего удара ЛНА по базе Таманхент, ПНС предупредило о риске гражданской войны и заявило, что оно мобилизует силы, чтобы отбить атаку. Таманхент контролируется группировкой из Мисраты, влиятельного западного города, который поддерживает ПНС.
Баев сказал, что у него нет информации из надежных источников о недавних переговорах главы внешнеполитического ведомства ЕС Федерики Могерини в Москве, но сказал, что согласно рассказу ливийца, его собеседник Сергей Лавров "отрицал очевидное" в отношении российского присутствия и интересов.
Ливия имеет особое значение для Владимира Путина, сказал он, сказав, что тот посетил страну в 2008 году, и что у него были "хорошие взаимоотношения" с властным лидером страны Муаммаром Каддафи, и что он был "в шоке" от его насильственной смерти в октябре 2011 года.
Ливия важна для России по ряду причин, сказал он. Одна из них заключается в том, что это позволило Путину выступить в роли борца против импортируемых революций Запада, что в случае с Ливией разрушило страну. Другой причиной является то, что Россия хотела одержать еще одну победу на Ближнем Востоке после Сирии. Вдобавок к этому Ливия являлась важным рынком для советского и российского оружия и могла бы снова им стать. И, наконец, ливийская ситуация показывает, что ЕС не способен проводить последовательную внешнюю политику.
"Для России Ливия - это очень хорошее место, чтобы играть с внутренними разногласиями в ЕС", - сказал Баев. Более того, Ливия - это площадка, где России не нужно инвестировать много ресурсов в период, когда недавний поход "Кузнецова", единственного авианосца России, в Средиземное море обнажил недостатки российских вооруженных сил.
Тарек Мегриси сказал, что он не думает, что русские хотят повторить их сирийскую операцию в Ливии. Он сказал, что русские хотят "заключить большую сделку" с Западом в Сирии военным образом, а в Ливии - дипломатическим. ПНС является детищем Запада, в то время как Хафтара поддерживает Россия.
Что же касается ЕС, то его реакция на ливийскую ситуацию является фрагментарной, сказал Мегриси.
"Каждая страна-член ЕС преследует свои интересы", - заявил он, объяснив, что итальянцы, у которых имеется чрезвычайная заинтересованность в вопросе миграции, активно поддерживают ПНС, в то время как французы помогают Хафтару, а британцы играют двойную роль, официально поддерживая ПНС, но не делая большого вклада.
Что касается НАТО, то Баев сказал, что Россия была бы рада, если бы альянс ввязался в ситуацию в Ливии.
"Пусть он там застрянет. Это просто замечательно", - сказал он.
статью прочитали: 318 человек
Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь