Кровь, миссия и день рождения
Как-то ехал с семьёй из села после визита к тёще с тестем, и взялся подвезти до города их соседку – старуху, несмотря на возраст, весьма болтливую. Это значит, что сплетни сугубо местного характера с трудом могли избежать участи быть мной услышанными, поэтому я старался давить на газ, чтобы сократить время для их изложения. Не помогло: оказывается, какая-то знакомая для этой старухи особа обнаружила деликатную переписку своего мужа с одной дамой в интернете, произошёл скандал с последствиями. Я непроизвольно заёрзал на сидении.
Конечно, есть более невозмутимые личности – вон, знакомый врач – бывший одноклассник - рассказывал, как в бытность студентом его знакомая унесла домой в пакете препарированную ногу, но в троллейбусе не сразу поняла смысл пристальных взглядов, поправляя вначале то причёску, то детали одежды – поди разберись, что привлекает внимание окружающих. Мне же достаточно одного подозрения, и оно потом начинает психически давить – вот, решил слегка снять с себя груз, представив один из эпизодов моей приватной беседы.
Вообще-то тот разговор в скайпе начинался весьма предсказуемо – я представил несколько ссылок на статьи в англоязычных СМИ - про гонения христиан в мусульманских странах, про то, наступит ли закат запада, ещё не помню что – и спросил, не подойдёт ли что-нибудь для перевода на нашем сайте, но это, естественно, для отвода глаз. Ах, да! – забыл предупредить, что идёт речь о разговоре с виртуальной «коллегой», коими мы, работающие для ресурса, в большинстве своём и являемся. «Обязательно просмотрю, я как раз почти закончила статью о торговле Европы с Ираном», - последовал ответ.
Далее обмен мнениями про глубокопроникающую бомбу американцев в статьях западных СМИ (статьи конца прошлого года, сама наша беседа – в начале нынешнего): согласно авторам статей, с появлением этой бомбы возможности военного удара по Ирану значительно увеличиваются, и не с этим ли связаны слова Обамы про «окно возможностей» для персов, которое будет действовать до декабря (прошлого года, хотя с тех пор пока ничего, кроме «модернизации» в России и по её следам усиления западного давления на Иран, не произошло). Вот, кстати, более ранняя цитата американского генерала Макинерни: «У нас же есть проникающая в землю бомба. Я не могу сказать вам, на какую глубину она может проникнуть, но у Ахмадинежада в Иране нет ничего, что мы не смогли бы достать».
Но более достоверно, что у моей собеседницы был, по её словам, сильный насморк, и, несмотря на это, она собиралась перевести как раз материал по Ирану: «Мы решили перевести сообщение иранского тв о том, что смерть Неды была сначала инсценирована, а затем её убили по пути в госпиталь, ещё кто-то из переводчиков переведёт сообщение в блоге НЙТ и комменты». В общем, с этого момента и начался разговор, всё остальное было поводом для него.
Но, кстати, раз уже в мой рассказ вплетён сюжет «Убийство Неды», вкратце оповещу или для проформы напомню – читатели сайта, безусловно, и сами люди информированные – о том символе, который Неда представляет, и действе, в котором она участвует – ибо небезосновательно названные постмодернистским спектаклем цветные революции делают людей её участниками и помимо их желания. Обычно приуроченные к выборам, включающие применение определённых технологий ненасильственных протестов, они часто представляют войну образов и связанных с ними интерпретаций. Но, впрочем, основатель «Стратфора» Фридман тоже неплохо высказался по этому поводу – вот выдержка из его прошлогодней статьи (переведённой, кстати, моей собеседницей): «Организовывалась оппозиционная политическая партия, чтобы потеснить на выборах господствующие круги. Затем происходили выборы, которые были либо сфальсифицированы, либо оппозиция заявляла о том, что они были сфальсифицированы. Затем происходили широко распространённые мирные демонстрации протеста против режима (все с использованием национального цвета как символа революции), за чем следовало падение правительства различными путями. В конце концов, оппозиция – которая была всегда прозападной и особенно проамериканской – захватывала власть».
Ну и место Неды в сюжете под названием «народные протесты»: спусковой крючок для ускорения событий и символ «злодеяний власти», эмоциональная накачка толпы и «жертвоприношение во имя свободы».
Идея перевода телевизионного сообщения тогда меня слегка удивила, как и то, что, оказывается, такие страсти кипят вокруг достоверности истории с убийством девушки. Сюжет видео в сети, как правило, описывается как «убийство членами иранской милиции «Басидж» иранской девушки во время протестов против сфальсифицированных выборов» – организаторам беспорядков результаты, естественно, не понравились - и сопровождается просьбой рассказать, «пожалуйста, об этом всему миру». Иранцы и через полгода не успокоились, пытаясь выяснить обстоятельства смерти Неды. Зачем? Смерть иранки изначально имела функции катализатора протестов, возможно, и типаж «жертвы режима» был выбран с целью максимального воздействия на общественное мнение. И с потерей актуальности продолжения протестов она стала уже неинтересной для «мировых СМИ», а примеры для доказательства злодейской сути иранского режима постоянно обновляются. (Не выяснено до сих пор, кем были стреляющие в толпы таинственные снайперы во время свержения Чаушеску, но точно известно, что мнимая смерть студента послужила толчком для смены режима в Чехословакии, а «отравление» Ющенко – для оранжевой революции, - но в связи с «вновь открывшимися обстоятельствами» переигровки истории не будет).
Но не мейнстримом единым наполняется наш ресурс, и по поводу сообщения иранского ТВ в скайпе происходит следующий разговор.
- Вылили ей на лицо жидкость в качестве "крови", или она сама это делала, можно рассмотреть на видео, что касается её убийства, то там не приводится доказательств... что не совсем хорошо, но в любом случае мы решили перевести.
- И кто-нибудь что-то рассмотрел?
- Они показывают видео, где можно рассмотреть поближе, что там происходило, но благодаря множеству людей это сразу не очевидно - то есть иранский фильм утверждает, что она была жива, когда её "смерть" снимали на камеры, а умерла уже позднее… История пока тёмная и очень неприятная.
Я и сам ранее не присматривался, ибо просмотр подобных кадров не относятся к моим увлечениям. Но, поскольку такие споры идут вокруг того, что же произошло…
- Ну, перед сном я тоже всмотрюсь, вылили или нет (в смысле, жидкость «под кровь»).
Немного удивляет такое количество крови у неё на лице - в реальных условиях обычно вытекает изо рта более тонкими струйками (брр, что приходится обсуждать) после выстрела в грудь.
- Насчёт реальных условий – была, что ли, возможность для сравнения? – я засомневался.
Оказывается, нет, но она уже успела спросить знающих людей, что правда ли, что при выстреле в грудь изо рта и носа идёт кровь – и знающие люди сказали, что «если особенно затронуты лёгкие, то да». У кого, интересно, это можно узнать ближе к полуночи – примерно тогда мы беседовали, и я в это же время старался перевести какую-то статью – впрочем, детали обсуждения видео вычеркнули её из памяти.
Всё-таки я и ранее мельком где-то видел эти кадры, но только сейчас обратил внимание: насколько естественна реакция, что девушка на видео начала пристально смотреть в камеру после ранения. Вот что мне ответили:
- Да, это тоже было удивительно - это я сразу заметила, что она следила глазами за камерой, словно "выступает". Обычно раненый человек уже ни на что не смотрит, и боль должна поглощать все мысли.
Хотя я вдруг вспомнил, что когда-то давно смотрел кадры американского журналиста, снимавшего раненого в живот военного, который смотрел в камеру, словно (словами журналиста) ожидая помощи, а журналист всё снимал – он же не нанялся, в конце концов, оказывать медицинскую помощь, он лишь журналист. Все версии как-то оказались под знаком вопроса.
Тут я сильно сокращаю содержание разговора и подхожу ближе к его развязке. Разговора, что «на видео вообще никто не осматривает её, хотя логично было бы смотреть, куда ранили и что делать с этим». Ну, по-моему, можно и под таким фокусом смотреть, что руку к груди всё-таки держат. Надо ещё раз глянуть. Она: да, надо ещё глянуть. Но ещё раз смотреть я не стал, ибо за полночь гудит голова, а пожелал спокойной ночи и выздоровления от насморка. Завтра всё равно статью прочитаю.
В общем, вышеприведённый разговор – небольшой эпизод с кухни «Переводики», как переваривается материал до появления на сайте. Хоть представлены не всегда ведущие мировые СМИ, всё-таки примечательно, что у многих есть какие-то тематические предпочтения – у кого-то экономические, у кого-то мировой политики, но зачастую есть увлечённость переводчиков собственным направлением. Если ставится высокопарный вопрос «так в чём же миссия?», я даже теряюсь. «Мы проверяем патриотизм наших читателей на прочность и жизнеспособность» - для подтверждения слов Огнева нам недостаёт массовости. Вспомнилось ещё, как для определения этнического самосознания применялся образ «значимых иных» - и по аналогии с этим, зачастую материалы помогают определять различия в мышлении, мировоззрении, восприятии и отношении к событиям – и всё ещё относить себя к некой виртуальной, оставшейся после развала Союза, общности. Что касается Инны – это с ней я имел разговор – она целенаправленно ищет статьи, раскрывающие оберегающую западную гегемонию «мифологизированность» в навязанных трактовках событий, причём это не конспирологические материалы эпатажных ресурсов. В общем, надеемся, что материалы, которые заинтересовывали наших переводчиков, в том числе, и позднее время суток, будут интересны и нашим читателям, и в таком случае заходите чаще на «Переводику». При этом
(P.S.) не забудьте поздравить нашего переводчика Инну (Lilu) (думаю, на ресурсе нельзя разминуться с её переводами) с недавно прошедшим днём рождения, который, кстати, наступает обычно раньше, чем это было когда-то указано в профиле на «Иносми», и чем общественность была введена в заблуждение.
Читали: 1081