Кто эти участники беспорядков? Молодые люди из бедных районов... но это не полная картина
Участвующие в беспорядках и грабежах люди имеют различное происхождение и относятся к различным возрастным группам. Фотография: Саймон Доусон/АП
Толпа, которая собралась у станции метро Chalk Farm в 1 ч. ночи во вторник утром, была типичной для тех, кто находился на переднем крае других беспорядков в предыдущие 72 часа.
Любой человек, видевший беспорядки вблизи, знает, что нет простого ответа на вопрос: кем являются участники беспорядков? Попытки использовать простую классификацию для описания мародёров искажают сложный состав тех, кто участвует в этом.
Некоторые, кто сами стали жертвами грабежей, возмущаются попытками дать разумное объяснение или найти смысл в том, что они считают бессмысленным насилием "низших слоёв общества". Другие хотят получить объяснение, кто принимает в этом участие и почему.
В самом широком смысле большинство из тех, кто участвует в беспорядках, это молодые мужчины из бедных районов. Однако обобщение немногое объясняет. Нельзя сказать, что они по большей части из одной расовой группы. В беспорядках также участвуют и мужчины, и женщины. Возьмём, к примеру, события в районе Chalk Farm на севере Лондона. Сначала на улицах были люди самого разного происхождения, убегающие с велосипедами, награбленными в магазине Evans Cycles. Трое мужчин азиатского вида в возрасте за 40, охраняющие газетный киоск, обсуждали, не стоит ли и им воспользоваться очевидным временным беззаконием.
"Если мы пойдём прямо сейчас, то можем взять велосипед", - сказал один. "Не делай этого", - сказал другой. Другие были не такими сдержанными; появились белые женщина и мужчина, каждый с велосипедом. Чернокожий подросток, которому было около 14 лет, вышел улыбаясь, тащя ещё один велосипед, и тут же более взрослый мужчина выхватил у него этот велосипед.
Это были лишь некоторые люди из толпы примерно в 100 человек, собравшейся на углу; сочетание любопытных и недовольных, молодых и старых. Было невозможно отличить воров от наблюдателей и тех, кто просто хотел причинить ущерб.
Группа из примерно 20 молодых людей использовали стойки лесов, взятые со строительной площадки неподалёку. Они использовали это импровизированное оружие вместе с кирпичами и украденными бутылками вина, чтобы время от времени атаковать проезжавших автомобилистов или разбивать автобусные укрытия. Мужчина в узком костюме стоял на углу и снимал всё это насилие на свой мобильный телефон.
У большинства из тех, кого он снимал, лица были скрыты. На одном был полный вязаный шлем с прорезями для глаз и рта. "Это ты, братан?" - спросил парня в шлеме мужчина постарше, лет 30, держа руки в карманах. Узнав своего друга, он засмеялся и добавил: "Чёрт, не стой рядом со мной - меня из-за тебя арестуют".
Секунды спустя за углом послышался грохот, когда вламывались в офис мини-такси. Толпа подростков ринулась внутрь с криками: "Bwap, bwap, bwap".
Прибытие полиции по борьбе с беспорядками из Кэмдена, где часом ранее были разграблены отделение супермаркета Sainsbury's и магазины одежды, стало сигналом, что всем пора двигаться вперёд.
Но спешки не было; группа знала по опыту, что полиция пока не будет ничего делать. "Следи за федералами, приятель", - сказал один парень.
Подслушанные отрывки разговора давали понимание того, как несходные группы решали, куда им отправиться.
Один мужчина сказал: "Хэмпстед, брат. Пошли грабить Хэмпстед". Другой, глядя в свой "Блэкберри", сказал: "Килберн, это происходит в Килберне и Холлоуэй". А третий добавил: "Вся страна в огне, приятель".
И пока горели многоэтнические районы от Лондона до Бирмингема, Ливерпуля и Бристоля, рассеивался миф о том, что за подобным насилием стоит так называемая "чернокожая молодёжь".
В Тоттенхэме в субботу многие из тех, кто собрался у полицейского участка, чтобы протестовать из-за застреленного Марка Даггана, были, как и он, чернокожими. Но другие были азиатами и белыми.
На следующий день, когда грабежи перекинулись на другие пригороды северного Лондона, стали заметны небольшие изменения в демографическом составе толп, которые стали выглядеть моложе. В Энфилде большинство из тех, кто собрался в центре города, были белыми. Самым юным было около 10 лет.
Среди тех, кто участвовал в битвах в районе Пембери в Хакни в понедельник, было много женщин. Девочки-подростки помогали тащить обломки для создания горящих баррикад или собирали в кучи булыжники.
Одна девушка с жёлтым шарфом на лице была, судя по всему, в авангарде событий. Она помогла поджечь мотоцикл, уходя с поднятыми вверх руками. Другие женщины выкрикивали инструкции из окон стоящих рядом квартир и домов.
"Кройдон горит", - прокричала одна женщина, которая выглядела лет на 40, из своей квартиры над магазином. Другая предупредила толпу, когда рядом были замечены полицейские.
Такое смешение людей было заметно в это же самое время в нескольких милях к югу, рядом с Peckham High Street. Так как многие молодые люди закрыли свои лица масками, то их было почти невозможно опознать.
Несколько молодых людей вырезали импровизированные маски из украденных аптечных сумок, что сделало их похожими на членов молодёжного крыла "Ку-клукс-клана". Девушка постарше, которая была с ними, вытащила из сумки огромный пакет сладостей Haribo. Атмосфера была похожа на день спортивных состязаний в школе или посещение шумного кинотеатра под открытым небом.
Некоторые из них тщетно пытались зажечь огонь. Девушка, раздававшая сладости, сказала: "Почему они не возьмутся за парикмахерскую, вы видели те продукты, что у них хранятся в подсобке?"
Когда другая группа закончила грабить ломбард и начала очищать местный модный бутик, рассерженная молодая чернокожая женщина стала бранить одного из них. "Ты, приятель, издеваешься. Эта женщина шьёт всё вручную, она построила этот магазин с нуля. Это как украсть у собственной матери".
Девушка, державшая украденное свадебное платье, робко улыбалась, не зная, что сказать.
Джей Каст, 24-летний сотрудник соцслужбы по работе с молодёжью из Ист Хэм, наблюдавший за беспорядками в Лондоне в последние три ночи, сказал, что он обеспокоен, что лидеры чёрной общины неверно ищут проблему "внутри".
"Я видел турецких мальчишек, я видел азиатских мальчишек, я видел взрослых белых мужчин", - сказал он. "Они все на улицах и участвуют в этом". Он признал элемент оппортунизма в массовых грабежах, но сказал, что лежащей в основе причиной является то, что многие молодые люди чувствуют себя "попавшими в ловушку системы". "Они оторваны от общины и им просто всё равно", - сказал он.
В некоторых смыслах беспорядки стали объединяющими для представительной группы малоимущих молодых людей, которые разделяют одинаковые взгляды, добавил он. Каст привёл один пример того, как территориальные признаки, которые обычно отмечают районы, в которых живут молодые люди - известные как 'концы', 'куски' и 'ворота' - судя по всему, улетучились.
"В обычное время это бы было непозволительно - зайти в чужой район. Многие из них в обычное время не знали бы друг друга и между ними могли быть драки", - сказал Каст.
"Теперь же они могут идти, куда захотят. Они узнают себя в людях, которых они видят по телевизору [участвующих в беспорядках]. Это их сближает".
Прогулка поздно вечером по Walworth Road показала, что магазины Argos и различные электротехнические магазины разбиты. Полиция опечатала банки и магазины лентой. Группа молодёжи появилась из Пекхэма в начале вечера, рассказал мужчина, всё ещё убиравший осколки от витрины своего магазина. Они перекрыли дорогу, прежде чем начать грабить, что говорит о некотором уровне криминальной организации.
Мужчина африканско-карибского происхождения средних лет объяснил, что некоторые молодые люди нападали на азиатские и афганские магазины - это результат мелких местных ссор. И нельзя отрицать, что небольшое меньшинство занимаются просто тем, что увечат других людей. На китайского студента, рассказал этот же мужчина, неожиданно напали и довольно сильно избили - просто за то, что он фотографировал.
Тем не менее, здесь имеет место нечто большее, чем грубая преступность. Когда происходят подобные происшествия, власти любят говорить, что нарушителей спокойствия привезли на автобусах из других мест.
Но здесь такого нет. Как нет и признаков толп антиглобалистов или анархистов.
Это настоящая местная ярость и скука. Это провокация, испытание воли и неуклюжий салют из двух пальцев властям.
Дополнительное сообщение - Мустафа Халили
статью прочитали: 1676 человек
Сегодня статей опубликовано не было.
Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь