Конец эры 9.11
Абдель Монем Саид - директор центра политических и стратегических исследований в Каире «Аль-Ахрам».
В конце января 2002 года я был в Нью-Йорке, посещал Мировой Экономический Форум, известный как Давос, впервые проводившийся за пределами швейцарских гор из-за террористических атак 9/11, которые случились за несколько месяцев до конференции. В течение последующих месяцев мир очень сильно изменился; началась атака Запада и США на Афганистан, тюрьма Гуантанамо была вновь открыта, по всему миру происходило очень много терактов, и американский президент США Джордж Буш сказал ‘’либо Вы с нами, либо - против нас’’ и ,что он поймает всех террористов, где бы они не находились, так как лично для него эта война является наиболее важной. Появлялись слухи, что готовится ещё одно вторжение и, вероятнее всего, это будет Ирак.
В кулуарах конференции я встретил старого приятеля, д-ра Ибрагима аль Муханне, которого я знал в 1987 году по Брукингскому институту в Вашингтоне, уважаемого эксперта, посетившего конференцию по нефти и экономике в составе делегации Саудовской Аравии. Мы были на конференции вместе, группа арабов, это походило на невыполнимую миссию по защите наших стран и Ислама после кошмарных нападений 9/11, когда любой араб или мусульманин казался преступником.
Когда мой друг предложил посетить место, где раньше стояли башни Всемирного Торгового Центра, которые я видел ещё до террористических атак, и мы прибыли на место, то увидели длинную очередь людей. Мы не знали, пришли ли эти люди для утешения или - как туристы. Мы отстояли в длиннейшей очереди до пункта пропуска, нас попросили показать билеты, которые мы должны были приобрести в другом месте. Мы столкнулись со сложным вопросом - если мы покидаем очередь, чтобы купить билеты, тогда мы вернёмся в конец очереди и пропустим ещё одно заседание конференции, либо мы переносим это мероприятие на другой раз. Мой друг решил быть честным и, подойдя к охраннику, проверяющему билеты, сказал: ''Мой друг - египтянин, а я - из Саудовской Аравии, мы приехали, чтобы помолиться о жертвах террористической атаки и ничего не знали о том, что мы должны купить билеты’’. Аль Муханна спрашивал разрешение, как человек, который прибыл из той же страны, что и главарь нападений на Всемирный Торговый Центр и для другого человека из страны, что и 15 налётчиков. Удивительно, но охрана разрешила нам пройти без билетов и мы стояли на руинах Всемирного Торгового Центра. Мы читали суры из Священного Корана и размышляли, как сильно изменился мир после этих ужаснейших атак.
Мир перевернулся вверх дном. Холодная война с Советским Союзом закончилась в предыдущем десятилетии, философия советского блока претерпела изменения, и начался рассвет глобализации в экономическом и технологическом направлениях. Несмотря на развитие глобализации, было очень много проблем с Американским однополярным миром, но это не беспокоило большинство стран, поскольку даже перед концом холодной войны все были уверены, что США будут доминировать над миром. В любом случае Организация Объединённых Наций не сумела избежать плена бесконечного обсуждения проблем человечества и планеты, и провела ряд международных конференций по правам человека, народонаселению, положению женщин и других проблем, касающихся всех жителей планеты.
События, произошедшие 11 сентября, потрясли весь мир как ничто другое - НАТО было вынуждено покинуть свой европейский дом и достигло Средней Азии, в то время как США встряхивала мир вооружёнными силами и угрозами относительно изменения режимов. За последующие восемь лет мир изменился настолько, что никогда бы не смог быть прежним, и глобализация достигла такого размаха, что смогла наложить некое подобие осады на Исламские и Арабские страны. Глобализация стала действительностью в ужасающем противоречии между своими идеями, основанными на единстве, и реальности, которая заявляет, что единство не достижимо из-за конфликтов идей и цивилизации.
Однако времена теперь совсем другие. И изменения прошли быстро, происходило то, чего никогда раньше не случалось. Примерно полтора века, вторая половина XIX и весь XX век, потребовалось для того, чтобы настал конец многополярному балансу сил. Биполярный мир, выразившийся в Холодной войне, пришёл к завершению менее чем за полвека. А американский однополярный мир, быть может, не протянет и двух полных десятилетий.
Вероятно, конец этой молодой системы был отмечен промежуточными выборами в Конгресс США, в результате которых стало понятно, что теория и методы, которым следовал Джордж Буш-младший в управлении миром, не справились со своей задачей. Они требуют пересмотра, и началом этого пересмотра было смещение группы неоконсерваторов в администрации США. Однако, скорее всего, историки посчитают признаком конца старого режима и начала нового выборы Барака Обамы. Вероятно, все особенности этого нового режима мы ещё не знаем, но некоторые понятны уже сейчас:
Первое - открытый и мирный подход правительства Обамы к формированию отношений как с друзьями, так и с противниками. Такой подход полностью отличается от доминирующего во время правления Джорджа У. Буша, который заявлял: ‘’Вы или с нами или против нас’’, особенно это проявлялось в борьбе с терроризмом, чтобы противостоять ему и истощить все его источники, были отодвинуты на второй план все другие программы.
Второе – Отказ от понятия «превентивные войны» (pre-emptive wars), которое было главным столпом американской внешней политики и национальной безопасности после 9/11, что было доказано нападением на Афганистан (7 октября 2001 года) и вторжением в Ирак (20 марта 2003 года).
Третье – закрытие Гуантанамо и объявление Барака Обамы, что Соединённые Штаты не будут практиковать пытки, в отличие от прежнего вице-президента Дика Чейни, который сказал, что это (отмена пыток) может угрожать безопасности американцев.
Четвёртое - отказ США от понятия односторонности во время международных кризисов. Госсекретарь США Хиллари Родхем Клинтон сказала: «Америка не может решить неотложные проблемы самостоятельно, и мир не может решить их без Америки... Мы должны использовать то, что называется умной силой - всё в наших руках».
Пятое - применение дипломатических методов и отказ от использования военной мощи, как инструмента в достижении целей, желание достичь компромисс и решить разногласия. Это проявилось в увеличивающемся интересе к наличию представителей президента по особым поручениям в районах мировых конфликтов.
Шестое – попытка связать безопасность США с безопасностью во всём мире. Как показал Барак Обама, основываясь на идее, что причины и следствия связаны друг с другом, американская национальная безопасность обеспечивается не только своей силой, а, скорее, требует обеспечения стабильности в мире, особенно - на Ближнем Востоке, и для обеспечения поставок бензина из региона, и для урегулирования региональных конфликтов, и - чтобы справиться с конфликтами на почве экстремизма, бедности и безработицы.
Седьмое - остановить фанатизм против определённой нации и её культуры, то есть - арабской и Исламской, и не создавать прецеденты столкновения культур, которые процветали с 9/11.
Восьмое – значимые встречи на международном уровне и появление новых сил, которые будут успешно конкурировать со старыми. Экономический блок G20 является ключевым игроком в международном процессе принятия решений. В этом контексте G 20 стала глобальной экономической силой, с которой будут считаться, особенно - после того как Соединённые Штаты Америки обратились к координации и сотрудничеству с ними, а некоторые государства признали, что G20 – это группа развивающихся стран, которая стала альтернативой развитым странам G8.
Девятое - Начать с начала, поскольку мировой экономический кризис привёл к проблемам, связанным с будущим мировой экономики, особенно - капитализма и рыночной экономики. Это повлияло на желание сторонников протекционизма вмешаться ещё раз, чтобы восстановить экономику.
Читали: 530