быстрый поиск:

переводика рекомендует  
Война и Мир
Терра Аналитика
Усадьба Урсы
Хуторок
Сделано у нас, в России!
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
Вместе Победим
Российская газета
 
переводная статья
опубликовано редакцией на Переводике 21.03.09 00:00
переводчик Azaroff; редактор Ple; публикатор: Small_Bird
   
 

Лоббизм по-украински: чемоданы с деньгами – представителям фракций

Сессия Верховной Рады, которую могут посмотреть все желающие, - это отнюдь не полное отражение законотворческих процессов в государстве. Это скорее хеппи-энд для зрителей. Реальная же политика происходит задолго до того и вовсе не перед телевизионными камерами. Настоящие дела решают в коридорах, кулуарах, кабинетах, причём за закрытыми дверями. Речь - о лоббизме в украинской политике.

Сам по себе лоббизм не является негативным явлением. В конце концов, в Америке никому не придёт на ум воспринимать лоббиста как всемирное зло. Это легализованная структура, которая вполне официально, на законных основаниях, помогает «протолкнуть» то или иное решение через законодательный или исполнительный орган. В Украине всё по-другому. Лоббистская деятельность законодательно не урегулирована, что даёт большое поле для спекуляций, коррупции и «протягивания» выгодных конкретному человеку законов или указов.

Такая ситуация прежде всего выгодна самим власть имущим. За время украинской независимости представители крупного бизнеса всеми правдами и неправдами пытались пройти в парламент для того, чтобы приумножить собственный бизнес. При этом украинский лоббизм приобрёл самые разнообразные формы, не совсем честные и порядочные. Кроме интересных поправок и законопроектов, в которых персональная выгода просматривается очень размыто, депутаты прибегают и к откровенно криминальным схемам, за которые получают материальное вознаграждение.

Некоторые считают, что ситуацию могло бы исправить принятие соответствующего закона, который направил бы практику лоббирования в законное русло. Несколько попыток легализовать лоббизм в предыдущие годы оказались неудачными, но в ближайшее время всё может измениться. Во всяком случае, Министерство юстиции разрабатывает соответствующий законопроект.

О сегодняшней лоббистской деятельности и рисках, с ней связанных, «Газете» рассказали народный депутат, экс-регионал Тарас Черновол и политолог, президент Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев.

Тарас Черновол: Больше всего рейдерских атак происходит по депутатским запросам

– За рубежом лоббизм - это легальная деятельность определённых структур. В Украине же это явление часто имеет отрицательный подтекст. Что такое лоббизм по-украински?

– Депутаты так или иначе должны выполнять представительские функции, то есть они официально должны представлять чьи-то интересы. Скажем, была создана межфракционная группа "Львовщина", которая должна представлять интересы Львова и области. Есть также представительство по определённым направлениям экономики Украины. В конце концов, даже работа над бюджетом - это стопроцентный лоббизм. Когда формируется бюджет, мы должны лоббировать интересы определённых регионов, определённых органов власти, направлений, отраслей экономики и т.д. Все сводится лишь к тому, чтобы он, во-первых, был сбалансированным, т.е. чтобы не получилось так, что один регион очень сильно "перетянет" на себя одеяло, и, во-вторых, важно, чтобы лоббизм был открыт и не имел коррупционного характера. Это открытый лоббизм.

А что касается закрытого... Верховная Рада всегда имела колоссальное представительство определённых производственных или финансово-экономических структур. Понятно, что они отстаивают интересы своего предприятия, и очень часто это выражено какими-то довольно чёткими лоббистскими законами. Наипозорнейший пример лоббистского закона - это закон о парикмахерской деятельности Михаила Поплавского. Он предусматривал, что все парикмахеры обязаны либо получить высшее образование, либо пройти дополнительную переквалификацию в институте культуры Поплавского. Абсолютно классический, тупой, примитивный и наглый лоббизм.

Опять же, если уж упомянули господина Поплавского: на все высшие учебные заведения в сфере культуры вместе выделяют меньше средств, чем на один институт Поплавского. Объяснить такую трансформацию невозможно. Понятно, что каким-то способом М. Поплавский или, возможно, его длинноногие девочки находят дорогу к сердцам определенного количества депутатов, которые после того бегают в Кабмин, в то же Министерство юстиции, проталкивают через бюджетные комитеты выделение средств. При этом все понимают, что это абсолютная дикость, но это очень легко сходит с рук.

Ещё один откровенный лоббистский принцип отстаивали, когда «Дэу» («Daewoo» – прим. перев.) входило в Украину. Тогда один депутат из Львовской области (не буду называть его, если захочет, то сам назовётся) сумел пролоббировать закон, которым жёстко ограничивали ввоз в Украину подержанных старых машин, что, конечно, открывало путь для развития «Деу» в неконкурентных условиях.

– Кто в ВР является самым популярным лоббистом?

– Самым большим лоббистом в парламенте называют Сергея Терёхина, который очень часто вносит какие-то странные изменения, скажем, в закон о таможенном тарифе, в котором довольно откровенно просматриваются определённые интересы. Например, устанавливают нулевую ставку таможенного сбора на какую-то технику. Так, например, произошло с холодильниками. В Украине достаточно собственных холодильников, однако на зарубежные устанавливают нулевую ставку, что «глушит» нашего производителя.

Кстати, многие лоббистские схемы проходят через депутатский нажим. Скажем, больше всего рейдерских атак происходит именно по депутатским запросам. Ведь в таких мероприятиях помимо бандитов, которые захватывают предприятие, и судьи, который выносит неправомерное решение, задействованы ещё с десяток депутатских запросов, по которым заранее подготовленный и простимулированный прокурор очень активно берётся «продвинуть» определённое предприятие.

На уровне депутатских запросов очень часто используют такой метод лоббизма, как устранение конкурентов и т.д. Но уже лоббистские интересы более мелкого уровня проходят на уровне исполнительной власти - в судах, прокуратуре, исполнительной власти, особенно на местах.

Однако нельзя утверждать, что лоббизм всегда является криминальным. Я, скажем, не в восторге от таких документов, как Закон о мясе и мясопродуктах и Закон о молоке и молочных продуктах. Это лоббизм отрасли и крупного производителя, доминирующую позицию в котором заняли приближённые к конкретной личности. Закон неоднозначный, но он не является криминалом. Криминализованными могут быть методы, к которым прибегали, когда привлекали дополнительные голоса, или когда на основе этого документа умудрялись получать сверхприбыли.

– Бытует мнение, что представители разных фракций, объединённые общей сферой деятельности, будут голосовать за нужный им закон, несмотря на принадлежность к оппозиции или к власти.

– Да, самым показательным в этом плане был случай с Тендерной палатой. Её защищали представители всех без исключения фракций. Но в определённый момент, когда это начинает слишком дурно пахнуть, лидеры вспоминают, что не надо всех тянуть на дно, и фракция получает указание проголосовать за устранение такого явления.

– Если говорить о соотношении легального лоббизма и криминального – какого в нашем государстве больше?

– А Бог его знает. Знаете, легальный лоббизм составляет 90% всего того, что мы видим в парламенте. А вот сколько криминального... Мы не знаем абсолютного большинства случаев криминального лоббизма, это никому неизвестно.

Лоббизм имел несколько меньший размах, когда у нас была мажоритарная система выборов. Всегда вспоминаю разговор двух депутатов третьего созыва. Один другому говорит: «Слушай, такие деньги... чемодан денег несли за решение этого вопроса... Но я не могу на это пойти, меня же убьют в округе за это...» Персональная ответственность хоть немного сдерживала от коррупционных действий. Пропорциональная система привела к тому, что депутаты вообще стали в десятки раз честнее, но не потому, что они лучше. Просто им уже никто ничего не предлагает. Деятельность депутата, как правило, сводится к функциям передаточного звена. Его находят какие-то бизнесмены и просят вывести на лидера фракции. Он организует встречу, ему за это платят деньги, а он даже не знает, о чем же они хотят договариваться. А туда уже несут «большой чемодан денег». И вдруг вся фракция узнает, что, извините, но мы должны проголосовать за один очень нехороший вопрос. На все возмущения ответ один – это нужно партии. Так что депутаты стали честнее, но случаев именно криминального лоббизма, грязи и коррупции стало значительно больше.

Андрей Ермолаев: Правительственный лоббизм – более системный

– «Лоббизм» у нас пока в кавычках, потому что на самом деле легитимные механизмы практически отсутствуют. А учитывая то, что в Верховной Раде есть мощное представительство крупного и среднего бизнеса, и большинство этих депутатов являются активными участниками различных политических проектов, то все происходит «под ковром».

С точки зрения существующего сейчас неформального механизма это выглядит примерно так: бизнес делает заказ своим лоббистам на ту или иную законодательную норму, а депутаты готовят абсолютно легитимный законопроект. Большинство лоббистских предложений закладывают в общий план законодательных инициатив фракций и, соответственно, по меньшей мере, обеспечивают голосами этой фракции. Конечно, наибольший успех имеют фракции с наибольшим количеством голосов.

– Распространено ли лоббирование интересов иностранных государств и кто этим занимается?

– Иностранный лоббизм чаще реализуют через правительственные структуры.

– Вообще говорят, что правительственный лоббизм более распространен, чем парламентский. Вы согласны?

– Правительственный лоббизм является более системным. Системность заключается в том, что само правительство действует на основании определенных формальных принципов и параметров. Речь идёт и о правительственных программах, и о программе действий. И учитывая то, что легитимность действий правительства чрезвычайно высока, «продвинуть», по большому счету, можно любое решение, прикрываясь именно этой легитимностью. Мол, в рамках бюджета или какой-либо программы правительство инициирует такой вот законопроект. Уши будут торчать только после его принятия.

– Лоббизм в мире - это легальная работа определенных структур. В Украине лоббизм имеет отрицательный подтекст. И причины этого понятны. Но как можно изменить отношение к лоббизму?

– В лоббизме нет ничего неестественного. Вопрос в том, как избавить лоббизм от коррупции, как вывести экономические запросы «из-под ковра», потому что там возникают и подкуп, и перекосы. Вопрос не в самом лоббизме как таковом, а в том, что теневой лоббизм иногда приводит к возникновению искусственных монополий, к подрыву бюджетной политики. Также следует установить механизмы, которые сделали бы невозможным теневое использование власти для повышения своих конкурентных возможностей.

– Если бы закон о лоббизме подготовили, проголосовал бы за него нынешний парламент?

– Думаю, у этой идеи есть шанс. На самом деле, если посмотреть внимательно на последние решения ВР, то таких откровенных преступных схем или законов не принимали. Существует больше замечаний к деятельности исполнительной власти - именно там иногда утверждали нормативные решения, которые приводили к негативным тенденциям на рынке.

Обсуждение на форуме

статью прочитали: 3344 человек

Комментарии 

Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь

HashFlare
Праздники сегодня

© 2009-2017  Создание сайта - "Студия СПИЧКА" , Разработка дизайна - "Арсента"