Что G20 должна сделать в Лондоне
Встреча в Лондоне глав правительств G20 - группы 20 ведущих стран с высоким уровнем доходов и стран с переходной экономикой – является решающим моментом. Во время экономического кризиса лидеры стран с наибольшим участием в мировой экономике должны указать путь к общему решению. Если им удастся этого достичь, возможно, саммит и не будет расцениваться как начало конца этого кризиса, но он точно будет концом начала [кризиса].
Значителен именно тот факт, что G20 рассматривается как целевая группа для такого вызова. На мировые экономические вызовы более не может отвечать только небольшое число западных стран, вместе с Японией. Несмотря на то, что G20 слишком большое объединение, она включает в себя все экономики мирового значения. Самое главное здесь то, что развивающиеся страны не чувствуют себя всего лишь гостями на собраниях Большой Восьмёрки передовых стран с высокодоходными экономиками. В таком случае, это и в самом деле правильная группа. Первый такой саммит состоялся в Вашингтоне в прошлом ноябре. Лондонский саммит должен стать вторым в серии.
К тому же, благодаря эффективным основополагающим документам Международного Валютного Фонда, был достигнут устойчивый прогресс. Никогда ещё мудрость основателей Бреттон-Вудских институтов и Всемирной Торговой Организации не была столь очевидной, как в этом кризисе. В отличие от 1930-х, наличие этих учреждений укрепило сотрудничество и обеспечило принципы открытости. Они своим существованием и правилами поведения напоминают нам, что глобальный кризис требует действительно глобальных решений.
Эти организации также говорят нам, как тяжёл нынешний кризис. По их последним прогнозам и по предположению МВФ, мировая экономика сократится от 0,5 до 1 процента в этом году – это первое подобное падение со времён Второй Мировой войны. ВТО прогнозирует падение объёмов мировой торговли на 9 процентов. Столь массивный спад произойдёт несмотря на уже принятые меры бюджетного и денежно-кредитного регулирования. Эти цифры говорят нам о сокрушённых надеждах и испорченных жизнях по всему миру.
Первая основная цель саммита: предложить средства на стимулирование экономики - достаточно большие, чтобы разорвать порочный круг мировых запросов и трат. Базовая ставка МВФ для дискреционных финансовых стимулов составляет 2 процента*. Это далёко не чрезмерно даже для стран с усиленными автоматическими фискальными стабилизаторами**. Так, по текущим прогнозам мировой спад производства – мера нереализованной производственной мощности – возрастёт примерно на 4 процента от мирового производства этого года. Обязательства, перечисленные в проекте коммюнике G20, должны быть прозрачными и контролироваться МВФ.
Страны с резервными валютами и располагающие избытком валютных и финансовых ресурсов государства находятся в наилучшем положении для принятия необходимых бюджетных и денежно-кредитных мер. Второй тип стран имеет исключительные обязательства и возможности, так как для собственной макроэкономической стабильности они в большой степени полагаются на расходы и займы других. Китай, вероятно, начинает понимать это. А Германия, увы, нет.
Вторая основная цель: увеличение ресурсов МВФ, чтобы он мог откликаться на трудности стран с переходной экономикой, не только в Центральной и Восточной Европе. Существующие ресурсы МВФ - около 250 млрд. долларов, что составляет около 4 процентов мировых валютных резервов. Европейцы предложили удвоить эту сумму, США - утроить. И предложение США ближе к необходимой цифре.
Третья основная цель: договориться о том, как навести порядок в финансах без ускорения дезинтеграции мировой финансовой системы. Финансовый протекционизм - почти неизбежный результат спасения госбюджетного финансирования. Но такой форме протекционизма надо сопротивляться.
Это ведёт к четвёртой цели: замораживанию протекционизма, в том числе в торговле. Это замораживание следует отслеживать МВФ и ВТО.
Если саммит достигнет хотя бы этих целей, он уже будет успешным. Помимо этого, он должен поощрить будущие усилия в трёх направлениях. Первое: анализ провалов финансовой системы и продвижение радикальных реформ. Второе: анализ слабостей глобальной финансовой системы и причин макроэкономического дисбаланса, которые сыграли большую роль в наступлении кризиса. И третье направление: радикальное обновление и реформа структуры международных организаций и их значимости для принятия решений. Разделение контроля и кредитование должно стать частью таких реформ. Наилучшим продолжением было бы назначить группы сторонних экспертов высокого уровня, рекомендации которых были бы рассмотрены лидерами G20 к концу этого года.
Для глобальной экономики это определяющий кризис. Потомки будут судить этих лидеров по тому, какой ответ они дадут. Или они задействуют программу по восстановлению и реформе, ведущей к оздоровлению мировых финансовых рынков, или они примут ответственность за крушение обещаний лучшего мира. Это выбор между движением вперёд и откатом. Этот выбор лидеры должны сделать вместе. Так пусть выберут правильно.
* Дискреционная фискальная политика государства - осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов и объёма правительственных расходов с целью обеспечения производства неинфляционного ВВП при полной занятости и стимулирования экономического роста. Дискреционная политика связана с программами общественных работ, проектами общественной занятости, трансфертными программами и ставками налогов.
** Автоматические стабилизаторы - элементы автоматической фискальной политики, двигающие бюджет в сторону дефицита в период спада и в сторону увеличения его доходности в период подъёма. К основным стабилизаторам относятся прогрессивный подоходный налог и пособия по безработице – прим. переводчика.
статью прочитали: 1600 человек
Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь