Мир вверх тормашками
В 1980 году управляющие автомобильными компаниями США были потрясены: они вдруг узнали, что Япония сменила США в роли ведущего производителя автомобилей в мире. И потрясены они были настолько, что начали ездить в Японию, дабы понять, что же такое происходит. Как могли японцы побить американцев и по цене, и по качеству? И как они умудрялись выводить новые модели на рынок настолько быстро? В ходе посещений стало понятно, что ответ лежал не в индустриальной политике или государственных субсидиях (как считали сами американцы). Суть в нововведениях. Японцы изобрели новую систему производства, к которой быстро пристало название «производство без потерь».
Специальный отчет, который мы выпускаем, излагает точку зрения, что нечто подобное происходит сейчас в развивающихся странах. Именно они являются житницей нововведений, совсем как Япония с 50-ых годов 20 века. Они выводят на рынок новые товары и услуги, которые стоят значительно дешевле своих аналогов с Запада: машины за 3000, компьютеры за 300, мобильные телефоны за 30 долларов, которые обеспечивают связью по всему миру всего за 2 цента в минуту. Они заново изобретают системы производства и дистрибуции и экспериментируют с совершенно новыми моделями ведения дел. Все элементы современного бизнеса, от управления поставками до найма на работу и сохранения рабочей силы проходят перекройку или изобретение с чистого листа в тех или иных развивающихся странах.
Почему те страны, которые до недавнего времени ассоциировались с дешёвой рабочей силой сегодня становятся лидерами нововведений? Самой очевидной причиной тому являются гораздо более масштабные мечты тамошних компаний. Движимые смесью амбиции и страха – амбициями оседлать мировой рынок и страхом ещё более дешёвой конкуренции в таких, скажем странах, как Вьетнам или Камбоджа – они постоянно карабкаются по цепочке создания ценности. Мало того что лидеры развивающихся стран доказали свою чрезвычайную конкурентоспособность у себя дома, они собираются выходить на мировую арену.
В докладе о мировых инвестициях выпускаемом ООН, подсчитано, что сейчас существует более 21 500 международных корпораций со штаб-квартирой в развивающихся странах. Лучшие из них, например, индийская Бхарат Фордж в сталелитейной промышленности, китайская БиУайДи в производстве аккумуляторов, и бразильская Эбрейер в строительстве реактивных самолетов, находятся на одном уровне с другими подобными компаниями остального мира. Количество компаний из Бразилии, Индии, Китая или России в списке Файненшиал Таймс 500 увеличилось более, чем в четыре раза в 2006 – 2008 годах, с 15 до 62. Первая двадцатка международных корпораций Бразилии увеличила свои активы более чем в два раза за один 2006 год.
В то же время, западные корпорации возлагают на развивающиеся страны всё большие надежды. Они считают их источником экономического роста и высококачественных интеллектуальных ресурсов – и в том, и в другом они испытывают отчаянную необходимость. Транснациональные корпорации ожидают что в ближайшие несколько лет более 70% мирового экономического роста будет приходиться на развивающиеся страны, причем 40% роста придется на две страны, Китай и Индию. Кроме того, они отметили, что Китай и, в меньшей степени, Индия за последние несколько десятилетий вкачивали большие ресурсы в образование. Каждый год Китай выпускает 75 000 человек с высшим техническим или компьютерным образованием. В Индии эта цифра составляет 60 000.
Крупнейшие международные компании мира всё с большей охотой занимаются научными разработками в развивающихся странах. Компании входящие в список Форчун 500, держат 98 научно-исследовательских отделений в Китае, и 63 – в Индии. У ряда компаний их несколько. За последние несколько лет подразделение Дженерал Электрикс, отвечающее за здравоохранение, потратило более 50 миллионов долларов на создание большого научно-исследовательского центра в Бангалоре, Индия, самого крупного из всех центров компании. Циско вкладывает более миллиарда долларов в создание второй глобальной штаб-квартиры – Циско Восток – в Бангалоре, сегодня она уже почти готова. Научно-исследовательский центр Майкрософт в Пекине является самым крупным центром компании за пределами её штаб-квартиры в Редмонде. Наукоемкие компании, работающие в сфере IT или консалтинга, значительно увеличили найм в развивающихся странах. К примеру, четверть рабочей силы Аксенчер располагается в Индии.
Как западные, так и развивающиеся страны осознали, что если они хотят процветать на активно растущих рынках, стараться им надо будет больше. Не достаточно концентрировать усилия на любителях Гуччи и мерседесов; надо учиться, как нравиться миллиардам тех, кто живет за пределами Шанхая и Бангалора, от поднимающего голову среднего класса в городах второго ранга до фермеров в отдалённых деревушках. А это значит, что надо заново выдумывать все – от товаров до систем дистрибуции.
Энил Гупта из университета Мэриленда в Колледж Парк указывает на то, что эти рынки – одни из самых суровых в мире. Безнадежная система дистрибуции, непредсказуемые потоки прибыли, вредное загрязнение, доводящее до белого каления правительство, то мешающее бизнесу, то неспособное предоставить базовые услуги, покушающиеся на маржу пираты – все это может поджидать компании на этих рынках. Бедность на них и вовсе царствует повсеместно. Островки успеха окружены морем проблем, которые привели к поражению некоторые весьма отважные компании. Яху! и Ибэй ушли с рынков Китая, оттуда же недавно ушла в Гонконг Гугл. Блэк энд Декер, крупнейший американский производитель инструментов, в Индии и Китае почти не представлен. А ведь обе страны являются крупнейшими стройками мира.
Однако и возможности тоже являются из ряда вон выходящими. Потенциальный рынок огромен: население уже значительно больше, чем в развитых странах, да и растет оно гораздо быстрее (см график 1). В Китае и Индии сотни миллионов людей в ближайшие десятилетия вступят в средний класс. Экономика стран тоже будет расти быстрее (график 2). Мало какие компании страдают из-за дорогостоящих «наследственных систем», обычных на Западе. Интеллектуальные ресурсы относительно дёшевы и доступны: более 5 миллионов людей в год выпускаются из университетов Китая, 3 миллиона – в Индии. Десять лет назад эта цифра составляла соответственно в четыре и в три раза меньше.
Подсчитайте своих потребителей:
прогноз численности населения, млрд
Азия
Африка
Европа
Латинская Америка
Северная Америка
Богатеем быстрее
ВВП, % увеличения с прошлого года
Развивающиеся страны
США
Развитые страны
Эта комбинация вызовов и возможностей создает бурлящий коктейль креативности. Из-за бедности многих потребителей компаниям приходится брать своё объемами продаж. Но из-за повсеместного пиратства им также приходится постоянно обновлять свои продукты. И опять мы видим поразительное сходство с Японией 80х годов. Тойота и Хонда ввели контроль качества и систему управления запасами «точно-в-срок» из-за того, что земля и сырьё были слишком дороги. Таким же образом компании развивающихся рынков превращают проблемы в преимущества.
До сих пор, как правило, предполагалось, что глобализацией двигает Запад, устанавливая её в остальных странах мира. Боссы из Нью-Йорка, Лондона и Парижа контролируют процесс из своих башен из стекла и стали, а от преимущества глобализации больше всех преуспевают западные потребители. Эта ситуация стремительно меняется. Сильные чемпионы развивающихся рынков, вроде индийского АрселорМиттал в сталелитейной промышленности и мексиканской Цемекс в цементном производстве пожирают западные компании. Мозговитые корпорации, вроде Инфосис и Уайпро берут на себя офисную работу. А потребители в развивающихся странах богатеют быстрее потребителей Запада. Более того, в некоторых случаях мировая цепь поставки повернулась вспять: Эбрейер закупает множество компонентов для своего производства на Западе, а сборку проводит в Бразилии.
Сомнению подвергаются и старые предположения про нововведения. Люди на Западе предпочитают думать, что их компании готовят новые идеи в своих лабораториях дома, потом экспортируют их в развивающиеся страны, тем самым им легче принять потерю рабочих мест в производстве. Но такой подход с каждым днем всё больше демонстрирует свою несостоятельность. Корпорации Запада примеряют концепцию «полицентрических нововведений», распространяя по всему свету свои научно-исследовательские центры. А компании развивающихся рынков становятся крупнейшими источниками нововведений во всех сферах – от телекоммуникаций до компьютеров.
Переосмысливая нововведения
Приходится переосмыслить саму природу нововведений. На западе большинство ставит знак равенства между ними и технологическими прорывами, воплощенными в новые, революционные товары, которые сначала потребляет элита, а уже потом они спускаются к массам. Однако большая часть самых важных нововведений состоит из постоянных улучшений продуктов и процессов, направленных на средний или нижний сегмент пирамиды доходов: посмотрите, хотя бы на образцовую систему снабжения Уол-марта или применение Деллом производства по системе «точно-в-срок» для сборки персональных компьютеров.
Несомненно, страны развивающегося мира будут постоянно увеличивать свой вклад в передовые нововведения. Они уже обогнали Запад в таких сферах, как мобильные деньги (использование мобильных телефонов как средства платежа) и онлайновые игры. Исследовательская лаборатория Майкрософт в Пекине производит «умные» программы, которые распознают почерк или, например, делают из фотографий мульфильмы. Хуавей, китайский телекоммуникационный гигант, стал четвёртым в мире по количеству поданных патентов. Но самые интересные нововведения – те, на которых сконцентрируется этот отчет – похожи на те, которые привели в жизнь Уол-март и Делл. По сути, это более грамотные подходы к проектированию товаров и организации процессов, чтобы добраться до миллиардов потребителей, которые только выходят на мировые рынки.
Мало кто из тех, кто посещает развивающиеся страны, может остаться безучастным их преобладающему оптимизму, особенно если пусть свой он держит из разбитых рецессией стран Запада. Это впечатление подтверждает отчет Пиу о настроениях в мире на 2009 год. 94% индийцев, 87% бразильцев и 85% китайцев говорят, что они довольны своей жизнью. Большинство людей в Китае и Индии утверждают, что текущая экономическая ситуация в их странах хорошая (см 3 график), ожидают, что условия будут улучшаться и дальше и думают, что их дети будут жить лучше, чем они. Это регион, который, перефразируя фразу Черчилля, видит возможности в каждой трудности, а не трудность в каждой возможности.
Как прекрасен этот мир для некоторых!
Хорошая или плохая сейчас ситуация в экономике?
% ответивших «хорошая», 2009
Китай
Индия
Индонезия
Бразилия
Канада
Мексика
Германия
США
Франция
Испания
Британия
Япония
Наш специальный отчёт подведёт итог, задавшись вопросом: что все это значит для богатых стран мира и для баланса экономической мощи. В прошлом, экономика огромных развивающихся стран, как правило, примеряла на себя новые системы управления, стараясь консолидировать усилия для прогресса. Америка взяла на вооружение конвейер Генри Форда и мультидивизональную структуру компании Альфреда Слоана. И перед ней до 60-х годов 20 века склонялись все. Япония изобрела производство без потерь и практически уничтожила автомобилестроительную и электронную промышленность Америки. А теперь развивающиеся страны разрабатывают собственные идеи по управлению компаниями, и западные корпорации будут все больше учиться у своих соперниц. Те, кто думал о странах развивающегося мира как об источнике дешевой рабочей силы, сегодня должны понять, что из них могут идти и нововведения, которые будут разрушать существующие устои на Западе.
Читали: 858
| |
|
| обсуждали:
Редакция (1) |
всего 1 сообщений |
| |
|
|
|