Джордж У. Буш «знал, что заключённые Гуантанамо невиновны»
Американские военные охранники сопровождают на допрос двух заключённых в Гуантанамо.
Джордж У. Буш, Дик Чейни и Дональд Рамсфельд скрывали, что сотни невинных мужчин были отправлены в тюрьму Гуантанамо потому, что они опасались, что их освобождение нанесёт ущерб кампании за войну в Ираке и более широкой «войне с террором», согласно новому документу, полученному «Таймс».
Обвинения были сделаны Лоренсом Уилкерсоном, старшим помощником Колина Пауэлла, бывшего госсекретаря от Республиканской партии, в подписанном заявлении в поддержку иска, поданного одним заключённым Гуантанамо. Подобные обвинения впервые делаются высокопоставленным членом администрации Буша.
Полковник Уилкерсон, являвшийся главой секретариата генерала Пауэлла, когда тот руководил Госдепартаментом, был особенно критичен в отношении г-на Чейни и г-на Рамсфельда. Он утверждает, что бывшие вице-президент и министр обороны знали, что большинство из первоначальных 742 заключённых, отправленных в Гуантанамо в 2002 году, были невиновны, но считали, что было «политически невозможно освободить их».
Подразумевается, что генерал Пауэлл, оставивший администрацию Буша в 2005 году и рассерженный по поводу ложной информации, которую он непреднамеренно предоставил миру, когда выступил в ООН в пользу вторжения в Ирак, поддержал заявление полковника Уилкерсона.
Полковник Уилкерсон, давний критик подхода администрации Буша к борьбе с терроризмом и войне в Ираке, утверждает, что большинство заключённых – от детей в возрасте 12 лет до мужчин в возрасте до 93 лет, как он сказал, - не видели ни одного американского солдата, когда их захватили в плен. Он сказал, что многие были переданы афганцами и пакистанцами за 5000 долларов. Были предоставлены слабые или совсем не предоставлены свидетельства относительно того, почему их задержали.
Он также заявляет, что одной из причин того, почему г-н Чейни и г-н Рамсфельд не захотели, чтобы невинных заключённых отпустили, является то, что «действия по их задержанию будут показаны как невероятно запутанная операция, которой они были». Это было «неприемлемо для администрации и было бы крайне вредным для руководства в МО [г-на Рамсфельда в министерстве обороны]”.
В отношении г-на Чейни полковник Уилкерсон, прослуживший 31 год в американской армии, заявил: «Его абсолютно не беспокило, что подавляющее большинство заключённых Гуантанамо были безвинными людьми... Если сотням безвинных людей нужно пострадать, чтобы задержать горстку ярых террористов, то так тому и быть».
Он утверждает, что для г-на Чейни и г-на Рамсфельда заключение «невинных людей, годами томящихся в Гуантанамо, оправдывается более широкой «войной с террором» и небольшим количеством террористов, ответственных за атаки 11 сентября».
Он добавил: «Я обсуждал этот вопрос о заключённых Гуантанамо с госсекретарём Пауэллом. Я узнал, что по его мнению не только вице-президент Чейни и министр Рамсфельд, но и президент Буш участвовал в принятии всех решений по Гуантанамо».
Г-н Чейни и г-н Рамсфельд, как сказал полковник Уилкерсон, считали заключение в тюрьму невинных людей приемлемым, если при этом будут пойманы настоящие боевики, что приведёт к более ясной разведывательной картине по Ираку в тот момент, когда администрация Буша отчаянно пыталась найти связь между Саддамом Хусейном и терактами 11/09, «обосновывая таким образом планы войны администрации с этой страной».
Он подписал заявление в поддержку Аделя Хассана Хамада, суданца, который содержался в тюрьме Гуантанамо с марта 2003 года по декабрь 2007 года. Г-н Хамад заявляет, что его пытали американские агенты, когда он был в тюрьме, и вчера он подал иск о возмещении ущерба против ряда американских должностных лиц.
Защитники Гуантанамо заявили, что заключённых стали выпускать уже в сентябре 2002 года, через девять месяцев после того, как первых заключённых отправили в тюрьму на американской военно-морской базе на Кубе. К тому времени, когда г-н Буш оставил пост президента, было освобождено более 530 заключённых.
Представитель г-на Буша сказал о заявлениях полковника Уилкерсона: «Мы не собираемся это комментировать». Бывший коллега г-на Рамсфельда сказал, что утверждения г-на Уилкерсона совершенно не соответствуют действительности.
Этот коллега сказал, что бывший министр обороны работал больше, чем другие, чтобы добиться освобождения заключённых, и работал усердно, чтобы количество заключённых тюрьмы было сведено к минимуму. Бюро г-на Чейни не ответило.
В настоящее время в тюрьме содержится около 180 заключённых.
Читали: 345