Назад в бездну
Экономические кризисы могут трактоваться как «Чёрные лебеди», по выражению, введённому Нассимом Талебом. Речь идёт о незапланированных и неожиданных событиях, изменяющих ход истории. Вместе с тем, в своей новой книге «Кризисная экономика», описывающей десятки экономических кризисов, случавшихся по ходу истории на развивающихся рынках, а также в развитых экономиках, я доказываю, что экономический кризис – это как раз ожидаемое событие. И то, что происходит сейчас – второй этап глобального финансового кризиса, – было ожидаемо в не меньшей степени.
Кризисы являются неизбежным результатом сочетания макроэкономических, финансовых и политических факторов: пузырей собственности, опасных решений, чрезмерных «рычагов», кредитных пузырей, доступной ликвидности, отсутствия надлежащего намерения и контроля со стороны финансовой системы, алчности и рискованных капиталовложений, произведённых банками и другими финансовыми учреждениями.
История учит также тому, что финансовые кризисы имеют тенденцию меняться с годами. Кризисы того типа, который мы испытывали в последнее время, подпитывались вначале от чрезмерных долгов и «рычагов», накопленных агентами частного сектора: домашними хозяйствами, банками, финансовыми учреждениями и корпорациями. Это привело в итоге к повторному использованию «рычагов» для капитала общественного сектора – в виде фискальных стимулов и национализации частных убытков (программы спасения), что вызвало опасный рост дефицита госбюджетов и накопление громадных общественных долгов.
Инфляция или неплатёжеспособность
Как бы ни были необходимы фискальные стимулы этого типа, чтобы не позволить великой рецессии воспроизвести Великую депрессию прошлого века, – тем не менее, накопление общественных долгов над частными несёт в себе очень большие риски. Единственный способ сократить все эти дефициты и долги состоит в повышении налогов и уменьшении социальных расходов. Эти суровые шаги, столь необходимые для предотвращения налогового кризиса, предрасполагают к замедлению экономической деятельности в краткосрочной перспективе. Если налоговый дисбаланс не корректируется путём сокращения расходов и повышения доходов, то остаются только две возможности: инфляция для стран, занимающих деньги в собственной валюте и пополняющих свои резервы, или неплатёжеспособность для стран, занимающих деньги в чужой валюте и не имеющих возможности печатать их самим.
Поэтому последние события в Греции, Португалии, Ирландии, Италии и Испании есть не что иное, как второй этап глобального финансового кризиса. Национализация частных убытков и фискальная гибкость, имеющие целью стимулирование экономик в период упадка, привели к опасному накоплению дефицитов и долгов социальных бюджетов. Как следствие, глобальный кризис, по-видимому, не завершился, а достиг нового, ещё более опасного этапа.
Европейское Сообщество и страны блока евро провели долгий уикенд в отчаянной попытке сформировать пакеты помощи не только для Греции, а для всех слабых членов монетарного Евросоюза. Развитие событий можно увидеть воочию: сначала они спасали частные компании, а теперь нужно спасать спасателей, т.е. правительства.
Кто спасёт спасателя?
Объём программ спасения растёт поразительными темпами. В период азиатского финансового кризиса в конце 90-х годов Южная Корея получила от МВФ пакет помощи в 10 миллиардов долларов. Этот пакет считался тогда особо крупным. Во время последнего кризиса более триллиона долларов было переведено банку «Bear Stearns», ипотечным агентствам «Fannie Mae» и «Freddie Mac», AIG и Фонду спасения бедствующего бизнеса. Сегодня мы стоим перед самой большой программой спасения – речь идёт о фонде размером примерно в триллион долларов от Европейского Союза и МВФ. Фонд предназначен для спасения еврозоны. Триллион долларов превратились в новые 10 миллиардов!
Правительства, которые раньше спасали частные компании, сами теперь нуждаются в спасении. Однако что происходит, когда политическая готовность таких стран, как Германия, и других дисциплинированных кредиторов, многие из которых находятся сегодня на развивающихся рынках, сталкивается с необходимостью проводить подобные «вечерники спасения»? Кто спасёт правительства, которые спасали банки и финансовые учреждения в частном секторе? Механизм нашего глобального долга всё больше начинает походить на одно большое мошенничество Понци (идея о том, что, сыграв на разнице почтовых тарифов в разных странах при покупке задёшево международных ответных купонов в одной стране для последующего обмена их на почтовые марки на бо́льшую сумму в другой (арбитраж), можно в итоге получить прибыль, легла в основу финансовой пирамиды, организованной в 1920-х годах американцем итальянского происхождения Чарльзом Понци (англ. Charles Ponzi) (1882—1949), — по так называемой «схеме Понци» (Ponzi scheme) – прим. perevodika.ru).
Хотя лекарство, которым нужно воспользоваться до крушения экономических поездов, хорошо известно, но на пути к налоговой унификации и дисциплине стоит существенное препятствие – отсутствие у правительств всего мира сил и желания реализовать меры строгой экономии. В США нет широкого согласия, которое требуется, чтобы справиться с налоговыми проблемами. Британская коалиция с большим трудом провела меры по ужесточению налоговой дисциплины в королевстве. Канцлер Ангела Меркель проиграла местные выборы в Германии, так как пообещала помочь Греции. А японское правительство слабо и лишено влияния.
В результате «кризисная экономика» будет сопровождать нас ещё долгое время. Последний экономический кризис ещё не завершён, и похоже, что лекарства, предложенные от него, ещё больше ослабили больного, вызвав у него привыкание к опасным препаратам и оставив незащищённым перед будущими мутациями нынешнего вируса, которые в определённых случаях могут оказаться смертельными.
Нуриэль Рубини, профессор экономики Нью-йоркского университета, глава компании RGE.
Специально для издания "Калькалист"
Поздравляем oleg с первым опубликованным на сайте переводом!!!
Читали: 553