быстрый поиск:

переводика рекомендует  
Война и Мир
Глобальная Авантюра
Усадьба Урсы
Хуторок
Сделано у нас, в России!
ОНОЛИТЕГИ.РУ
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
Контра Версия
 
дата публикации 20.08.10 16:45
публикатор: Игорь Львович
   
 

Рассказ очевидца

Уважаемые читатели.

В разделе «О людях» есть ветка «...в рассеянии сущих», на этой ветке выложены два поста:

http://perevodika.ru/forum/index.php?s=&showtopic=3685&view=findpost&p=32541

http://perevodika.ru/forum/index.php?s=&showtopic=3685&view=findpost&p=32115

история об уругвайских староверах, приехавших В Россию. Эта история недавно получила продолжение. Со мной связался наш форумчанин Андрей Крейсманн и рассказал немного о дальнейшей судьбе староверов. Меня это очень заинтересовало и, по моей просьбе, он написал очерк о своих знакомых – уругвайских староверах. Это только небольшая часть того, что он мог бы рассказать. Я не стал ничего менять, только добавил к тексту присланные им фотографии. Ну, а так как статье всё-таки требуется название, то я не стал заморачиваться и придумывать что-то, а назвал её просто «Рассказ очевидца».

Хочу сказать огромное спасибо Андрею за его время и интереснейший рассказ, будем надеяться не последний.

И.Л.

Здравствуйте Игорь!

Начнём по порядку. Меня зовут Андрей Крейсманн, 47 лет, работаю реставратором античной мебели.

В 2004 году я с супругой Татьяной и сыном Луисом переехали из ФРГ на жительство в Уругвай в город Пайсанду, столицу одноименной провинции.

В деревне Питанга на празднике

Вскоре после приезда мы и познакомились с семьей Килиных, староверов из колонии Питанга, что находится в примерно 90 км от города. Практически все семьи староверов в конце недели приезжали в город, чтобы закупиться и распродать свой товар: домашние изделия из молокопродуктов, рыбу, яйца, мясо. Перегружают товар на тележки и расходятся по своим маршрутам, у всех уже свои постоянные клиенты. Тут и мы появились и стали постоянными покупателями. Да и как не станешь - домашнее оно и в Уругвае домашнее, особенно после ФРГ, где всё с конвейера. Кстати, и в Уругвае продукты в магазинах довольно паршивого качества, за исключением мяса, хотя местные и уверяли нас, что мясо продаётся дрянное, низкого сорта. За насколько лет до того правительство подписало с США выгодный договор о поставках мяса, и теперь всё лучшее уходит за баксы, а своим остаётся выбраковка. О староверах в Уругвае я знал и раньше, только никогда в жизни не приходилось с ними сталкиваться в прежней жизни.

В деревне Питанга на празднике

Примерно и представлялись заросшие диким волосом мужики в косоворотках, хлебающие лаптем щи под лучиною. Разумеется всё оказалось не так. Симпатию они вызвали при первой же встрече, чего не могу сказать о других русских уругвайцах. В стране очень много таких, я бы лучше выразился "потомков русских переселенцев", хотя они любят называть себя русскими. Они давно ассимилировались с местным населением и практически утратили русскую речь. По-русски могут ещё говорить старики, да и то не все. При разговорах между собой, даже зная язык, они говорят только по-испански, так им легче. За несколько лет, прожитых в Уругвае, я не встретил ни одного молодого человека, говорящего по-русски. А моё личное мнение - если человек утратил свой язык, то он уже и не русский - просто уругваец. И во всём остальном они не сохранили НИЧЕГО, кроме иногда бросающихся в глаза славянских черт лица.

Конечно, могут сказать о бывшей русской колонии Сан-Хавьер и проводимом там ежегодно праздничном выступлении ансамбля русской песни и пляски, точнее только пляски, песни с магнитофона, и пляшущие всё-равно не понимают, о чём поётся. Если бы там прозвучали бы, к примеру, китайские весёлые песенки, немногие заметили бы подлог.

Мы были на этих выступлениях дважды. В общем ничего плохого сказать не могу - впечатление производит. Костюмы и исполнение просто великолепные. Никогда бы не подумал, что где-то на краю света можно увидеть такое, чего, пожалуй, и в России уже не увидишь. Оба раза нам очень понравилось. Но речь идёт о сохранении своей национальной самобытности, а один раз в году сплясать на празднике это так...

Красивый спектакль для туристов. Каждый раз приезжают представители посольства из Монтевидео, поздравляют всех собравшихся со всей страны потомков русских на испанском языке. Для них по хорошей советской традиции, отдельно от чёрного люда, накрывается полянка, они кушают, пьют и отбывают восвояси с галочкой успешно проведённого культурного мероприятия. Ну а для людей это повод встретить родных и знакомых, пообщаться, похлопать... Всё спокойно всегда заканчивается, безо всяких безобразий и непотребств, так как водку пить они уже давно разучились. Держится это на чистом энтузиазме художественного руководителя этого ансамбля. Она уже человек далеко не молодой, и я уверен, что вместе с ней закончатся и эти красивые выступления. А жалко.

Вот и отношение русских уругвайцев к староверам какое-то не такое. И откровенной вражды не наблюдал, но процент неприязни имеется. По-моему, причина лежит как раз в том, что одни сохранили своё, а другие не сумели, и от этого в глубине души чувствуют какой-то дискомфорт. Они ведь все покинули Россию в одно примерно время: староверы ушли в Китай, а эти прямиком в Уругвай. Староверы появились в Уругвае около сорока лет назад и основали свою колонию Офир, неподалёку от Сан-Хавьера. И за этот срок не переняли даже святой обычай послеобеденной сиесты. Некогда нам, говорят, спать по полдня, делом заниматься нужно! Я сам лично с их стороны не замечал никакой неприязни к местным "русским", некоторые высказывались лишь в том смысле, что с ними так же тяжело вести дела, как с местными испанцами - "такие же лодыри и брехуны".

В деревне Питанга на празднике

При первом знакомстве староверы вели себя сдержанно, приглядывались.

Через пару встреч уже пригласили в гости. Нам интересно конечно было, поехали. Дороги в Уругвае хорошие, 70 км по шоссе до ближайшего к ним маленького городка и лишь последние 20 км по грунтовке. Деревня стоит на реке Кэгвай, основали её около 25 лет назад. Восемь дворов, около 2 тысяч гектар собственной земли - пашня и пастбище для скотины. Только одеты все по старинному в сарафаны и вышитые рубахи с поясками, а в остальном только телевизоров нет да компьютеров. Пикапы практически у всех, трактора, комбайн. Электричество, свои водяные скважины с насосами. Телефоны в нескольких домах и практически у всех мобильники. Радио в каждом пикапе, только при въезде в деревню его положено выключать. Дома просторные, обшитые внутри деревянными панелями.

Вышитые рушники для иконостаса

В каждой комнате иконостас, украшенный вышитыми занавесками. Всё свободное время женщины вышивают, частенько на заказ для единоверцев в Канаде и на Аляске. Неплохой побочный заработок - тамошние уже не хотят сами этим заниматься, согласны покупать, раз богаче живут. У них и мы сами научились вышивать. Несколько раз гостили мы в этой деревне на праздники, в будние дни там с гостями возиться некогда - все заняты с рассвета до темноты. Детей много и все тоже при деле в меру возможностей, и никогда мы не слышали, чтобы детям приходилось что-либо повторять дважды.

Дети Василия Реутова у нас дома

Бросается в глаза их необыкновенная самостоятельность не по годам. Не раз бывало, что родители уезжают на несколько недель или даже месяцев и оставляют по хозяйству детей, старшим из которых не более 14-15 лет. Конечно, периодически названивают и дают указания, и можно быть спокойным, что и скотина будет ухожена, и поля вспаханы-засеяны. Для нас это было удивительно, особенно в сравнении с нашими балбесами. Детей учат грамоте сами, я интересовался, что они думают насчёт обычных школ? Большинство согласны были бы отпускать детей в школы, если бы была налажена система школьных автобусов, как в США, например. А возить своим транспортом каждый день - для них просто нереально. Слишком напряженно приходится работать, чтобы оставаться на плаву. Некоторые семьи имеют двойные хозяйства - в Уругвае и на Аляске. Они так и мотаются челноками по два раза в год. Начинается лов лосося на Аляске, - часть семьи улетают туда и потом возвращаются с хорошими деньгами, закупают скот на откорм, засевают поля. Эти семьи живут богаче остальных. Если они останутся на Аляске, то всего заработка не хватит на жизнь из-за высоких цен и зверских налогов. А так с этими деньгами в Уругвае можно позволить себе многое из того, что не могут себе позволить те, кто трудится в Уругвае. Если брать реальные доходы, то жизнь в Уругвае примерно в три раза дороже, чем в Германии. Зарплаты в среднем 200-300 баксов, а цены почти на всё такие же, как Европе, и на многое ещё выше. Только овощи-фрукты в сезон дешёвые. Вот и там крестьянам выкручивают руки, как только могут. Вырастил урожай, прикинул все затраты на горючку и удобрения, и нос повесил. Да и закупочные цены чудеснейшим образом падают перед уборкой, порой и наполовину. В общем, те, у кого нет побочного заработка, в Уругвае не процветают. Поэтому все староверы очень легки на подъём, - где что услышат - и вперёд, по всей Южной Америке мотаются: в Аргентину, Бразилию, Боливию, Колумбию. А в Уругвае держатся больше из-за спокойствия и малого процента преступности.

К чужакам в деревне относятся настороженно, зато потом, если уже знакомы, совсем другое отношение. Каждый норовит в гости позвать, и обидеть нельзя отказом. Спиртное им разрешено только своего приготовления, мёда у них много, значит- медовуха. Самогона не гонят. По вечерам ходят друг к другу в гости, общаются. Так и говорят - телевизоров нет, а то так же по домам сидели бы, как и все остальные.

В доме Килиных с их сыном Алексеем

Интереснее всего было разговаривать с Фёдором Савельичем Килиным, у него феноменальная память и довольно широкий кругозор. Часами может рассказывать о днях своей молодости в Китае, держит в памяти сотни имён. У него мы в основном и останавливались. Сначала чувствуешь себя слегка под напряжением, приходится фильтровать базар, как говорится по фене, чтобы не ляпнуть чего неуместного. Но потом уже втягиваешься. Конечно, тяжеловато порой приходилось в другом плане - особенно на праздники. У них в обычае посидеть у одних, потом кто-либо зовет к себе, там опять застолье, потом к другому и так далее. Под конец уже раздует как паука и только рад бы до постели добраться. Как и у всех людей под занавес начинают петь хором, или что-то одно или каждый своё, - уж как получится. Женщины своё тянут со своей стороны, ну а мужики, как принято, что-либо посерьёзнее: типа "Три танкиста" (не шутка, сам участвовал). Не хочу, чтобы создалось впечатление о какой-то лубочной идиллии на лоне природы. Это такие же люди со своими внутренними трениями и конфликтами, которые не заметны посторонним, но присутствуют в любом коллективе. Бывает и подерутся, но наутро всегда положено мириться друг с другом и просить прощения. Иначе просто невозможно сохранить свою культуру и быт в течении многих десятилетий.

Что особенно нам понравилось у них, так это то, что никто ни разу не начал агитировать за свою веру. Когда спрашиваешь - охотно объясняют, и на службу можешь пойти со всеми, если есть желание, только одеться надо в их наряд. Люди сами должны к нам прийти, по своей охоте, говорят они, и если согласны соблюдать обычаи, то никому отказа не будет.

В этой деревне живёт немец из Бразилии, Вагнер. Уже 20 лет у староверов, немецкий почти не помнит. В другой деревне уругваец, тоже уже лет 12, по-русски чешет практически без акцента, но с детьми так-же говорит и по-испански. Видел несколько молодух с ярко выраженными китайскими чертами лица. Насчёт этого Фёдор Савельич рассказал и смешную историю. Ещё в Китае жил у них по соседству в тайге один китаец, который как-то не ладил с одним старовером по имени Илья. И вот раз этот китаец решил принять их веру. Это дело торжественное, собирается вся община, проводятся пышная церемония, и вот доходит дело до крещения и принятия нового имени. Был праздник св.Ильи и посему, не мудрствуя лукаво, объявляется со всей торжественностью, что нарекается сей раб божий Ильей! Китаец как завопит во весь голос: "Илюшкой быть не хочу! Его хуёвский люди!".

Вот так мы и общались друг с другом, - у нас староверы из обеих деревень бывали каждую неделю, пока сами торгуют, - завезут детей посмотреть русские мультики, а потом и сами после всех дел попросят поставить "какую-нибудь фильму". У нас было много кассет на русском. Иногда кое-кто из них где-то доставал диски с русскими фильмами, которые ходили потом по рукам. А посмотреть получалось только у нас. В общем, культурный центр областного масштаба. Видно было, как их интересует всё, связанное с родиной их предков.

Ведь многие из них никогда не видели снега. Тоска по неизвестной родине после десятилетий скитаний на чужбине вполне заметна. Несмотря на то, что многие живут довольно обеспеченно, не менее половины всех семей вернулись бы в Россию сегодня.

Если бы им дали жить и работать, как они привыкли. Они бы весь Дальний Восток завалили продуктами. Такое уже было в Бразилии, - там правительство выделяло им и технику, и земли практически бесплатно, лишь бы работали. Они и завалили весь регион пшеницей. Власти-то видят результаты: почему-то у них одних отменные урожаи, а местные только и жалуются на неурожаи. Некоторым танцорам тоже кое-что мешает.

Да только не та система в России, чтобы допускать подобное безобразие и давать обогащаться чёрному люду.

Уезжали они уже не на моих глазах, это после нашего отъезда их так обработали посольские. Сначала были они в Белгородской области, туда я ещё мог дозвониться. Хвалили всё, мол, нравится, люди хорошие и т.д. А звонишь в Уругвай по родственникам - там уже информация более достоверная: как хорошие люди помогают и технику купить (для простоты оформив бумаги на себя), и договора какие-нибудь на будущее, чтоб были повязаны. В общем достоверно не знаю, меня там не было. Только от хорошего не сорвались бы они на Дальний Восток. А и там система та же: тысячи гектар зарастают лесом и бурьяном, а с Василия Реутова местные власти начали выжимать какие-то сумасшедшие миллионы за аренду на пару лет. Ну он быстро смекнул в чём дело, и свалил по добру по здорову. Сильные фермеры нужны России только на бумажках, для кремлёвской болтовни. В общем, раструбили в своё время о возвращении староверов, да только не настолько они теперь наивные, чтобы купиться на эту удочку. Попытались люди. У Килиных в Уругвае одних только ульев было 200 штук, техника. А теперь на чужого дядю работают. Дом в Уругвае продан, теперь и своего угла нет. Жаловаться они конечно не будут, может и привыкнут, старикам много не нужно.

Читали: 2542

обсуждение  
   
обсуждали: tata_rr (2), Neznayka_I (1), Opozdavshiy (1), Bdiysh (1), leo (1), Редакция (1), Игорь Львович (1) всего
8
сообщений
   

обсудить
 

Межрегиональная общественная организация "Вече"

 Создание сайта © 2009-2011 - "Студия СПИЧКА" , "Арсента"