быстрый поиск:

переводика рекомендует  
Война и Мир
Глобальная Авантюра
Усадьба Урсы
Хуторок
Сделано у нас, в России!
ОНОЛИТЕГИ.РУ
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
Контра Версия
Российская газета
 
переводная статья
опубликовано редакцией на Переводике 13.02.11 11:16
скаут: clubdo; переводчик clubdo; редактор Ple; публикатор: Ple
   
 

А если у русских нет злых намерений?

Каждый политический шаг России в отношении Польши воспринимается многими поляками как спланированный на высшем уровне. Это скорее говорит о небывалой польской мании величия.

Хотя после отчёта МАК прошёл уже месяц, значительная часть польских публицистов полагает, что отчёт Международного авиационного комитета (МАК) был лишь началом «русского наступления на Польшу». Жаль, что даже не допускают другой возможности. Тезис о том, что доклад МАК положил конец медовому месяцу в польско-российских отношениях - эффектен и кажется логичным. Для многих доклад МАК стал холодным душем.

В Польше больший акцент делается на то, что он не учитывает польских возражений. Но замалчивается, что русские присоединили польские возражения к докладу как открытое приложение. Тезис, что они хотели что-то скрыть, не очень-то устойчив. (Но мне больше нравится – не очень-то выдерживает критики – прим. перев., perevodika.ru) Любой желающий мог прочитать польские возражения к докладу МАК в приложении в день оглашения доклада в интернете. Но это уже вопрос второстепенный и к тому же теперь уже в прошлом.

Сегодня самое важное понять, является ли доклад МАК началом более широкой антипольской кампании со стороны России. Или Москва решила, что не стоит иметь хороших отношений с Варшавой? Большинство польских журналистов считают, что это так, хотя польские прокуроры вместе с русскими следователями допросили в эти дни диспетчеров из аэропорта в Смоленске. «В отношениях с Россией польские лидеры сталкиваются огромной проблемой - или согласиться с выводами Кремля, или после потепления за последние два года не останется никаких следов», - пишет в «Газете» Мирослав Чех («Наш прагматизм на свалку» , 2 февраля).

Ещё дальше идёт Пётр Сквициньский из «Республики» ("Rzeczpospolitа") (5 февраля) в своих выводах, «Пуговицы лейтенанта, а дело польское»: «Ни на какие уступки в смоленском вопросе мы рассчитывать не можем. Совсем наоборот - они, скорее всего, будут раздражать. Несмотря на усилия Туска, теперь сама Россия будет усиливать напряжённость».

Сквициньский утверждает, правда, что реклама некоторых аргументов из катастрофы польского Ту-154 о том, что это русское покушение, подготовленное умышленно - это преувеличение, но доклад – преднамеренная провокация МАК, направленная на дестабилизацию польской внешней политики, усиление гражданской войны между правительством и оппозицией и, следовательно, ослабление польского положения на европейской и мировой арене. Короче говоря, доклад МАК является ещё одним антипольским заговором Кремля, и даже началом серии заговоров.

Мирослав Чех, правда, не столь радикален, как Сквициньский, но считает, что Москва добилась всего, чего она хотела в отношениях с Варшавой (ослабление наших антироссийских позиций в ЕС, снижение активности нашей политики на Украине или в Грузии, подписание долгосрочного газового контракта), и таким образом, Россия больше не имеет причин искать хороших отношений с Варшавой. Сквициньский, в свою очередь, утверждает, что антипольскость генетически присуща русской политике, потому что Москва готова поддерживать хорошие отношения с более слабыми партнёрами исключительно на условиях, написанных ею. А Польша хотела бы иметь влияние на формирование этих условий.

Согласно Сквициньскому, неблагоприятный для нас доклад МАК это наказание России премьер-министра Дональда Туска за то, что в последние месяцы он не пошёл на глубокое сближение с Москвой, например, в экономических отношениях. Вопрос в этом, утверждает Скивициньский. Если только это так ему кажется, то следует отметить, что это его предположение. В тексте нет на каких-либо доказательств, фактов, мнения экспертов и политиков. Расовому публицисту, видимо, не надо утруждать себя такой мелочью, чтобы оправдать тезис придуманный им - ничего не нужно.

Оба рассуждения – Чеха и Сквициньского – кажутся логичными и рациональными. Проблема в том, что они не основываются на действиях, которые русские делают, а исходит из предположения, что Москва - как обычно – имеет против Польши плохие намерения.

Стереотипы в отношении восточного соседа нами часто воспринимаются как факт. Давайте признаем, что история предоставила нам много поводов, чтобы эти стереотипы были созданы. Но это, в любом случае, ещё не освобождает нас от того, чтобы попробовать проверить их, а не принимать их как само собой разумеющееся. Вместо того, чтобы строить догадки «как там думают о нас Москали», стоит попробовать, определить, чем действительно сегодня руководствуются люди, определяющие внешнюю политику России.

Кроме традиционных мантр польской журналистики, не слышал, однако, какими критериями руководствуется русская элита, насколько их действия продуманы, а насколько результат балагана, упущений и всесильной бюрократической инерции.

При чтении польских газет и просматривая интернет, складывается впечатление, что Россия видится как страна, в которой ничего не происходит случайно, всё направляется из какого-то центра, центра власти, скорее всего, Лубянки, а Кремль это просто политический фасад. Любое политическое действие России против Польши принимается как продуманное решение, которое было согласовано и в любом случае было одобрено на самом высоком уровне. Это невероятное проявление польской мании величия. Варшава для Москвы не настолько важна, чтобы все вопросы наших отношений согласовывались с Кремлём или в кабинете премьер-министра.

Большинство решений принимаются на уровне директоров или даже заместителей директоров департаментов, и на самый высокий уровень они поступают только в виде краткой записки, которую в нагромождении других документов, вероятно, мало кто читает. Почему польские журналисты и политики, по крайней мере, в теории, не допускают такую возможность?

Несмотря на споры о докладе МАК польско-русские политические отношения всё ещё продолжаются. Это, скорее, противоречит тезису Сквициньского, что Москва готовит ещё очередную антипольскую акцию. Если есть такие планы, то, скорее, надо избегать отношений, визитов, консультаций, чем их инициировать. Польские прокуроры дали согласие на участие в повторном допросе диспетчеров из Смоленска, вместе со следователями из России. А в Варшаве в последнее время и дня не проходит, чтоб не гостил кто-то важный из России. Глава Совета безопасности России Николай Патрушев, глава Российского Архива Андрей Артизов, создатели Центра диалога и Согласия, Польши и России, пять директоров департаментов МИД России во главе с руководителем Европейского департамента - вот перечень важных гостей за последние дни.

На каждом из этих визитов неизбежно поднимался вопрос о докладе МАК и смоленской трагедии. «Доклад МАК это не политический заказ. Это было самостоятельное действие этого института», – убеждают русские собеседники, сопровождающих их дипломатов. Не преувеличивая - они правы. Но стоит, по крайней мере, принять сообщения с их стороны, а не считать, что Москва должна иметь дурные намерения по отношению к Варшаве.

У МАК было сто причин, чтобы построить свой доклад так, как он построен. Ни для кого не секрет, что сотрудничество между Комитетом и аккредитованным при нём от Польши Эдмундом Клихом было не самым лучшим. MAK использует в своём следствии постулат, что там, где в аварии погибли пилоты - лучше объяснить всё их ошибкой, и дать живым покой. Но это вовсе не значит, что так приказали действовать Татьяне Анодиной Президент России Дмитрий Медведев или премьер-министр Владимир Путин.

«Доклад МАК одобрили на уровне директоров департаментов», - говорит русский дипломатический источник. – «Мы не думали, что это вызовет такую полемику в Польше».

Может быть, это всего лишь показуха. Но стоит отметить, как русские объясняют своё поведение. И перестать уверять, что Москва имеет какой-то секретный план по завоеванию Польши и дестабилизации нашей страны.

Сквициньский пишет, что очередные антипольские акции после доклада МАК не заставили себя долго ждать, так как Москва заблокировала в середине января дорогу на восток для польских перевозчиков. Это звучит вкусно, но опять же, не достаточно верно. Соглашение о грузоперевозках между Польшей и Россией фактически закончилось в середине января. Но до его прекращения Польша захотела увеличить квоты для своих перевозчиков.

В российском министерстве транспорта восприняли это как желание отомстить за доклад МАК. К счастью, спор по поводу объёма перевозок быстро решён. На прошлой неделе подписали соглашение по этому вопросу на уровне квот прошлого года с небольшой надбавкой для Польши.

Или Сквициньский не увидел этого, потому что это не соответствует его выводам? Его коронный тезис - доклад МАК представляет собой преднамеренное действие Москвы с целью дестабилизировать нашу страну. Своя собственная глупость и незрелость больше, чем кто-либо извне дестабилизируют Польшу. Но самый простой способ - свалить вину на кого-то. В конце прошлого года в частном порядке спросил одного из русских дипломатов, что на самом деле интересует их в отношениях с Польшей - инвестирование в наш энергетический сектор, политическое сближение, уменьшение польской активности в других республиках бывшего СССР?

Дипломат долго искал ответ и наконец, ответил: «Если честно, то мы заинтересованы просто поддерживать те улучшившееся отношения, которые есть в настоящее время». Ничего больше. Сквициньский написал, что это ложь и маскировка. Я не знаю. Но можно попробовать предположить, что русские не врут, или, по крайней мере, давайте допустим такую возможность.

статью прочитали: 2186 человек

   
теги: Россия, Польша, Россия-Польша  
   
Комментарии 

Сегодня статей опубликовано не было.


Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь

Межрегиональная общественная организация "Вече"

© 2009-2012  Создание сайта - "Студия СПИЧКА" , Разработка дизайна - "Арсента"