Вечные истины
стр.9
Перевод с немецкого
После поражения, которое мы потерпели, мы черпаем душевные силы из ленинского тезиса: «Разбитые армии хорошо учатся».
«Германскому единству» уже пошел 22-й год и теперь всё контрастнее проявляется понимание того, что, собственно, это событие принесло. В первую очередь следует напомнить: для германского империализма того времени, который испытывал сложности в экономике, присоединение ГДР к ФРГ стало неожиданным спасением. Он смог, с помощью захвата новых ресурсов и рынков сбыта, оторваться от надвигавшегося кризиса, буквально дышавшего в затылок. ФРГ в течение двух десятилетий стала экономической и политической державой первой величины. Она осуществляет, ведя за собой Францию, своё господство над всей Европой. Германский империализм собирается задним числом выиграть Вторую мировую войну, правда невоенными средствами. Снова стал злободневным лозунг: «Весь мир должен держаться на Германии», или, цитируя руководителя фракции Христианских демократов Фолькера Каудера: «Европа снова говорит по-немецки!» Правый консерватор Ярослав Кочинский в своей книге «Польша моей мечты» написал, что Ангела Меркель представляет поколение политиков, которое хочет снова хочет вывести Германию в супердержавы. Признаком такой стратегии является сложный европейский экономический и финансовый кризис, в «обуздании» которого ФРГ играет первую скрипку, причем делает это с каждым разом всё громче.
Прав был Ленин, когда в 1915 году прокомментировал такими словами лозунг социал-демократов о соединенных штатах Европы: «С точки зрения экономических условий империализма, т. е. вывоза капитала и раздела мира «передовыми» и «цивилизованными» колониальными державами, Соединенные Штаты Европы, при капитализме, либо невозможны, либо реакционны». Разумеется, временные договоры европейских капиталистов не исключаются. И Ленин спрашивал: «О чем? Только о том, как бы сообща давить социализм в Европе» (Собрание сочинений Ленина т.24, стр. 343-345).
Современный кризис наглядно подтверждает, что империализм как система себя исторически изжил, а социализм «уже стучится в двери», хотя еще не созрел субъективный фактор, то есть нет достойной оппозиции, которая бы сумела воспользоваться этой слабостью для победы. Социалистические идеи в течение нескольких веков привлекали немалое число людей. Однако утопические социалисты слишком рано приходили в этот мир со своими представлениями о мире, парижские коммунары 1871 года были слишком неопытны и, кроме того, ограничивались только одним городом. Растущий капитализм в то время смог доказать свой прогрессивный потенциал. Даже Маркс и Энгельс в «Коммунистическом манифесте» признавали очевидный факт быстрого развития производственных сил, но уже видели реакционные стороны капитализма, проявившиеся, когда начались передел мира на сферы влияния и расширение колониального господства.
Империализм был и остается не только застрельщиком быстрого экономического и технического развития, но и, прежде всего, заклятым врагом социальных моделей решения проблем, а также носителем политики подавления и экспансии.
Ленин это доказал еще в 1916 году в статье «Империализм - как высшая стадия капитализма». Вообще эта работа незаменима в качестве справочного материала для оценки развития нынешних событий. К сегодняшней ситуации больше и точнее всего подходят два высказывания. Первое: «Империализм есть прогрессирующее угнетение наций мира горсткой великих держав, есть эпоха войн между ними за расширение и упрочение гнета над нациями» (Собрание сочинений Ленина т.21, стр. 416). И второе: «Империализм, т.е. монополистический капитализм по экономическим его коренным свойствам отличается наименьшим миролюбием и свободолюбием, наибольшим и повсеместным развитием военщины» (Собрание сочинений Ленина т.28, стр. 237).
Октябрьская революция 1917 года была исторической попыткой покончить с империализмом, развязавшим Первую мировую войну. Ленина и коммунистическую партию выставляют в таком ракурсе, будто они хотели «обмануть историю», что является само по себе банальностью и не имеет ничего общего с серьезным пониманием истории. Наоборот, заслуга большевиков именно в использовании в своих целях объективного развития событий, когда они в нужный момент сделали необходимые выводы. Разумеется, Ленин надеялся, что западный пролетариат, особенно германский, последует русскому примеру. Он даже признавал, что «после победы пролетарской революции хотя бы в одной из передовых стран (под которой он подразумевал Германию - Р.Д.) наступит, по всей вероятности, крутой перелом, именно Россия сделается вскоре после этого не образцовой, а опять отсталой (в «советском» и в социалистическом смысле) страной» (Собрание сочинений Ленина т.31, стр. 5-6). Теоретическая слабость и политическая трусость руководителей западноевропейских рабочих партий, в первую очередь социал-демократов, стали причиной того, что русские оказались в одиночестве.
Путь Ленина и его партии был смелым и верным, хотя и тернистым. Имеются в виду допущенные ошибки и промахи. Но историческое развитие никогда не бывает прямолинейным. Исторический процесс зачастую происходит зигзагообразно, что требует от ведущих политических сил высокого мастерства. Октябрьская революция была первым экспериментом, попыткой максимально использовать веяния времени. Точно также происходило при формировании мировой социалистической системы. Её поражение имело объективные и субъективные причины, которые следует искать как в исходных экономических условиях соответствующих стран, так и в недостатках управления. Как метко сказал Фидель Кастро в своей речи перед студентами: «Среди многих ошибок, совершенных нами, самой большой ошибкой было бы поверить, будто хоть один человек понимал, что же такое социализм и знал как его построить. Социализм нам только казался изученной наукой, такой же изученной, как электрическая система».
Октябрьская революция, которую совершили русские, их старания создать социалистическое общество, построить мировую социалистическую систему – всё это происходило в истории человечества впервые и для всех было в новинку. Надо по достоинству учесть опыт уже достигнутого, понять недостатки, чтобы их в будущем избегать или уметь быстро исправлять. Если бы тогда искра социализма перекинулась на Западную Европу, то, возможно, сегодня мир выглядел бы совсем по-другому. Ленин, который всегда в своих теориях делал поправку на возможные политические ошибки на пути к социалистическому обществу, считал, что поражения только временно замедляют развитие событий. Он учел фактор реальности, что подтверждает его высказывание, проникнутое историческим оптимизмом: «Разбитые армии хорошо учатся» (Собрание сочинений Ленина т.9, стр. 138). Пусть современное социалистическое и коммунистическое движение Европы возьмет этот афоризм на вооружение и не опускает руки.
Д-р Рудольф Дикс
статью прочитали: 505 человек
|
Комментарии | |
Материалы по теме | |
Сноб -
Есть такое мнение. Почему я не с вами...Заметки одной реакционерши.
«насладившись в полной мере великолепным зрелищем революции,... интеллигенция приготовилась надеть свои мехом подбитые шубы и возвращаться обратно в свои уютные хоромы, но шубы оказались украденными, а хоромы были сожжены...» (с)
читали: 1407 , обсуждали: 14
читать далее