Бывший агент ФБР подал иск, утверждая о возмездии за его несогласие по делу о сибирской язве
Скотт Шейн
Вашингтон - Когда Брюс И. Айвинс, военный микробиолог, принял смертельную дозу тайленола в 2008 году, правительство объявило, что это он ответственен за письма с сибирской язвой 2001 года, убившие пять человек и вызвавшие панику в стране, и закрыло дело.
Теперь бывший агент ФБР, руководивший расследованием дела о сибирской язве в течение четырех лет, говорит, что Бюро собрало "необыкновенное количество оправдательных доказательств" в отношении д-ра Айвинса, которые остаются засекреченными. Бывший агент Ричард Л. Лэмберт, проработавший 24 года в ФБР, говорит, что он считает, что д-р Айвинс, возможно, и был отправителем писем с сибирской язвой, но не думает, что прокуроры смогли бы добиться обвинительного приговора для него, если бы он не умер и предстал перед судом.
В иске, поданном в федеральный суд в Теннесси в прошлый четверг, г-н Лэмберт обвинил ФБР в попытке "провести в спешном порядке судебное преследование Айвинса", а после его самоубийства в том, что оно создало "тщательно продуманную кампанию управления восприятием", чтобы усилить свои утверждения, что Айвинс был виновен. В иске г-на Лэмберта ФБР и Министерство юстиции обвиняются в том, что они вынудили уволить его как ведущего сотрудника контрразведки в лаборатории Министерства энергетики в Оак Ридже, штат Теннесси, в отместку за его несогласие по делу о сибирской язве.

Покойный Брюс Айвинс в 2003 году, когда он являлся микробиологом в Форт Детрик, штат Мэриленд. Фото - Сэм Ю/Frederick News Post, через Assocaited Press
Письма с сибирской язвой были посланы сенаторам и новостным организациям США в недели после террористических актов 11 сентября 2001 года, вызвав огромную и дорогостоящую дезорганизацию работы почтовой системы и федерального правительства. Члены Конгресса и судьи Верховного суда были вынуждены покинуть свои офисы, пока техники в костюмах биозащиты очищали помещения от смертельного порошка с сибирской язвой. Стоимость очистки по всей стране превысила 1 миллиард долларов. По крайней мере 17 человек заболели - в дополнение к пяти людям, которые умерли.
Расследование ФБР, одно из самых долгих и наиболее технически сложных в его истории, давно считалось неблагополучным. Первоначально следователям не хватало экспертно-криминалистических знаний для анализа биотеррористических атак. В течение нескольких лет агенты концентрировались на бывшем военном ученом и враче д-ре Стивене Дж. Хэтфилле, которого впоследствии оправдали и выплатили ему 4,6 миллионов долларов для урегулирования иска. Проверки Национальной академии наук и Главного контрольного управления США закончились обвинениями в отношении научной работы ФБР по этому делу. Г-н Лэмберт, которого также критиковали за долгое преследование г-на Хэтфилла, теперь предложил в своем иске и в интервью мнение знающего человека о том, что препятствовало расследованию.
"Это дело называли в свое время самым важным делом в истории ФБР", - сказал г-н Лэмберт. "Но мне было трудно добиться того, чтобы к делу привлекли опытных следователей".
Он сказал, что расследование было недоукомплектовано и страдало от текучки кадров, и что 12 из 20 агентов, подключенных к делу, не имели предыдущего опыта расследований. Ведущие микробиологи ФБР не были доступны, а два микробиолога с научными званиями, участвовавшие в расследовании, были затем сняты для прохождения 18-месячной программы изучения арабского языка в Израиле. Опасения в отношении утечек привели к тому, что высокопоставленные чиновники распорядились ввести крайнюю фрагментацию информации, и следователи часто не могли обмениваться информацией и данными с коллегами, сказал он.
Г-н Лэмберт сказал, что он изложил эти проблемы в официальном заявлении в 2006 году на имя заместителя директора ФБР. Некоторые из его обвинений были позднее включены в сообщение о деле сибирской язвы новостной программы "60 минут" телеканала CBS, приведя в ярость руководство ФБР.
Полицейские в Фредерик, штат Мэриленд, побеседовали с женщиной, которую они назвали Дайан Айвинс, женой 62-летнего Брюса Дж. Айвинса, в доме семьи в Фредерик, штат Мэриленд, в 2008 году. Фото - Роб Карр/Associated Press
ФБР, которое редко комментирует текущие судебные разбирательства, не ответило на запросы прокомментировать заявления г-на Лэмберта.
Хотя смертельные письма содержали записки с джихадистскими взглядами, следователи пришли к заключению, что отправитель являлся сотрудником правительственных лабораторий биозащиты. Они в конце концов нашли совпадение между порошком с сибирской язвой и фляжкой в лаборатории д-ра Айвинса в Форт Детрик в Мэриленде и начали тщательно изучать его жизнь и работу.
Они обнаружили электронные записи, показывавшие, что он проводил необычное количество времени ночью в своей высокосекретной лаборатории в периоды времени перед двумя рассылками писем с сибирской язвой. Они обнаружили, что у него была привычка отсылать письма и посылки из удаленных мест под вымышленными фамилиями. Они нашли электронные письма, в которых он описывал серьезные психические проблемы.
Следователи задокументировали одержимость д-ра Айвинса национальным женским клубом, у которого был офис рядом с Принстоном в штате Нью-Джерси - это почтовый ящик, на который были отправлены письма. Они установили, как им казалось, закодированные сообщения для коллег, спрятанные в записях в письмах.
Пока прокуроры готовились предъявить ему обвинения в пяти убийствах в июле 2008 года, 62-летний д-р Айвинс покончил с собой дома, в Фредерик, штат Мэриленд. Через несколько дней на пресс-конференции Джеффри А. Тейлор, тогдашний прокурор округа Колумбия, сказал, что власти считают, что "на основе собранных нами свидетельств мы могли бы доказать его вину суду присяжных без доли обоснованного сомнения".
Но г-н Лэмберт говорит, что ФБР также собрало большое количество свидетельств, указывающих на невиновность д-ра Айвинса, которыми никогда не делились с общественностью или со СМИ. Если бы дело дошло до суда, сказал он, "я совсем не думаю, что они смогли бы доказать его вину без доли обоснованного сомнения". Он отказался раскрыть детали, сказав, что большая часть информации защищена Законом об охране прав личности и вряд ли станет достоянием гласности, если только Конгресс не проведет собственное расследование.
После ухода из ФБР в 2012 году г-н Лэмберт стал работать в Министерстве энергетики. Но адвокат ФБР по этике решил, что, так как г-ну Лэмберту приходилось работать с агентами ФБР на его новой работе, то он нарушал закон о конфликте интересов, который запрещает бывшим сотрудникам федерального правительства контактировать с предыдущими коллегами в течение года после того, как они оставили свою правительственную службу.
Это решение привело к его увольнению, сказал г-н Лэмберт, и он не смог найти работу несмотря на подачу более чем 70 заявлений на получение работы. В его иске утверждается, что несколько других бывших агентов ФБР смогли получить аналогичную работу в Министерстве энергетики, и что только его права нарушаются.
статью прочитали: 890 человек
Сегодня статей опубликовано не было.
Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь