Монголия 1939 – искусный дебют Сталина
Советская пехота движется позади танка БТ-7 в спорном азиатском пограничном регионе, 1939 год. РИА Новости.
Река Халхин-Гол течёт с севера на юг, огибая травянистую Монгольскую равнину , которая выдаётся на 100 миль на восток в Манчжурию. В 1930-х годах японские правители Маньчжурии рассматривали реку как границу двух государств: Манчжурии на востоке и Внешней Монголии – в то время протектората СССР, известного как Монгольская Народная Республика – на западе. Представители Монголии утверждали, что граница идёт на 10 км восточнее реки – у небольшого поселения Наманган. В то время как точное местоположение границы имело мало значения для кочевых монголов, следовавших за своими стадами с одной стороны реки на другую на протяжении столетий, руководство Квантунской армии, элитного подразделения японских вооружённых сил, контролировавшего Маньчжурию, придерживалось другого мнения.
В апреле 1939 года, Май Масанобу Тсуи, широко известный блестящий офицер штаба армии, составил провокационный документ, содержавший принципы решения территориального вопроса, который стоял на повестке дня с того момента, когда Япония в 1931 – 1932 годах оккупировала Маньчжурию. Сформулированные в словах, которые скорее должны были спровоцировать конфликт, чем разрешить противоречия, принципы Тсуи устанавливали: «на участках, где граница не определена точно, командующие вправе устанавливать её по собственному усмотрению». В случае вооружённого столкновения, армия будет «сражаться до победного конца, независимо от …расположения границы», и наконец, «допустимо вторжение на советскую территорию, равно как совершение действий, направленных на заманивание советских войск на территорию Маньчжурии с последующим их окружением».
В следующем месяце офицер Квантунской армии, ответственный за спорный участок территории, командующий 23-й дивизии генерал-лейтенант Мичитаро Коматсубара, созвал совещание штаба, на котором собирался обсудить новые принципы определения границ. Именно в этот момент он получил сообщение о том, что монгольская кавалерия перешла реку Халхин-Гол возле селения Наманган. В соответствии с новым приказом, будучи участником обменённого в дальнейшем совещания, обычно осторожный Комастубара составил план решительных действий. Комастубару утомили набеги, он надеялся, что решительный ответ заставит Советы отступить и «принял мгновенное решение уничтожить вторгшиеся силы Внешней Монголии».
Это скоропалительное решение стало одним из важнейших во Второй Мировой войне.
Конфликт, который оно спровоцировало, был не простым приграничным столкновением. Более 100 000 солдат, сотни танков и самолётов 4 месяца участвовали в сражении, которое в Японии известно как «Инцидент при Намангане», а в СССР и Монголии – как «Битва при Халхин-Голе». Два командующих, майор Тсуи и советский генерал Георгий Жуков сыграют важные роли во Второй Мировой войне, первый – толкая Японию на путь к Перл Харбору, второй – парируя нацистский блицкриг против России в 1941 году и ведя войска Советского Союза к окончательной победе в титаническом противостоянии.
Ещё более удивительно то, что эта малоизвестная битва в удалённом азиатском регионе помогла подготовить почву для вторжения нацистов на территорию Польши и всего, последовавшего за этим. И правда, советско-немецкий пакт о ненападении был заключён в разгар битвы при Намангане, дав Гитлеру зелёный свет на вторжение в Польшу, что и стало началом Второй Мировой войны. Это не было совпадением.
Пакт был частью дипломатических и военных усилий Сталина направленных на то, чтобы устранить исходящую от Германии угрозу и ошеломить японцев. Гитлер же уверился в том, что ему не придётся иметь дело с Францией, Британией и Россией и он сможет беспрепятственно атаковать Польшу. Пакт позволял Сталину не вступать в войну, шедшую между капиталистическими странами в Европе, и лишал Японию поддержки Германии, что позволяло Сталину обрушить весь свой гнев на последнюю при Намангане.
На рассвете 28 мая генерал Коматсубара подтвердил принятое решение действием. Вслед за несколькими небольшими столкновениями в середине мая, он приказал отряду численностью 2 082 человека под командованием полковника Такемитсу Ямагата сокрушить монгольских «нарушителей границы». Подразделение Ямагаты было образовано на базе батальона 23 пехотной дивизии, дивизиона артиллерии, включавшего в себя 75 мм орудия и скорострельные пушки меньшего калибра, и транспортировавшегося на грузовиках и бронемашинах разведотряда из 220 человек под командованием подполковника Яозо Азума.
Ямагата обнаружил, что враг соорудил большой понтонный мост через Халхин-Гол и занял позиции менее чем в миле к западу от Намангана. Он решил окружить и уничтожить противника восточнее реки. Ямагата приказал разведотряду Азумы пробиваться к югу вдоль восточного берега реки по направлению к мосту, отрезав таким образом пути к отступлению. Пехота Ямагаты при поддержке артиллерии должна была атаковать с фронта, тесня противника к реке на отряд Азумы. Таким образом, враг должен был оказаться зажат между двумя японскими отрядами и уничтожен.
Провалы разведки, впрочем, будут проклятием Японцев в ходе всего конфликта. Ямагата ошибочно считал, что мост удерживали только монгольские пограничники и лёгкая кавалерия – основа войск Маньчжурии и Монголии в данном степном регионе, покрытом травянистой растительностью.
В действительности же части Монголии были подкреплены советской пехотой, инженерными подразделениями, бронемашинами, танкетками и артиллерией, включая самоходные 76 мм артиллерийские установки. Совокупная численность войск противника составляла примерно 1 000 человек.
Утром основные силы Ямагато атаковали советско-монгольские силы рядом с Наманганом, и им по началу сопутствовал успех - противник был оттеснён к мосту. Но силы Ямагато сдерживала советская артиллерия и бронетехника. Тем временем Азума пришёл в замешательство, обнаружив, что мост удерживает советская пехота при поддержке артиллерии и бронемашин. Бронемашины, вооружённые 45 мм танковой пушкой в башенной установке, были весьма сильной боевой техникой.
У Азумы не было артиллерии и противотанковых средств, и он не был в состоянии выбить советские войска с занятых позиций. Когда атака Ямагаты захлебнулась, Азума обнаружил, что он оказался блокирован превосходящими силами противника. Те, кто намеревался окружить врага, оказались сами окружены.
К исходу дня, советский 149-й пехотный полк, посланный на всякий случай в данный район, был перевезён на грузовиках в зону боевых действий и брошен против Азумы. Силы Ямагато были скованы в нескольких милях к востоку и не могли помочь. Итог оказался предсказуем и неизбежен: отряд Азумы был полностью уничтожен. Только 4 человека спаслись в ночи, остальные, включая самого Азуму, были убиты или попали в плен. Это была полная катастрофа. Говоря словами документов Квантунской армии «генерала Коматсубару терзали угрызения совести».
19 июня воздушный удар советов по отстоящей на 12 миль от границы тыловой базе укрепил Коматсубару и всю Квантунскую армию в решении отомстить за это поражение. В штабе Тсуи быстро составил план масштабного вторжения.
Тсуи, чьё имя стало известно в Японии во время и после войны, тогда было 37 лет. Несмотря на небольшой рост в 5 футов 2 дюйма (158 см, не такой уж и маленький для японца рост – прим. ред.) и круглые очки в чёрной оправе, закрывавшие большую часть его лица, он был харизматичным лидером. Благодаря волевому характеру, интеллекту и самоуверенности ему ничего не стоило внушить свой взгляд на вещи начальству. Его можно назвать идеалистом и даже - героем, но в то же время он был фанатичным и жестоким. Тсуи был человеком мысли и действия, одарённым способностями к планированию операций и старавшимся при этом быть в центре сражения.
Тсуи и его коллеги желали возложить задачу на 7 дивизию, одну из лучших в Квантунской армии, а не на 23 дивизию Коматсубары. 23 дивизия, которая была организована недавно – в 1938 году состояла из новобранцем, не имевших боевого опыта. И, хотя Коматсубара, служивший военным атташе в Москве, считался одним из лучших экспертов армии по СССР, ему также недоставало опыта.
Продолжение - Монголия 1939 - искусный дебют Сталина. Часть 2
Монголия 1939 - искусный дебют Сталина. Часть 3
Монголия 1939 - искусный дебют Сталина. Часть 4
Монголия 1939 - искусный дебют Сталина. Часть5
Обсуждение на форуме
статью прочитали: 1053 человек