быстрый поиск:

переводика рекомендует  
Война и Мир
Терра Аналитика
Усадьба Урсы
Хуторок
Сделано у нас, в России!
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
Вместе Победим
Российская газета
 
опубликовано редакцией на Переводике 25.10.11 18:15
скаут: Lilu; переводчик Lilu;
 
 

Вадах Ханфар, "аль-Джазира" и триумф телевизионной пропаганды

"Аль-Джазира" - катарский новостной телеканал, который за 15 лет создал себе в арабском мире имя прогрессивного новостного канала, - неожиданно стала проводить обширную программу дезинформации ради свержения режимов в Ливии и Сирии любыми средствами. Как показал Тьерри Мейссан, это не было конъюнктурным изменением, это было давно спланировано людьми, которые умно скрывали свои личные интересы от общественности. Разоблачения следуют...

 

Вадах Ханфар

Базирующийся в Катаре телеканал "Аль-Джазира" объявил об уходе своего генерального директора, Вадаха Ханфара, и о его замене на члена королевской семьи, Шейха Хамада бин Ясима Аль-Тани, 20 сентября 2011 года.

Шейх Хамад является управляющим Qatargas, он провёл год в головном офисе компании "Тоталь" в Париже. Он является бывшим председателем совета директоров "Аль-Джазиры".

Это событие изображается атлантистскими СМИ тремя разными способами: как вынужденный уход и переход контроля над каналом к государству, как месть со стороны Палестинской автономии после обнародования "Палестинских документов" и, наконец, как результат "слива" Wikileaks, в котором раскрыты связи между г-ном Ханфаром и Соединёнными Штатами.

В то время как каждая из этих интерпретаций может содержать в себе часть правды, тем не менее они затмевают первостепенный фактор: роль Катара в войне против Ливии. И здесь следует вернуться назад.

Истоки "Аль-Джазиры": желание диалога

"Аль-Джазира" была создана двумя франко-израильскими личностями - братьями Давидом и Жаном Фридман - после убийства их друга Ицхака Рабина. Согласно Давиду Фридману [1], целью было создать информационную среду, в которой израильтяне и арабы могли бы свободно дискутировать, обмениваться аргументами и знакомиться друг с другом, учитывая то, что этому мешала ситуация войны, подрывавшая тем самым любые возможности для заключения мирного соглашения.

При создании телеканала братья Фридман извлекли пользу из стечения обстоятельств: саудовская компания "Orbit" заключила соглашение с BBC о создании информационных передач на арабском языке. Однако политические требования, поставленные саудовской абсолютистской монархией, вскоре оказались несовместимыми с профессиональной независимостью британских журналистов. Соглашение было расторгнуто, и большинство журналистов арабоязычной службы ВВС оказались на улице. Их затем взяли на работу, чтобы запустить "Аль-Джазиру".

Братья Фридман стремились к тому, чтобы их телеканал воспринимался как арабский. Им удалось привлечь нового эмира Катара, Хамида бин Халифа аль-Тани, который с помощью Лондона и Вашингтона только что сверг своего отца, обвинявшегося в проиранских настроениях. Шейх Хамад бин Халифа вскоре понял потенциальные выгоды от того, чтобы быть в центре арабо-израильских дискуссий, которые уже длились более полувека и, вероятнее всего, тянулись бы ещё дольше. В то же самое время он разрешил израильскому министерству торговли открыть представительство в Дохе, так как посольство открыть не мог. Он видел интерес Катара, прежде всего, в том, чтобы конкурировать с богатыми пан-арабскими саудовскими СМИ и владеть СМИ, которое могло бы критиковать всех, кроме него самого.

Первоначальное финансирование канала включало аванс от братьев Фридман и ссуду от Эмира в размере 150 миллионов долларов в течение 5 лет. Бойкот со стороны рекламодателей, организованный Саудовской Аравией, и последовавшая скудость доходов от рекламы привели, в конце концов, к изменению первоначального плана. В итоге Эмир стал источником финансирования телеканала и тем самым его спонсором.

Образцовые журналисты

В течение многих лет аудитория "Аль-Джазиры" была очарована внутренним плюразлизмом. Телеканал гордился тем, что давал свободу выражения для противоположных взглядов. Идея заключалась не в том, чтобы говорить правду, а чтобы правда рождалась во время дебатов. Его лидирующая программа - ток-шоу с опровергающим устоявшиеся представления ведущим Фейсалом аль-Касемом под названием "Противоположное мнение" - получала удовольствие от разрушения предрассудков. Каждый мог найти повод, чтобы восхвалять одни программы и осуждать другие. Так или иначе эта бурная активность одержала победу над монолитностью его конкурентов и изменила арабский аудиовизуальный ландшафт.

Героическая роль репортёров телеканала в Афганистане и во время войны в Заливе в 2003 году, а также их образцовая работа, контрастировавшая с пропагандой проамериканских спутниковых телеканалов, превратили "Аль-Джазиру" из скандального канала в признанный новостной ресурс. Журналисты телеканала заплатили высокую цену за своё мужество: Джордж У. Буш не решился отдать приказ разбомбить телестудии в Дохе, но распорядился уничтожить Тарика Айюба [2], арестовать Тейсира Алуни [3] и заключить в Гуантанамо Сами аль-Хаджа [4].

Реорганизация 2005 года

Однако всё хорошее когда-нибудь заканчивается. В 2004-05 гг., после смерти Давида Фридмана, Эмир решил полностью реорганизовать "Аль-Джазиру" и создать новые каналы, включая англоязычный канал "Al-Jazeera English" в период, когда мировой рынок менялся и все крупные государства обзаводились новостными спутниковыми телеканалами. Наступил момент оставить позади ажиотаж и дерзость начального периода, чтобы извлечь выгоду из аудитории, которая достигала теперь 50 миллионов зрителей, и позиционировать себя как игрока в глобализированном мире.

Шейх Хамад бин Халифа пригласил международную фирму, которая уже предоставляла ему услуги персонального обучения коммуникативным способностям. Компания JTrack специализировалась на обучении арабских и юго-восточных лидеров языку Давоса: как проецировать имидж, который хочет видеть Запад. От Морокко до Сингапура JTrack обучила большинство политических лидеров, поддерживаемых Соединёнными Штатами и Израилем, часто просто наследственных марионеток, превращая их в уважаемые медийные личности. Важно не то, есть ли им что сказать, а их способность передавать глобализированную риторику.

Однако президенту JTrack, назначенному на высокие правительственные посты в Северной Африке, пришлось уйти до завершения трансформации группы Al-Jazeera. Он передал оставшиеся дела бывшему журналисту "Голоса Америки", который проработал на катарском телеканале несколько лет и который принадлежал к той же самой мусульманской общине, что и он сам: Вадаху Ханфару.

Г-н Ханфар, являвшийся профессионально компетентным и политически надёжным, постарался придать вещанию "Аль-Джазиры" идеологическую окраску. Одновременно давая возможность высказаться Мохамеду Хасейни Хейкалу, бывшему пресс-секретарю Насера, он назначил Шейха Юсуфа аль-Карадави - которого Насер лишил египетского гражданства - "духовным советником" телеканала.

Разворот курса в 2011 году

В связи с революциями в Северной Африке и на Аравийском полуострове Вадах Ханфар резко изменил редакционную политику "Аль-Джазиры". Группа сыграла центральную роль в подтверждении мифа об "арабской весне", согласно которому народ - стремящийся жить в обществе западного стиля - восстал, чтобы свергнуть свои диктаторские режимы и перейти к парламентским демократиям. Между событиями в Тунисе и Египте, в Ливии и Сирии не делалось никаких различий. А что касается народных движений в Йемене и Бахрейне, то они просто не привлекали достаточно зрителей!

В действительности англосаксы попытались воспользоваться народными восстаниями, чтобы снова разыграть тот же самый сценарий "арабской весны", который они срежиссировали в 1920-е, чтобы завладеть бывшими провинциями Османской империи и установить там марионеточные парламентские демократии под опекой Запада. Освещение "Аль-Джазирой" восстаний в Тунисе и Египте было предназначено для того, чтобы затушить пожар революции и узаконить правительства, объединившиеся в союз с Соединёнными Штатами и Израилем. В Египте восстание было использовано в интересах единственного элемента оппозиции: "Братьев-мусульман", олицетворявшихся звёздным проповедником телеканала... Шейхом Юсуфом аль-Карадави.

Возмущённые новой редакционной политикой и всё более частым использованием лжи [5], определённое число журналистов, включая Гасана Бен Джедо, ушли, хлопнув дверью.

Кто тайно влияет на информацию?

Тем не менее маски начали падать, только когда начался ливийский эпизод. В действительности глава JTrack и наставник Вадаха Ханфара - это не кто иной как Махмуд Джибриль ("J" в "JTrack" означает "Jibril"). Этот дружелюбный, великолепный и всё же ограниченный администратор был рекомендован Муаммару Каддафи его новыми американскими друзьями, чтобы стать проводником экономического открытия Ливии после нормализации их дипломатических отношений. Под контролем Саифа аль-Ислам Каддафи он был назначен одновременно министром планирования и директором Управления по развитию, став тем самым де-факто вторым человеком в правительстве, имея власть над другими министрами. С головокружительной быстротой он занялся либерализацией социалистической экономики Ливии и приватизацией её государственных предприятий.

 

Махмуд Джибриль и его друг и деловой партнёр Бернар-Анри Леви в покорённом Триполи.

Посредством обучающей деятельности JTrack Махмуд Джибриль завязал личные отношения почти со всеми арабскими лидерами и лидерами из Юго-Восточной Азии. У него были офисы в Бахрейне и Сингапуре. Вдобавок к этому г-н Джибриль создал торговые компании, включая одну, которая занимается малайзийской и австралийской древесиной, в партнёрстве с его французским другом, Бернаром-Анри Леви.

Махмуд Джибриль начал свою учёбу в Каирском университете, где он познакомился и женился на дочери одного из министров Насера. Позднее он продолжил своё обучение в Соединённых Штатах, где он усвоил либертарианские взгляды, которые он пытался привнести в анархистскую идеологию аль-Каддафи. Но, что важнее, в Ливии г-н Джибриль присоединился к "Братьям-мусульманам". Именно в этом качестве он ввёл своих братьев по вере Вадаха Ханфара и Юсуфа аль-Карадави в "Аль-Джазиру"...

В течение первой половины 2011 года катарский телеканал стал предпочтительным инструментом прозападной пропаганды: он изо всех сил старался затушевать антиимпериалистическую и антисионистскую сторону арабских революций и в каждой стране выбирал действующих лиц, которых он намеревался поддерживать, и тех, против кого он решил выступить. Не удивительно поэтому, что он поддержал короля Бахрейна, студента Махмуда Джибриля, который приказал стрелять в свой народ, в то время как духовный советник "Аль-Джазиры" Шейх аль-Карадави призывал в эфире к джихаду против аль-Каддафи и эль-Асада, ложно обвиняя их в убийстве их народа.

Имея г-на Джибриля в качестве премьер-министра повстанческого правительства Ливии, верхом двуличия стало строительство в студиях "Аль-Джазиры" в Дохе точной копии Зелёной площади и Баб-эль-Азизия, где была сделана фальшивая съёмка того, как проамериканские "повстанцы" входят в Триполи. Нужно ли мне упоминать оскорбления в мой адрес, которые я получал, когда разоблачил эту дезинформацию на страницах Voltairenet.org? И всё же "Аль-Джазира" и "Скай Ньюс" транслировали эти фальшивые изображения на второй день битвы за Триполи, посеяв замешательство среди ливийского населения. На самом деле "повстанцы" - почти исключительно из Мисраты - только через три дня вошли в Триполи, разрушенный бомбами НАТО.

Тоже самое касается объявления "Аль-Джазирой" об аресте Саифа эль-Ислам Каддафи и подтверждения его захвата прокурором Международного уголовного суда Луисом Морено-Окампо. Я первым предупредил об этой манипуляции на канале "Раша Тудей". И снова некоторые газеты высмеивали меня, пока Саиф эль-Ислам не появился сам, чтобы разбудить журналистов, прятавшихся в гостинице Rixos, и не повёл их на настоящую площадь Баб аль-Азизия.

На вопрос арабоязычного канала "Франс24" о такой лжи президент Национального переходного совета (НПС) Мустафа Абдель Джалиль отнёс это на счёт военной уловки и сказал, что он рад, что ускорил таким образом падение Джамахирии.

Какое будущее для "Аль-Джазиры"?

Превращение "Аль-Джазиры" в инструмент пропаганды ради реколонизации Ливии было достигнуто совсем не без ведома эмира Катара, а в действительности под его руководством. Совет по сотрудничеству стран Персидского залива был первым, кто призвал к военной интервенции в Ливии, и Катар был первой арабской страной, присоединившейся к "контактной группе". Он направлял оружие ливийским "повстанцам", прежде чем послать собственные наземные войска, особенно во время битвы за Триполи. В обмен за это он получил привилегию в виде контроля всей торговли нефтью от имени Национального переходного совета.

Слишком рано говорить, станет ли уход Вадаха Ханфара ознаменованием конца его операции в Катаре, или же это предвещает желание телеканала восстановить репутацию, на создание которой было потрачено 15 лет, и которая была потеряна всего за 6 месяцев.


[1] См. интервью с автором

[2] "The war on al-Jazeera", by Dima Tareq Tahboub, The Guardian, 4 октября 2003 г.

[3] “The Arab press in the firing line”, Voltaire Network, 15 сентября 2003 г.

[4] См. наше досье на Sami al-Hajj

[5] Например: "Al-Jazeera staged huge rally in Moscow against Bashar al-Assad”, Voltaire Network, 4 мая 2011 г.

статью прочитали: 11156 человек

   
теги: Ливия, Катар, Пропаганда, «Аль-Джазира»  
   
Комментарии  Материалы по теме 
  22.01.2018 01:00  
Strategic Culture Foundation - Уэйн Мэдсен

Сорос управлял внешней политикой США в отношении Украины после переворота

Сорос добивался санкций против России за то, что она отказывалась признать поставленное переворотом правительство под руководством Арсения Яценюка, в которое входили неонацисты, и отверг федерализацию Украины, которая бы предоставила самоуправление русскоговорящему восточному региону Донбасса.

читали: 365

читать далее
 
Гость, 26.10.2011 11:48:17
До чего ж хитры, ребятки!
Гость, 26.10.2011 12:31:23
Конечно, классная операция - сначала создать иллюзию правды, а потом "пущщать пропаганду"...
igkar, 27.10.2011 15:36:48
Это к вопросу о независимых и беспристрастных СМИ.
Гость, 29.10.2011 00:06:17
Повсеместной лжи идеологического оболванивания, можно противопоставить, разве, что полное неприятие изложенного в СМИ. Проблема по видимому стара как мир. Еще от пророка Моисея, среди прочих, идет заповедь «Не сотвори себе кумира!» СМИ, как это не печально, не более чем инструмент идеологии.
Борец за Свободу, 30.10.2011 16:54:03
Зато у нас все российские СМИ плохие!! Не рассказывают о СВОБОДЕ и ДЕМОКРАТИИ и не печатают мнений гадденышей немцовых и каспарышей. Пора бы и нам поддержать полную СВОБОДУ и ДЕМОКРАТИЮ, чтобы бойцы ислама управляемые нашими врагами разнесли в РФ все к чертовой матери. А всё народное достояние раздали бы в концессии более просвещенным англосаксонским нациям! И власть по либеральнее надо!! А то Путин никуда не годится!! Никакой свободы! Не живется тут Солженицыным, бродским и каспарышам с хакамадой спокойно! Не хватает нашим либерастам гласности и свободы!
Гостьив, 07.11.2011 17:51:01
[FONT=Arial]
Гость, 07.11.2011 17:53:42
[FONT=Arial]

Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь

HashFlare
Праздники сегодня

© 2009-2018  Создание сайта - "Студия СПИЧКА" , Разработка дизайна - "Арсента"