Израиль осторожно вооружает сирийских повстанцев
Эхуд Яари, Вашингтонский институт ближневосточной политики

Fadi al-Halabi/AFP/Getty Images
Сторонники "Фронта Аль-Нусра" принимают участие в протесте против сирийского президента Башара аль-Асада и международной коалиции в Алеппо, 26 сентября 2014 г.
За последние недели в южной Сирии возникла ситуация, которая может стать опасной для Израиля, но одновременно представляет собой значительную благоприятную возможность, чтобы помочь определить будущее этого региона.
Многие наблюдатели все еще воспринимают юг как просто второстепенный фронт в идущей гражданской войне, но этот взгляд игнорирует возможность коренных перемен там всего за несколько месяцев. В частности, южные провинции Кунейтра и Дераа могут стать либо новыми территориями, захваченными радикальными силами - а именно "Исламским государством Ирака и аль-Шам" (ИГИЛ) и связанной с аль-Каидой группой "Джабхат аль-Нусра" - или же убежищем для неисламистских повстанческих групп, некоторые из которых подерживают контакты с Израилем.
Учитывая эти быстро меняющиеся события, израильские стратеги без лишнего шума рассматривают свои варианты действий. Основной вопрос - продолжать ли курс ограниченного участия в боях на границе или же начать действовать более активно, чтобы повлиять на результат.
Провал миротворческих сил ООН
На сегодня повстанцы получили контроль над большей частью территории, прилегающей к израильско-сирийской линии перемирия 1974 года, включая узкий демилитаризованный "участок разделения", наблюдение за которым в последние сорок лет вели Силы ООН по наблюдению за разъединением.
СООННР были первоначально созданы Советом безопасности ООН, чтобы контролировать соблюдение Израилем и Сирией договоренностей об ограничении размещения их войск на границе, но в результате продвижения повстанцев эти силы ООН практически прекратили свою работу, за исключением небольшого удаленного участка на склонах г. Хермон.
Силы ООН оставили свои базы и ряд других позиций в Сирии и прекратили там свои инспекции. Между тем, главная цель СООННР на этой стороне границы - наблюдение за боевым составом и дислокацией сирийской армии - стала по большей части неактуальной, так как передовые 61-я и 90-я бригады режима Асада полностью уничтожены.
Одним словом, приграничный режим, который десятилетиями поддерживал тишину и стабильность, возможно, подходит к концу. Разделительную зону захватили повстанцы, которые не имеют обязательств соблюдать соглашение 1974 года, а сирийские части регулярной армии, которые предотвращали приграничные инциденты, были выбиты с позиций.
У Израиля теперь новые соседи по другую сторону ограждений и траншей на его границе на Голанских высотах, включая членов "Джабхат аль-Нусра", приверженных неистовой анти-израильской доктрине аль-Каиды.
Бойцы "Нусра" во время движения.
У Израиля необъявленное перемирие с ответвлением Аль-Каиды...
В текущих условиях Израиль вынужден пересматривать свою политику в отношении Сирии ежедневно, инвестируя значительные разведывательные ресурсы, чтобы поспевать за постоянно меняющимся военным и политическим ландшафтом. Пока что не было ни одного крупного обострения, за исключением нескольких единичных инцидентов, когда израильская армия выпустила ракеты "Таммуз" по позициям сирийской армии, которая стреляла случайными снарядами по горе Голан.
Также 23 сентября был сбит сирийский истребитель, когда он влетел по ошибке в израильское воздушное пространство, пытаясь помешать дальнейшему продвижению повстанцев. Но пока что между израильскими войсками и отрядами повстанцев любых мастей не было перестрелок.
Со своей стороны, "Джабхат аль-Нусра" избегает любых попыток проведения террористических операций против Израиля. В южные части группы входит очень мало иностранных джихадистов - большинство ее добровольцев в этом районе были набраны из местного населения. Группа действительно, кажется, решила не участвовать в стычках с израильской армией на данный момент.
Ее члены предпочитают свободное, ситуативное сотрудничество с другими повстанческими группировками, включая с теми, что имеют связи с Израилем. В противоположность некоторым сообщениям, "Джабхат аль-Нусра" контролирует лишь узкую полосу земли в непосредственной близости от границы, хотя ее члены присутствуют на некоторых вершинах холмов дальше на восток, с которых будет можно нацеливаться на Голан.
Вне зависимости от текущей позиции "Джабхат аль-Нусра", Израиль не может игнорировать потенциальную долгосрочную угрозу со стороны группировки, как он не может не замечать и возможность того, что бойцы ИГИЛ могут просочиться в регион из опорных пунктов их самопровозглашенного "Исламского государства" в долине Евфрата.
До сих пор израильское правительство решило не предпринимать превентивных действий через границу, чтобы отбросить ответвления аль-Каиды или подорвать их военную силу. Эта осторожная политика проводится даже с учетом военной кампании США и союзников по "разрушению и конечному уничтожению" ИГИЛ, которая включает атаки по мишеням "Джабхат аль-Нусра".
Израиль не приглашали участвовать в этой кампании, и его необъявленное перемирие с "Джабхат аль-Нусра" остается в силе. Но ему, возможно, вскоре придется пересмотреть этот подход.
... И он помогает умеренным повстанцам
Самым неотложным вопросом для Израиля является то, следует ли ему перейти к более смелой, более активной стратегии в отношении сирийской войны. Пока что большая часть поддержки Израиля умеренных, местных, неисламистских повстанческих батальонов вдоль границы ограничивалась гуманитарной помощью, например, лечением 1400 больных и раненых сирийцев в израильских госпиталях, поставкой медикаментов, пищевых продуктов и нагревательных приборов жителям деревень и так далее.
Некоторые группы повстанцев поддерживают постоянный контакт с израильской армией, включая частые секретные встречи, проводимые, по сообщениям, в Тибериас, но им было предоставлено лишь небольшое количество оружия, в основном реактивные гранатометы.
Однако в следующие несколько месяцев может потребоваться более широкая военная помощь, так как эти неисламистские батальоны - состоящие в основном из местной молодежи - воюют, чтобы защитить свое превосходство на юге против "Джабхат аль-Нусра" и ИГИЛ.
Усовершенствованная программа поддержки также могла бы увести у "Джабхат аль-Нусра" многих бойцов, особенно тех, кто родом из местных городов и не обязательно разделяют идеологию аль-Каиды.
В связи с недавно объявленным решением США о вооружении и обучении умеренных повстанцев Вашингтон и Израиль - и, следует надеяться, также Иордания - могли бы серьезно начать рассматривать вариант направления своих усилий на южную Сирию. В этом регионе есть учебные полигоны, значительное число неисламистских бойцов и вооруженные группы племен в районе Леджа. С военной точки зрения умеренные повстанческие группы могли бы, вероятно, связать Дераа на иорданской границе с Кунейтра на израильской, захватив основную южную автомагистраль, ведущую в Дамаск. Захват ими Таль-Харра в выходные показал их темп движения в сторону этой цели, и полное ее достижение создаст буферную зону против ИГИЛ и плацдарм для будущего наступления на столицу.
Король Иордании Абдалла выступает на заседании Совета безопасности ООН в Нью-Йорке 24 сентября 2014 г.
Если этот "Южный вариант" рассматривается серьезно, то привлечение помощи Иордании будет очень важным.
В прошлом король Абдалла наотрез отказывался уступить саудовскому давлению, чтобы использовать иорданскую территорию как коридор для поставок оружия повстанцам. И все же Амман может пересмотреть эту позицию, если к нему обратится Вашингтон по вопросу спонсируемой американцами программы.
У Иордании сходные интересы с Израилем: помешать экстремистским исламистским ополчениям укрепиться на ее границе с Сирией и добиться падения режима Асада. При надлежащих гарантиях Амман можно было бы убедить сотрудничать в формировании значительных повстанческих сил в южной Сирии.
Любые подобные усилия должны также включать железные гарантии населению друзов в юго-восточной провинции аль-Сувайда, что их не оккупируют по преимуществу ополчения повстанцев-суннитов. Израиль и Иордания традиционно поддерживают хорошие связи с районом горы Друзов к северо-востоку от Дераа, где поддержка режима Асада уменьшилась в последние годы. Как только их беспокойство будет разрешено, друзы могут занять нейтральную позицию при условии, что не подвергнутся атакам.
Решение южной задачи
Перспективы текущей кампании против ИГИЛ значительно улучшатся посредством включения южной Сирии в военное уравнение. Вместе с Соединенными Штатами, Иорданией и другими странами Израилю следует изучить возможность более полного превращения этого региона в территориальную базу для умеренных повстанческих сил.
А на Голанских рубежах Израилю нужно пересмотреть свою осторожную политику и помочь предотвратить "ИГИЛ-изацию" районов, граничащих с горой Голан, или же появление там "Нусра-стана".
Все значимые действущие лица имеют общий интерес в согласованных действиях на юге. Армия Асада проявила свою неспособность снова захватить потерянную местность в этом регионе, месте зарождения восстания, и умеренные оппозиционные силы могли бы обнаружить, что это один из лучших регионов для подготовки.
Эхуд Яари является сотрудником Лаферского центра Вашингтонского института и ближневосточным комментатором на израильском Втором телеканале.
статью прочитали: 3391 человек
Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь