быстрый поиск:

последние за вчера, 26.11.10  
переводика рекомендует  
Война и Мир
Глобальная Авантюра
Усадьба Урсы
КМ.РУ
Хуторок
Око планеты
ОНОЛИТЕГИ.РУ
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
ИноСМИ
InoPressa — Иностранная пресса о России и не только
Инофорум
 
переводная статья
опубликовано редакцией на Переводике 09.04.10 14:28
скаут: Юра (Efimytch); переводчик IronGollum; редактор Юра (Efimytch); публикатор: Юра (Efimytch)
   
 

Индия демонстрирует многовекторную дипломатию

Ежегодные индийско-российские саммиты в последние годы выглядели помято. Две страны шли в вопросах приоритетов разными путями, хотя они поддерживали связь друг с другом. Отодвинув клише, они сохраняют остатки тепла.

Однако закат США как единственной сверхдержавы добавляет импульса к усилению индийско-российских отношений. Новое мышление администрации Барака Обамы по Восточной Азии оставило след на связях между США и Индией. Американский сдвиг включил в себя, в том числе, более сбалансированный подход к взаимоотношениям с Индией и Пакистаном, размягчение быстрой "милитаризации" американо-индийского стратегического партнёрства, начатой во время президентского срока Джорджа Буша-младшего и различные позиции США и Индии относительно афганского кризиса.

Но то, что более всего потрясло Нью-Дели, это нарождающееся партнёрство между США и Китаем. Американские чиновники преуменьшают подъём в отношениях с Пекином, утверждая, что, у Америки всегда будет больше общего с демократической Индией, как страной с общими с США ценностями,чем с коммунистическим Китаем. Но в Нью-Дели подобные дипломатизмы никто не берёт в расчёт.

Индийские чиновники прекрасно видят, что баланс мировой экономический власти смещается, а перспективы экономического возрождения между США и Индией в ближайшем будущем неясны. Как написал в «Ньюсуик» на прошлой неделе Нейлл Фергюсон, известный историк-экономист: "Так падают империи. Всё начинается с взрыва госдолга. А заканчивается всё неумолимым уменьшением ресурсов, доступных армии, флоту и ВВС".

Эти катаклизмы ставят Индию в затруднительное положение, так как до недавнего времени она обладала почти безграничной верой в незыблемость власти США и роль Индии в американской системе вещей в качестве "балансировщика" и "противовеса" Китаю. Без сомнения, США будут и дальше, с большим отрывом от остальных, главным "стратегическим партнёром" Индии. Но надежды Индии следует умерить, учитывая "фатальную арифметику упадка империи" США, по словам Фергюсона, и следующие из этого перебои в ожиданиях, которые придётся восполнять.

Нью-Дели отрезвел в отношении истинного импорта "умной власти" Обамы. Начались серьёзные усилия для углубления американо-индийского партнёрства путём ведения его в новых направлениях. Индия предполагает, что она имеет козырь в том смысле, что её экономика оправилась от последствий глобального спада и растёт с годовым приростом более чем в 6%, что может ускориться до 9% в следующие два года. Тем временем, Нью-Дели с опаской наблюдает за "демилитаризацией" партнёрства США с Индией при Обаме. Длительное желание Индии получать "технологии двойного применения" от США снова и снова натыкается на препятствия.

Визит премьер-министра Индии Манмохана Сингха в Москву 6-8 декабря был дальновидно запланирован сразу после поездки в Вашингтон. Поэтому объединённую декларацию, подписанную в Москве в понедельник после российско-индийского саммита, следует рассмотреть в перспективе.

Нью-Дели получил "солидарность и поддержку" Москвы в своей линии, что Пакистан всё ещё должен привлечь к ответственности виновников прошлогодних терактов в Мумбаи, а Дели в ответ поддержал российские "усилия по поддержанию мира и стабильности на Кавказе". Но более широких отсылок к индийским беспокойствам в вопросах безопасности относительно Пакистана не последовало. Для сравнения, совместное американо-индийское заявление пошло дальше.

Российский и индийский лидеры заняли общую позицию по Афганистану: поддержка правительства президента Хамида Карзая, ударение на императиве крепкой антитеррористической кампании против Аль-Каиды и Талибана, неприятие любых попыток деления на "хороших" и "плохих" талибов, необходимость "строгого наблюдения" за исполнением санкций Совета Безопасности ООН в отношении лидеров Талибана, а также приверженность "демократическому, плюралистическому и стабильному" Афганистану.

Очевидно, это делает свой вклад в существенную общую платформу. Если ситуация в Афганистане ухудшится и радикальный Ислам достигнет успехов, рикошетом будет задета безопасность обеих стран. Так поднимут ли они вопрос об общей инициативе по решению афганского вопроса? Вряд ли.

Для России проблема Афганистана - это гораздо больше, чем совокупность общих с Индией забот. Это - фактор в российской "перезагрузке" отношений с США, это связано с экспансией НАТО на Восток, и это также приносит глубокие осложнения в лидирующую роль Москвы в безопасности Средней Азии.

С другой стороны, не важно, какие перипетии примет афганская стратегия Обамы, американо-индийское партнёрство останется нетронутым. Также Россию, похоже, не заботит поддержка Пакистаном Талибана и необходимость эффективно обуздать предполагаемое использование Исламабадом терроризма в качестве инструмента государственной политики - что является ключевой темой для Индии. Совместной декларации не хватает индийской позиции, что Талибан - творение Пакистана.

Будучи постоянным членов в Совете Безопасности ООН, Россия обладает гораздо более сильным рычагом влияния на ход развития событий в Афганистане, чем Индия. Россия имеет прочную роль в разрешении конфликтов, и Исламабад не противится роли России, в отличие от роли Индии.

Совместная декларация о повторении московской поддержки кандидатуры Индии в расширенном Совбезе ООН - не новость, и обе страны знают, что реформа ООН будет долгой. Но интересно то, что "российская сторона поддержала полное членство Индии в ШОС (Шанхайской Организации Сотрудничества)". Неужели Москва вытолкнула Пекин, пусть даже неформально? Поменялось ли мышление в Пекине? Согласно индийским чиновникам, до сих пор Китай блокировал путь Индии к полному членству в ШОС.

Конечно, ШОС будет исключительно полезным форумом для углубления нормализации китайско-индийских отношений. Весьма существенно то, что московская декларация указывает на российско-индийско-китайский трёхсторонний формат, подчёркивая необходимость "интенсивного обмена информацией и идеями по важным вопросам ... мира и стабильности в регионе".

Вероятно, затрагивались на русско-индийском саммите отношения с Китаем. Некоторый дисбаланс, вкравшийся после недавних конвульсий китайско-индийской нормализации, идёт вразрез с позитивной траекторией китайско-российских отношений. Говоря шире, у Индии и России имеется похожий подход к азиатско-тихоокеанскому региону. Обе страны хотят участвовать в региональных процессах экономического сотрудничества и безопасности.

В то время, когда Индия находится в ситуации отторжения Китаем на азиатско-тихоокеанском форуме по экономическому сотрудничеству, Россия является его членом. Совместная декларация даёт конкретную демонстрацию "растущей действенности" регионального сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе и подчёркивает как российскую, так и индийскую "заинтересованность в усилении двухсторонних и многосторонних взаимодействий в различных соответствующих областях".

Динамика и живость двусторонних российско-индийских отношений будут серьёзно зависеть от планов крупного расширения в оборонном и ядерном сотрудничестве в ближайшем будущем. Индия и далее будет зависимой от России в области продвинутых военных технологий, которые она не может получить где-либо ещё. Нью-Дели лелеял нереалистично большие ожидания от получения американских технологий, но теперь понимает, что Россия в обозримом будущем незаменима.

Для России Индия является надёжным рынком сбыта своего оружия. Страны участвуют в сложных формах сотрудничества, таких, как совместное конструирование, разработка и производство высокотехнологичных военных систем, а США колеблется перед тем же в отношении Индии.

Что касается ядерного вопроса, согласие, данное Группой Ядерных Поставщиков на разрешение ядерной торговли с Индией, открыло огромные перспективы российско-индийского сотрудничества. Учитывая "близкие, дружественные и исторические двусторонние российско-индийские отношения", Москва политически готова исследовать границы сотрудничества, допустимые с государствами, не входящими в Договор о Нераспространении (ядерного оружия - прим. перев.), вроде Индии. По иронии судьбы, то, что должна была дать в области передачи технологий переработки сделка между США и Индией, если верить сообщениям СМИ, может быть в итоге совершено Россией.

Совместная декларация утверждает, что страны "развивают и расширяют широкоформатное сотрудничество", включающее совместные научные исследования, претворение в жизнь ядерных энергетических проектов и "создание договорённостей о поставках топлива". Рамочное соглашение по ядерному сотрудничеству было завершено, но ещё следует обсудить "специфические инструменты".

Однако в российско-индийском ядерном сотрудничестве скажет своё слово Вашингтон. А Россия не пойдёт на любое сотрудничество с Индией, которое будет идти в разрез с новой архитектурой нераспространения ядерного оружия, которую вместе создают Москва и Вашингтон.

Кроме того, Индия в качестве главного партнёра по ядерным планам рассматривает США. Из 28 легководных реакторов, запланированных Индией, 12 поступят из США, 10 - из России, и 6 - из Франции.

Ничто не описывает индийские приоритеты более ёмко, чем тот факт, что в тот же день, когда Россия и Индия подписали своё рамочное соглашение в Москве, Нью-Дели расстелил ковровую дорожку перед делегацией крупнейших ядерно-энергетических компаний из США, включая «Бабкок и Вилкокс», «Бештель», Се-Аш-два-Эм Хилл», «Куртис-Врайт», «Камеко», «Конвердин» и ЮСЭС (Babcock & Wilcox, Bechtel, CH2MHill, Curtiss-Wright, Cameco, Converdyn, USEC).

Если эта демонстрация "многовекторной" дипломатии недостаточно впечатляет, то на будущей неделе индийский премьер-министр решил продолжить своё турне на саммите по изменениям климата в Копенгагене, где состоится его партия с Обамой. Нью-Дели начал гармонизировать свою позицию по изменению климата с позицией Обамы, ожидая, что дипломатические объятия - это как раз то, что нужно для того, чтобы подтолкнуть американо-индийское стратегическое партнёрство в центр мирового порядка 21 столетия.

М. К. Бхадракумар

Посол М. К. Бхадракумар - бывший профессиональный дипломат МИД Индии. Его назначения включали в себя Советский Союз, Южную Корею, Шри Ланку, Германию, Афганистан, Пакистан, Узбекистан, Кувейт и Турцию.

Читали: 475

   
теги: Array  
   
обсуждение  
   
обсуждали: Редакция (1), МК74 (1) всего
2
сообщений
   

обсудить
 

Мастер-класс: Интернет-магазин на 1С-Битрикс за 4 часа
Межрегиональная общественная организация "Вече"

 Создание сайта © 2009-2010 - "Студия СПИЧКА" , "Арсента"