Берлин и Варшава пошли на восток
Если Польша вместе с Германией не выработают общей восточной политики Европейского Союза, то её не выработает никто. Потому что никто в Союзе, кроме Берлина, не имеет на востоке таких широких интересов.
Когда немец говорит «восток», то думает «Россия». Для поляка восток - прежде всего Украина - в наших краях давно сформировался именно такой стереотип восточной политики.
И исторически он вполне благоприятный. Для Германии Россия более 200 лет главный на востоке партнёр или главный враг - в зависимости от конъюнктуры. Хотя непосредственное противостояние с Россией Польша проиграла более двух столетий назад (перед разделом), единственной нивой соперничества после обретения независимости после Первой мировой войны и доныне нам осталась борьба за влияние в Украине и других государствах между Западом и Россией. По крайней мере, так можно было интерпретировать польскую и немецкую восточную политику в последние несколько лет.
Обаяние - а порой и проклятие - политики заключается, однако, в том, что в ней ничего не даётся раз и навсегда. С некоторых пор разрушаются все стереотипы о непреодолимых различиях в понимании восточной политики между поляками и немцами. Германия теперь впервые в истории союзник Польши в НАТО и ЕС. Хоть и есть определённая разница в текущих интересах, нас гораздо большее объединяет, чем разъединяет.
Германия выполнила колоссальную работу, засыпая пропасть между собой и Польшей, которая была выкопана в течение трагической истории, особенно в ХХ веке. Берлин стал главным адвокатом польских усилий по вступлению в евроатлантические структуры и чуть ли не наиактивнейше в Европе поддерживал нашу трансформацию. Немецкий бизнес - один из крупнейших иностранных инвесторов в Польшу и относится к важнейшим создателям нашего удачного перехода от плановой экономики к свободному рынку. Всё это сказано не раз, но следует повторять стократ, ибо в обеих странах находятся те, кто сомневается в польско-немецких достижениях прошедших 20 лет.
Пропаганда стоит денег
Что эти достижения значат для восточной политики ЕС? Польские и немецкие эксперты по Восточной Европы общаются уже много лет, но ощутимо интенсивно последние два-три года. Встречи чаще тайные, с условием, что всё сказанное на них не для записи. Но можно решиться сделать несколько выводов на основании слов их участников.
Немецкие восточноевропейские эксперты вообще не разделяют безграничного энтузиазма в отношении России, так сильно приписываемого немецким политикам и бизнесменам. Осознают, что Россия государство авторитарное и преодолевает целый ряд проблем - от коррупции до демографического кризиса. Видят неэффективность путинской модели, понимают потребность глубоких изменений, на которые российская элита вечно не способна, хотя всё чаще о них говорит.
«Из наших анализов следует, что уже осенью этого года иссякнут российские стабилизационные фонды, накопленные тогда, когда цены на нефть были рекордно высокими. Россия вскоре безумно потребует денег », - говорит Корнелиус Охманн, немецкий эксперт по Восточной Европе Фонда Бертельсманна*.
* Крупнейший в Германии частный фонд, миссия которого состоит в разработке и курировании проектов, позволяющих найти решение актуальных общественных проблем современности. Фонд был основан Рейнхардом Моном в 1977 году как независимая некоммерческая организация. Большой бюджет (до введения евро он составлял более 200 миллионов немецких марок) и штат в количестве 200 человек позволяют фонду одновременно курировать около 150 проектов. Среди направлений работы фонда экономика, административное управление, СМИ, политика, культура, публичные библиотеки, медицина и здравоохранение, благотворительные организации, высшее образование – прим. perevodika.ru.
Благодаря стабилизационным фондам Россия смело смотрит кризису в лицо и выполняет разбухшие социальные обязательства перед гражданами, несмотря на падение цен на сырьё и стремительное сокращение его продажи на экспорт. Но осенью сырьевое эльдорадо таки кончится. Если цены на нефть не подскочат, российское правительство будет вынуждено брать миллиардные кредиты на Западе. Они получат их очень легко, однако важен психологический эффект. Три года назад Россия с апломбом оплатила все свои долги раньше срока и единственная из стран региона ликвидировала долги. И цена была высока: условное наказание за преждевременную оплату.
«Для России было бы значительно лучше спокойно выплачивать старые долги под 2-3%, чем брать сегодня новые кредиты, которых теперь никто не даст ниже, чем под 5%», - говорит Охманн. В который раз Россия убеждается, что пропагандистский эффект стоит дорого.
Роман с Россией уже не такой горячий
Второй элемент, который остужает немецкий энтузиазм относительно России, тоже связан с кризисом. До него немецко-русский торговый оборот достиг рекордных 68 млрд. евро! Казалось, ничто не замедлит такого благоприятного темпа. Но сейчас, после экономического кризиса, объём торговли меньше оборота между Германией и Польшей. Это отрезвило некоторых ревнителей чисто русской ориентации немцев.
«В России мы в основном покупаем сырьё, а продаём там «Мерседесы», - говорит Охманн. - Зато структура торговли с Польшей из года в год становится более нормальной и уравновешенной. Всё чаще вы продаёте нам высокотехнологичные продукты, например, автомобили, хотя несколько лет назад главным экспортным товаром из Польши в Германию была древесина.
Остальные причины ослабления флирта Берлина с Москвой - уже чисто политические. Новая коалиция христианских демократов и либералов менее русофильская, чем социал-демократы из оппозиции. Немецким политикам не нравятся некоторые методы российской внешней политики. В частности, газовый шантаж, война в Грузии; но также беспокоит отсутствие прогресса в соблюдении прав человека, борьбе с коррупцией и построении правового государства.
Во время последнего визита в Берлин российский президент Дмитрий Медведев разговаривал с немецким канцлером в совокупности 12 часов, но результат от этого небольшой. Скорее сужен, а не расширен список сфер, где две страны должны развивать сотрудничество. И обеспокоило туманное обещание канцлера Ангелы Меркель, что Союз создаст вместе с Россией консультационный комитет по вопросам политики и безопасности. И вообще неизвестно, чем конкретно он будет заниматься.
Преподносят нам
Недавнее улучшение отношений Польши и России является очередным фактором, что приближает нас к совместному с Берлином видению восточной политики. Ещё два месяца назад в разговоре с немецкими коллегами влиятельные российские дипломаты убеждали, что Польша является главной причиной плохих отношений Москвы с ЕС. Сейчас те же люди преподносят Варшаву до небес. Возникает вопрос, когда они были искренними - вчера или сегодня. Но ответ получить трудно. Поэтому вместо того, чтобы докапываться, какими являются российские намерения в отношении Польши, лучше на основе дружеских деклараций начать что-то строить.
Противоречивым пунктом в отношениях между Берлином и Варшавой перестаёт быть также Украина. В отличие от предшественников её новая власть не хочет напряжения с Москвой, хотя страдает многое другое, скажем, они всё сильнее полагаются на методы, граничащие с авторитаризмом. Пока это только первые ласточки, попыток запугивания СМИ и оппозиции или перекупка депутатов, чтобы меняли фракцию, и всё же это должно беспокоить, ведь до сих пор Украина была лидером демократических преобразований в постсоветском Содружестве Независимых Государств.
«Ситуация в Украине не слишком весёлая. И мне кажется, что мы это не полностью осознаём», - говорит Павел Швебода, директор центра «demosEUROPA» (аналитический центр "demosEUROPA - Центр европейской стратегии в Польше" – прим. perevodika.ru).
На одной из дискуссий об Украине, организованной в Польше, немецкие эксперты были приятно удивлены, что их польские коллеги вообще не смотрят на Киев с оптимизмом, а прекрасно осознают угрозы и недостатки политической системы на берегах Днепра.
«Мы годами ведём диалог касательно восточных вопросов. И он очень плодотворный, хотя, может, и малозаметный », - сказал на прошлой неделе во время польско-немецких Дней масс-медиа в Дрездене посол Германии в Варшаве Михаэль Гердтс.
И это вовсе не дипломатический новояз. В Германии растёт готовность сделать что-то для Украины в обмен на то, чтобы Польша не торпедировала её интересы в России. Такой компромисс сейчас и нужен, и возможен, хотя ещё несколько месяцев назад казался нереальным.
Немцы являются инициаторами плана ЕС для России - «Партнёрство ради модернизации», - пусть даже его ещё не удалось запустить на последнем саммите России и ЕС в Ростове-на-Дону. Цель модернизации России, правда, пока не известна, только техническая или и демократическая.
Польша вместе со Швецией два года назад объявили проект «Восточного партнёрства», который стал фундаментом официальной политики Союза по Армении, Азербайджану, Беларуси, Молдовы, Грузии и Украины. Этот проект действует, хотя пока эффект не впечатляет. «Приземлился ещё перед взлётом», - издевался в прошлом году один из немецких исследовательских институтов.
Однако «Восточное партнёрство» продолжается; недавно состоялся его очередной саммит в Сопоте, стартуют новые проекты, в основном в сфере укрепления границ, общих действий в случае стихийных бедствий, энергосбережения. Сейчас видно, что оно скорее трансформируется в диалог гражданских обществ ЕС, но это лучше, чем ничего. Страны, которые сильнее заинтересованы в евроинтеграции, смогут воспользоваться партнёрством в большей степени, чем те, которые не имеют таких амбиций. Но и сами они должны создать для этого предпосылки, проводя смелые реформы.
Новый двигатель ЕС
Совместная немецкая и польская поддержка «Восточного партнёрства» и российского «Партнёрство ради модернизации» может стать основой всей восточной политики ЕС.
«Нам следует настроиться на стратегию марша, на нелёгкие структурные изменения, растяжки во времени», - говорит Павел Швебода. - «Процесс преобразований у восточных соседей Союза уже сдвинулся с места. Поэтому в принципе не надо делать ничего, кроме стабилизации этого процесса, и просто ждать результат, который будет где то через 20 лет», - добавляет Корнелиус Охманн.
Это немного огорчает, потому что перспектива близких изменений у восточных соседей ЕС ещё отдалённая. Да и неясно, станут ли они членами Союза или только партнёрами. Но тут нельзя спешить. Эти страны должны пройти глубокую метаморфозу. Насильственное присоединение их к ЕС будет иметь ещё худшие последствия, чем вступление полностью готовых к членству Румынии или Болгарии. Это понимают всё больше поляков, а всё больше немцев осознают, что восточная граница ЕС не может оставаться закрытой, особенно, если страны, расположенные вне их (границ), постепенно осуществят трансформацию.
Такое убеждение следует укреплять в обеих наших странах и совместно пропагандировать его в целом в Союзе. Сейчас чаще слышно, что французско-немецкий двигатель ЕС слишком слаб, чтобы придавать ему достаточную динамику перед всё новыми и новыми вызовами.
Для Польши это огромный - если не исторический - шанс. Мы можем стать частью этого двигателя, и благодаря этому также достигать своих целей на востоке. Пусть те цели и не на 100% соответствуют нашим представлениям, но они имеют поддержку важнейших членов Союза. Через некоторое время такая последовательная политика способна принести очень и очень интересные плоды.
«Польша и Германия - партнёры на востоке» - это лозунг нынешних польско-немецких Дней масс-медиа, которые состоялись в Дрездене 7-8 июня. Организаторами мероприятия были Фонд польско-немецкого сотрудничества, Фонд Роберта Боша и органы власти Саксонии.
Читали: 1107
| |
|
| обсуждали:
Одуванчик (2), Shell (2), NW. (1), moroix (1), Dmiyur (1), oli4ka (1), dbrnjh (1), Elza (1), Марфа Парамоновна (1), Unic (1), Редакция (1), Rumos Blooms (1), b igl (1), Шура (1), rakatanga (1), Тамара (1), anisimn (1) |
всего 19 сообщений |
| |
|
|
|