В восточной политике стоит рассчитывать издержки
Переводчик Ursa
Еженедельник «Форум» перепечатал с российского интернет-сервиса «Частный Корреспондент» довольно коварный текст, в котором его автор, Александр Храмчихин предлагает ни более, ни менее – вернуть Польше территории, аннексированные СССР. Чтобы было ясно, речь не идёт о возвращении к границам 1939 года. Российский публицист пускается во все тяжкие.
«Германия проиграла «справедливо», поэтому никаких вопросов и сомнений относительно этого быть не может», - без недомолвок заявляет Храмчихин.
И далее уточняет: «Силезия и Поморье должны остаться в границах Польши, Калининградская область – в границах России, а Клайпеда – Литвы. В то же время те земли, которые присоединил Советский Союз, то есть западная Украина, западная Белоруссия и восточная Литва с Вильно, следует вернуть Польше. Если уж отвергать пакт Риббентроп-Молотов, то полностью. Логично, правда?».
Да, логично. Мы, однако, можем задать себе вопрос, в чём смысл этого текста. И Храмчихин даёт нам ответ. Эта провокация будет реакцией на другую – по мнению автора – «провокацию», то есть неустанное возвращение политиков и СМИ к проблеме Пакта Риббентроп-Молотов и его последствиям. Это понятно. В России хватает людей, которые хотели бы отчеркнуть жирной чертой тягостное прошлое. И это как нельзя более имело бы смысл. При одном всё же условии – чтобы это прошлое не напоминало о себе определёнными элементами текущей российской политики. Но сегодня ожидать исполнения этого условия – это как раз проявление нереального мышления. Давайте смотреть на Россию без наивных либеральных иллюзий.
Интеллектуальная провокация Храмчихина прекрасно иллюстрирует то, как российская политическая элита воспринимает бывшие советские республики и «ближнее зарубежье». Исторические и текущие разногласия между странами, которые объединены негативным опытом в отношениях с Россией, как нельзя более соответствуют интересам её политического истеблишмента. Следует принимать это во внимание, когда появляются такого рода спорные вопросы, как польская ономастика в Литве или открытие памятников Степану Бандере на Украине. Всегда следует рассчитывать издержки.
А Александру Храмчихину можно ответить следующим образом: в жизни не всё просто, случаются ситуации парадоксальные. Ребёнок, зачатый в результате изнасилования, - всё равно ребёнок, и ему полагаются такие же права, как любому другому ребёнку. Хотя изнасилование остаётся преступлением. И тревожно, когда кто-то добавляет: «Да, но».
УСАДЬБА
Читали: 1615