Раздел шкуры русского медведя. Часть IV
НАЧАЛО
Как Румыния «отблагодарила» Россию за помощь в Первой Мировой войне.
В оккупированной Бессарабии, где молдаване составляли меньше половины населения, румынские власти развернули насильственную румынизацию. Каждый восьмой житель края в 1918-1940 гг. бежал от национального и экономического гнёта Бухареста. Вступление советских войск в Бессарабию стало для неё подлинным освобождением.
Земли – в компенсацию за поражение?
Бессарабская губерния вошла в состав Российской империи по Бухарестскому договору 1812 года после очередной победной для русского оружия войны с Турцией. Всероссийская перепись 1897 года определила численность молдаван в 47,6% населения Бессарабской губернии. Молдаване преобладали лишь в трёх из семи уездов Бессарабской губернии.
События российской революции повлекли за собой провозглашение 15 (28) декабря 1917 года в Кишинёве Молдавской Демократической Республики. Последняя при этом объявлялась частью Российской Федеративной Республики. Присоединение Бессарабии к Румынии в 1918 году носило характер военной оккупации, лишь для видимости прикрытой фикцией «самоопределения». Вообще, судьба Румынии в те годы поневоле вызывает удивление – везёт же кое-кому...
Вступив в 1916 году в Первую мировую войну на стороне Антанты Румыния была разбита германо-австрийскими войсками, оккупировавшими больше половины страны. От полного уничтожения Румынию спасла Русская армия. Когда новая, Советская Россия вступила с Германией в переговоры о сепаратном мире, то же была вынуждена сделать Румыния. Но последняя даже опередила Россию, заключив, по свидетельству британского премьер-министра Д. Ллойд-Джорджа, прелиминарный мирный договор с Германией и её союзниками раньше, чем большевики подписали Брестский мир – ещё 27 февраля 1918 года.
Несмотря на всё это, Румыния была допущена к Парижской мирной конференции в числе победителей! Более того, в результате Первой мировой войны территория Румынии разрослась почти втрое! Вряд ли за то, что в последний день войны – 10 ноября 1918 года – Румыния успела таки вновь объявить войну Германии. А только потому, что в Великой Румынии, как и в Великой Польше, Антанта видела противовес Советской России, «санитарный кордон» на востоке Европы. Частью этого кордона была и захваченная Румынией российская Бессарабия. Все годы гражданской войны и интервенции державы Антанты неизменно поддерживали аннексию этой территории Румынией.
Аннексия Заднестровья
Вот как происходил захват Бесарабии Румынией. Часть депутатов молдавского Сфатул-Церия (высшего законодательного органа новой республики) в январе 1918 года обратилась к королевскому правительству Румынии (находившемуся в Яссах) с просьбой «помочь в восстановлении порядка и борьбе с большевиками». Румынская армия тут же заняла Бессарабскую губернию, не встретив организованного сопротивления. Только советское правительство в Петрограде 13 (26) января 1918 года в знак протеста против оккупации Бессарабии Румынией объявило о высылке из страны румынского посольства и конфискации золотого запаса Румынии, вывезенного в Россию в 1916 году (был возвращён народно-демократической Румынии правительством СССР в 1948 году).
Румынские войска не ограничили свои действия правым берегом Днестра, но сделали также попытку установить контроль над левым берегом и овладеть Тирасполем. Здесь румыны встретились с сопротивлением молодой Советской республики. Силами спешно организованных красногвардейских отрядов румынское наступление было успешно отражено. Румыны удалились на правый берег Днестра и согласились вступить в переговоры с советским правительством.
По договору, подписанному 8 марта 1918 года в Яссах Х. Г. Раковским с советской стороны, премьер-министром и министром иностранных дел генералом Авереску с румынской. Румыния обязывалась вывести свои войска из Бессарабии и не оказывать давления на политическое самоопределение Бессарабии. Однако в условиях развернувшегося вскоре наступления кайзеровских войск на Украину Румыния отказалась от своих обязательств по Ясскому договору.
В «объятиях» «матери-Румынии»
Об оккупации Бессарабии Румынией красноречивые записки оставил внимательный историк той смутной эпохи генерал А. И. Деникин: «Прежде всего военные власти расстреляли ряд лиц из состава Сфатул-Церия и вне его – «красных» и «белых», но одинаково отрицательно относившихся к румынам... После принятия этих решительных мер... Сфатул-Церий, актом от 24 января [6 февраля н. ст. 1918 г.], объявил о независимости Молдавской народной республики.
«Республика» просуществовала два месяца и три дня. За это время практика румынского командования, после новых казней, арестов и бегства преследуемых за Днестр, увенчалась ещё большими достижениями. В Сфатул-Церии... в здании, окружённом войсками, был поставлен на открытое поимённое голосование вопрос о присоединении Бессарабии к «Родине-матери». Только 3 человека имели мужество голосовать против и 36 воздержались. И актом 27 марта [9 апреля] Бессарабия была присоединена к Румынскому королевству на автономных правах.
Началось приобщение края к чуждой ему государственности... приёмами, соответствовавшими низкой культуре страны-поработительницы и нравам народа, не вышедшего ещё духовно из традиций, относящихся ко времени турецкого владычества. Бессарабская церковь отторгнута от Всероссийской, иерархи изгнаны, в чин богослужения повсюду введён румынский язык. В учреждениях государственных все служащие выброшены на улицу и заменены румынами. Земско-городские учреждения упразднены... Низшая школа и два класса средней подверглись немедленной и полной румынизации, прочие – последовательной.
Но наиболее тягостным был тот моральный гнёт, которому подвергали население Бессарабии, продажная администрация и тёмная, грубая, как нигде, военная сила... «Записка комитета освобождения Бесарабии» приводит ряд документально подтверждённых эпизодов самодурства старших румынских офицеров... Мы узнаём из неё о коменданте м. Единцы, который сгонял народ и заставлял кланяться своей шапке, повешенной на шест. О ген. Штербеско, начальнике Измаильского гарнизона, требовавшем, «чтобы все должностные лица частных и общественных учреждений (русских) не выходили из дому, чтобы жители, гуляя по улице в числе не более трёх, нигде не останавливались, чтобы в гостиницах не находилось в одном помещении более двух лиц одновременно, чтобы богослужения в церквах не начинались до прибытия туда жандармских чинов» и т. д. и т. п...
Подготавливая такими путями почву, румынское правительство в конце ноября [1918 года] спешно созвало на очередную сессию Сфатул-Церий, и в заседании его 27-го числа, в присутствии 46 депутатов (из 162), без прений и голосования, криками одобрения провело постановление «от имени бессарабского населения» об отказе Бессарабии от своих автономных прав». К этому следует добавить то, что за двадцать два года оккупации – 1918-1940 – больше 300 тысяч человек (12% населения края) бежало из Бессарабии за рубеж (в том числе и в СССР) от ласковых объятий «матери-Румынии».
Правовой статус – румынская оккупация
РСФСР, а затем СССР неизменно отказывались признавать аннексию Бессарабии Румынией, ссылаясь на Ясское соглашение 1918 года. На советских картах эта территория всегда закрашивалась красным цветом, как неотъемлемая часть Советской республики, и заштриховывалась, как находящаяся под иностранной оккупацией. Румыния, в свою очередь, ссылалась на «волю народа» и на международные акты, инициированные великими державами с целью расчленения исторической России.
В ходе гражданской войны западные державы стремились вынудить руководителей Белого движения признать захват Бессарабии Румынией. Летом 1919 года Колчак согласился на верховный арбитраж Лиги Наций в решении вопроса о государственной принадлежности Бессарабии. В январе 1920 года Деникин согласился считать Бессарабию румынской территорией де-факто.
К концу 1920 года Советская Россия, разгромив своих противников, выступила на международную арену, защищая российское державное достояние. Когда 28 октября 1920 года в Париже был подписан протокол между Францией, Англией, Италией, Японией и Румынией, по которому за Румынией признавались юридические права на Бесарабию, советские правительства России и Украины заявили решительный протест. Они указали, что бессарабский вопрос не может быть решён без участия России и Украины.
Парижский протокол 1920 года стал единственным международно-правовым документом, на котором Румыния могла основывать какие-то притязания на Бессарабию. Но он при этом так и не вступил в законную силу. Дело в том, что он не был ратифицирован одной из подписавших его стран – Японией (по причинам возникших разногласий с Англией и Францией).
В 1924 году на международной конференции в Вене СССР потребовал проведения плебисцита под международным контролем в Бессарабии по вопросу о государственном самоопределении территории. Но западные державы решительно воспротивились проведению такого плебисцита, обоснованно опасаясь его результатов.
Все два десятилетия нахождения в составе Румынии Бессарабия беззастенчиво использовалась правящей верхушкой этой страны как аграрно-промышленная колония. Переход советских войск через Днестр летом 1940 года стал для этой страны подлинным освобождением.
Читали: 391
| |
|
| обсуждали:
Редакция (1) |
всего 1 сообщений |
| |
|
|
|