Ливия: три женщины, которые заставили Обаму развязать войну
Мишель Коломе
Комментарии переводчика:
Ратко Мла́дич (серб. Ратко Младић; 12 марта 1943, село Божановичи, независимое государство Хорватия) - генерал, начальник штаба Войска Республики Сербской (1992—1995). В 1996 году Младич наряду с другими руководителями Республики Сербской был обвинён Гаагским международным трибуналом в совершении военных преступлений и геноциде в связи с осадой Сараева, в результате которой погибло около 10 тыс. человек, а также в связи с уничтожением более 8 тыс. мужчин и подростков мужского пола в июле 1995 года в Сребренице.
Группа восьми (англ. Group of eight, G8), "большая восьмёрка" - международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов по актуальным международным проблемам.
Президент США тянул время дольше, чем предполагалось, прежде чем вступить в войну против Каддафи.
Сьюзан Райс голосует в пользу военной интервенции в Ливию.. © Landov / Maxppp
Барак Обама повторил это на текущей неделе во время своей поездки в Латинскую Америку. Он не решился ввязаться даже в отдельные удары авиации по Ливии. Открыть в арабской стране третий фронт, при том, что Обама в Белом Доме обещал как можно быстрее освободить Америку от её присутствия в Ираке и в Афганистане, казалось ему неразумным в стратегическом плане, непопулярным для его избирателей и дающим противоположный эффект, для этого он попытался заставить двигать границы между Израилем и Палестиной.
Больше, чем звонки Саркози или упрёки Кэмерона, три женщины заставили Обаму присоединиться к французам и британцам, чтобы помешать ливийскому диктатору убивать свой народ.
Травмирующий опыт
Первую зовут Сьюзан Райс. Телеканалы всего мира показали её во время заседания Совета безопасности, голосующую за резолюцию 1973, позволяющую бомбардировки в Ливии. Прямые чёрные волосы, ниспадающие на платье зелёного цвета - цвета надежды, посол США в ООН очень высоко подняла руку, демонстрируя одобрение своей страны военных действий на 11 часу операции. Миссис Райс, которой 47 лет, была на службе у двух президентов-демократов, так как она была секретарём по делам Африки в администрации Билла Клинтона. Впрочем, именно на этом посту она была участвующей, но бессильной стороной одного из самых больших недавних фиаско международного сообщества, неспособного договориться, чтобы прекратить массовые убийства в Руанде в апреле-июле 1994 г., унёсшие 500000-800000 жизней.
Сьюзан Райс не удалось убедить Билла Клинтона приложить усилия, чтобы избежать трагедии. Опыт, который её очень ранил.
Саманта Пауэр, 41 год, это равнодушие к голубым каскам ООН в Боснии против ударов по гражданскому населению сербской армии во главе с генералом Младичем, который оставил горькие воспоминания. Будучи сейчас членом Совета национальной безопасности в администрации Обамы, в 93-96 гг. она была специальным корреспондентом «Boston Globe», освещавшим войну в Югославии. Возмущённая резнёй в Сребренице в июле 1995, она выпускает книгу «Problem from hell» («Проблема из ада»), которая получила Пулитцеровскую премию в 2002 г. Она быстро поняла, что Бенгази станет второй Сребреницей.
Решительная Хиллари Клинтон
Но насколько бы ни были они влиятельны, несмотря на кампанию, которую они вели с некоторых пор в Белом доме, Сьюзан Райс и Саманте Пауэр не удалось бы убедить Обаму, если бы Хиллари Клинтон не приняла их сторону. Госсекретарь сначала проявила, как и президент, сдержанность касательно активных военных действий в Ливии, совсем как Билл, её муж, колебавшийся по поводу Руанды, но изменила мнение за два дня до голосования в Совете безопасности. Приехав 14 марта на совещание "большой восьмёрки", Хиллари Клинтон воспользовалась им, чтобы конфиденциально встретиться в отеле с Махмудом Джибрилем, официальным представителем мятежников, протестующих против режима Каддафи, эмиром Катара и несколькими эмиссарами из арабских стран. Все вокруг говорили, что время не терпит, чтобы избежать приступа безумия Каддафи, жертвой которого стал ливийский народ, и по этой причине Запад снова опозорится.
За ночь ей удалось пошатнуть малодушие Обамы и попросить посла Райс представить в Совете безопасности более жёсткий текст и с более точными формулировками, чем принятый текст о зоне уничтожения воздушного сопротивления на ливийской территории; проект резолюции предполагает воздушные удары для защиты местного гражданского населения. Мелкая история нелепых войн ооновских дипломатов предполагает, чтобы Сьюзан Райс обогнала франко-британскую резолюцию, требующую принятия «всех необходимых мер», чтобы остановить армию Каддафи. Приезд в Нью-Йорк министра иностранных дел Алена Жюппе, который вечером 16 марта в Совете безопасности произнёс достаточно красноречивую речь, рекомендуя выступление против Ливии, подобную той, которую Доминик де Вильпен адресовал в феврале 2003 г. на той же ассамблее, чтобы противодействовать войне в Ираке, позволит, как того желал Саркози, показать, что инициатива военных действий против Ливии исходит прежде всего от Франции, а не от США.
Читали: 518