Позиция Вестервелле по Ливии раздражает Вашингтон
Германский министр иностранных дел Гидо Вестервелле не произвёл впечатления на Вашингтон в последнее время. DPA
Они называли его "Гидо кто?", но теперь германского министра иностранных дел знают, наконец, по имени в Вашингтоне - и это не обязательно хорошая новость для Гидо Вестервелле. Его позиция по Ливии привела в замешательство и рассердила американских политиков, и канцлер Ангела Меркель не сможет долго терпеть это.
Гидо Вестервелле добился, наконец, того, что его имя узнают в столице Соединённых Штатов, несмотря на неудачи на выборах его бизнес-ориентированной Свободной демократической партии (СвДП) дома и призывы к его отставке. В течение долгого времени он был известен в Вашингтоне как "Гидо кто?" В лучшем случае английский язык германского министра иностранных дел - который можно было бы и улучшить - вызывал мимолётный интерес, как и его странные постоянные призывы вывезти американское ядерное оружие с германской территории.
С тех пор, однако, он получил большее признание. Благодаря тому, что Германия воздержалась при голосовании по военным действиям в Ливии в Совете безопасности ООН, за что он несёт ответственность, в башнях из слоновой кости на Потомаке растёт недовольство в отношении Вестервелле.
"Интервенция в Ливии - это многосторонний подход в лучшем случае, и она проводится по убедительным гуманитарным причинам", - говорит Стивен Шабо, директор Трансатлантической академии в Вашингтоне. "Что ещё нужно Берлину? Поведение Вестервелле кажется мне подходом в стиле "без меня". Германия является сегодня самой важной страной в Европе, но она хочет действовать при этом как Швейцария".
Но дело не только в том, что Германия воздержалась. Своей позицией Вестервелле, по-видимому, также хочет представить новую внешнеполитическую доктрину: в случае сомнения больше не надо просто быть заодно с Западом. Германия сможет в будущем выбирать своих партнёров в мире согласно этим новым критериям, видимо. Иногда это будут такие традиционные союзники как Соединённое Королевство, Франция или США; в другое время - такие новые державы как Бразилия или Индия.
"Это также вызывает серьёзные сомнения по поводу надёжности лидеров (в Берлине)", - добавляет Шабо. "Вестервелле получит большую часть упрёков". Как выразился живущий в Берлине американский журналист Стив Кеттманн в передовице на сайте "Huffington Post", "было ощущение, что у Германии нет министра иностранных дел".
Чарльз Купчан из Джорджтаунского университета, являвшийся директором по европейским делам в Совете национальной безопасности при Билле Клинтоне, был также настроен критично: "Французское и британское руководство произвело впечатление на Вашингтон по ливийскому вопросу, в то время как Германия определённо изолировала себя в трансатлантическом сообществе, воздержавшись от голосования в ООН. Германия не просто решила пересидеть ливийскую операцию - как решили сделать другие страны-члены НАТО. Вместо этого Берлин дал достаточно ясно понять о своём недовольстве решением в пользу интервенции".
Джексон Джейнс, глава Американского института по современным германским исследованиям, говорит: "Какое бы сочетание ресурсов и политики Европа не решила применить в отношении своих проблем, Германия будет играть в этом центральную роль. Сегодня у Берлина очевидно есть проблемы с определением этой роли".
Разочарованы не только эксперты, но также и те, кто проводит в жизнь политические решения. Ричард Бёрт, американский посол в Западной Германии при президенте Рональде Рейгане, понимает возражения Германии против войны в Ливии, которая также является небесспорной в США. "Союзники не обязательно автоматически должны поддерживать нас, когда мы совершаем глупости". Однако высказывания Вестервелле о поиске новых партнёров были излишними, говорит Бёрт. Он слышал, что Вестервелле нравится, когда его сравнивают с легендой внешней политики (Германии) Гансом-Дитрихом Геншером, также из СвДП. Бёрт, один из самых маститых людей в отношении трансатлантических вопросов в Вашингтоне, смеётся: "Я знаю Ганса-Дитриха Геншера. Он (Вестервелле) - не Геншер".
Но канцлер не может позволить себе быть безразличной по поводу американской досады в отношении её министра иностранных дел. Новые дебаты наверняка воспрепятствуют германским амбициям, например, стремлению получить статус постоянного члена в Совете безопасности ООН. Помимо прочего, Вашингтон считает отказ Берлина от голосования как бесповоротную позицию Германии - и поэтому винит также и Меркель.
Германия не входит в число "ближайших союзников" Обамы
"Канцлер Меркель сильно обострила отношения с союзниками в Европейском Союзе и в НАТО, что снова поднимает вопросы о способности Германии играть глобальную роль во внешней политике, как раз когда её экономическая сила и влияние растут", пишет "New York Times". "The Huffington Post" добавляет, что решение Германии было очевидно мотивировано соображениями внутренней политики. Недавние опросы общественного мнения показывают, что большинство немцев согласны с курсом, взятым коалиционным правительством.
В интервью с NBC вечером в понедельник президент США Барак Обама говорил о возможных поставках оружия ливийским повстанцам, об остающихся возможностях диктатора Муаммара Каддафи и о значении военных действий. И когда он говорил с американскими гражданами о политике в отношении Ливии, он сказал, что рассчитывает на "наших ближайших союзников": Британию, Францию, Канаду, Данию, Норвегию, Италию, Испанию, Грецию и Турцию.
Германия не была упомянута.
Меркель вряд ли будет рада, что у неё, наконец, появилась репутация в Вашингтоне, которую она может потерять. В начале июня она снова прибудет с визитом в американскую столицу, чтобы получить президентскую медаль Свободы - высшую невоенную награду в США - из рук Обамы. Визит, как планируется, продлится несколько дней, и медаль будет вручаться в подчёркнуто торжественной обстановке.
В отличие от этого Вестервелле редко бывал в Вашингтоне. В его министерстве иностранных дел должность координатора трансатлантических дел для федерального правительства даже не занята и остаётся свободной с момента ухода Ганса-Ульриха Клозе, который ушёл в отставку в конце января. Были сообщения, что Вестервелле рассматривал кандидатуру Гаральда Лейбрехта - члена СвДП в Бундестаге, федеральном парламенте Германии, но его назначение столкнулось с препятствиями. Но в любом случае такие должности, вероятно, не имеют значения в данный момент: отношения Германии с США подвергаются испытаниям, и это теперь является высшим приоритетом для министерства иностранных дел.
Читали: 674