«Рубикон перейдён»
Майкл Петроу, журнал Maclean`s, Канада
Гражданские войны некоторым образом уничтожают общую историю. Например, внуки людей, которые большую часть своей жизни считали себя югославами, будут считать себя словенцами, сербами или хорватами, и восстановление общей идентичности, которая была насильственно разорвана, часто становится невыполнимой задачей.
До наступления нынешнего кризиса на Украине сепаратизм едва существовал там как политическое движение. Искра, которая зажгла его, была принесена из Москвы. После того как протестное движение свергло пророссийского президента Украины Виктора Януковича в феврале, Россия вторглась в Крым – сперва замаскированными войсками, затем открыто – и аннексировала эту территорию.
Теперь аналогичная ситуация разворачивается на восточной Украине. Главнокомандующий союзными силами НАТО в Европе Филипп Бридлав сказал, выступая на этой неделе в Оттаве, что сейчас российские специальные войска находятся в тех местах, где боевики захватили правительственные здания и заявили о своей оппозиционности новому прозападному правительству в Киеве. Это подозрение подкреплено фотографиями, на которых одни и те же люди опознаны как российские солдаты и местные повстанцы на Украине.
Десятки людей погибли на прошлой неделе в столкновениях между пророссийскими и проукраинскими силами. Инцидент с самым большим количеством жертв произошёл в южном черноморском городе Одесса, который до этого был по большей части спокоен. После силовых столкновений с проукраинскими активистами, толпы пророссийских отступили в здание профсоюзов. Вспыхнул пожар, вероятно, в результате молотовских коктейлей, которые бросили проукраинские активисты, стоявшие на улице под окнами. Как минимум 40 человек погибло: они сгорели, задохнулись или разбились в результате выпрыгивания из окон верхних этажей.
Их гибель вызвала ярость и горе в Одессе, а ведь этот инцидент не был единственным. Операция украинской армии по зачистке сепаратистов, контролирующих восточные города, и ожесточённое сопротивление, с которым она столкнулась, привела к постоянно растущим жертвам. Каждая смерть – это рана, которую нельзя легко залечить, и это препятствие к окончательному примирению. «Я думаю, что Рубикон был преодолён», - заявил журналу Maclean`s европейский дипломат. Внезапно гражданская война нависла над Украиной как пугающе реальная возможность.
«Если они не будут воевать – что ж, никто ведь не собирается воевать за них», - говорит Марк Н.Кац, профессор государственного управления и политики Университета имени Джорджа Мэсона. Он имеет в виду украинские власти. «Если они не будут бороться за сохранение своей территории, то, возможно, утратят её. Именно они должны быть теми, кто, нравится это кому или нет, заставит Россию заплатить более высокую цену».
В апреле опрос, проведённый среди жителей южной и восточной Украины украинской газетой «Дзеркало тыжня», показал, что очень мало кто из них хочет присоединиться к России, и большинство против боевиков, захватывающих их города и посёлки. Но всё же за недели, последовавшие после первых нападений на правительственные здания на востоке, реакция украинской армии была колеблющейся и неуверенной. Некоторые части, отправленные для противодействия боевикам-сепаратистам, демонстрировали недостаточный потенциал и боевой дух. Но Киев также опасался, что любое широкомасштабное наступление вызовет прямое вторжение России. Президент России Владимир Путин взял на себя право использовать вооружённую силу для защиты российских граждан на Украине.
Эта дилемма до сих пор имеет место. Но, пока силы сепаратистов постоянно расширяют зону своего контроля на востоке, кажется, Киев укрепился в решимости противодействовать им силовым путём. Военные операции киевских властей стали более интенсивны, но усилилось и сопротивление пророссийских повстанцев. В ходе недавних боёв они сбили по меньшей мере четыре украинских вертолёта.
Предсказать, во что выльется этот разрастающийся конфликт, трудно, поскольку никто точно не знает, какими будут следующие шаги России, и каковы её конечные цели. Бридлав изначально полагал, что Россия вторгнется на восточную и южную Украину, захватит Одессу и тем самым отрежет Киев от Чёрного моря, а затем проложит дорогу до самого Приднестровья – региона, отколовшегося от Молдовы, чьи лидеры хотят его вхождения в состав России. Теперь, говорит он, Путин, возможно, способен будет достичь своих целей без открытого вторжения.
«Вероятнее всего, он продолжит делать то, что делает: дискредитировать правительство, провоцировать беспорядки, пытаться установить основу для сепаратистского движения и создать некий вид федерализации областей на востоке, что облегчит ему использование армии и, что чрезвычайно важно, обеспечит экономический контроль над той частью Украины, что производит такую большую долю её благосостояния и потенциала», - сказал Бридлав.
Иными словами, Путин, возможно, хочет гражданской войны, которую он сможет контролировать. Прозападное правительство в Киеве, которое не может умиротворить восточную часть страны, будет слабым и нестабильным. Бои на восточной Украине также сорвут планы провести президентские выборы к концу этого месяца. Москва заявила, что выборы, назначенные на 25 мая, следует отложить.
«Путин не может убить двух зайцев», - говорит Джуди Демпси, старший член-корреспондент Фонда Карнеги за международный мир. Она имеет в виду, что Путин объявил нынешнего временного президента Украины Александра Турчинова нелегитимным и при этом одновременно осуждает выборы, которые дадут следующему президенту Украины народный мандат.
Демпси полагает, что выборы должны состояться. Их результаты могут хотя бы отчасти подорвать пропаганду Москвы о народных настроениях в прозападных частях Украины. Россия изображала тех, кто поддерживал движение против Януковича, фашистскими экстремистами. Но победитель выборов будет, скорее всего, политически умеренным. Возможно, им окажется богатый бизнесмен Пётр Порошенко.
Этого может оказаться недостаточно, чтобы пригасить конфликт на восточной Украине, особенно если Москва намерена поддерживать его в горячем состоянии. «Чем дольше будут продолжаться гражданские волнения, тем больше радикальных элементов они будут вызывать к жизни. И вот тогда их будет всё труднее остановить, и они начнут задавать собственный темп», - говорит Демпси.
Украина сползает в конфликт, который уже разрывает многие связи между её гражданами. Чем глубже ей предстоит упасть, тем труднее будет восстановить их.
статью прочитали: 2860 человек
Сегодня статей опубликовано не было.
Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь