быстрый поиск:

последние за вчера, 26.11.10  
переводика рекомендует  
Война и Мир
Глобальная Авантюра
Усадьба Урсы
КМ.РУ
Хуторок
Око планеты
ОНОЛИТЕГИ.РУ
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
ИноСМИ
InoPressa — Иностранная пресса о России и не только
Инофорум
 
переводная статья
опубликовано редакцией на Переводике 20.03.10 18:12
скаут: Юра (Efimytch); переводчик igor96; редактор Юра (Efimytch); публикатор: civiliza
   
 

Россия парирует американское проникновение в Среднюю Азию

Перевод статьи впервые опубликован на нашем сайте 10.08.09 05:42

Г-н Бхадракумар отличается очень образной речью, которую мы, к сожалению, не в силах полностью передать. Например, поскольку в заголовке статьи использованы термины из фехтования, то более точным по смыслу был бы такой перевод названия статьи «Россия в Средней Азии отражает американский выпад шпагой» - прим. переводчика и редактора

Узбеки, объясняя изобретательность своего ума, часто повторяют высказывание, которое идёт издревле: когда они говорят, то редко подразумевают именно то, о чём говорят; а когда действуют, то почти всегда забывают, о чём говорили.

Поэтому, безусловно, опасно делать попытку окончательного толкования того, что именно подразумевало узбекское министерство иностранных дел в Ташкенте в понедельник, когда утверждало, что "исполнение таких проектов" как российское решение создать вторую военную базу в Кыргызстане может "укрепить процессы милитаризации", а также - "серьёзно дестабилизировать обстановку в обширном регионе", и, к тому же - "спровоцировать различные проявления национализма".

Что это - скрытая угроза или - просто риторика? Ранее, в субботу, российский президент Дмитрий Медведев и его кыргызский коллега Курманбек Бакиев подписали меморандум о военном присутствии России в Кыргызстане. Кыргызстан уже имеет у себя российскую авиабазу в Канте и ещё четыре российских военных объекта. По оценкам наблюдателей, на базе находятся 400 российских военнослужащих 5-ой Воздушной армии России, а также - самолёты-штурмовики Су-25 «Грач» и транспортные вертолёты Ми-8.

ОДКБ на перепутье

Меморандум, подписанный в Бишкеке, предусматривает, что Кыргызстан примет дополнительный российский контингент в размере батальона и разместит у себя учебный центр для обслуживающего персонала обеих стран. Первоначальным предложением Москвы было развернуть этот батальон как часть вооружённых сил Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) в Баткенской области на юге Кыргызстана.

Этот меморандум зародился как двусторонняя российско-кыргызская инициатива. Кыргызстан заявляет, что положительно воспринимает подключение к этой инициативе партнёров ОДКБ на новой основе, соглашение по которой должно быть достигнуто к ноябрю месяцу. ОДКБ включает в себя Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Россию, Узбекистан и Таджикистан.

ОДКБ сейчас находится на перепутье. Усилия Москвы преобразовать свободную группу по безопасности в полноценный союз зашли в тупик. Но не будем забывать, что многие вещи не всегда на самом деле являются тем, чем они кажутся, особенно, в Средней Азии. Один интригующий поворот, и "окончательное решение" относительно новой инициативы было отложено до ноября.

Ташкент полагает - попытка применить в Средней Азии готовые геополитические шаблоны столь ощутима, что его заставляют заплатить несоразмерную цену за участие в ОДКБ. Во всяком случае, американцы взволновались стратегическим вызовом Москвы Ташкенту. Слухи со среднеазиатского базара доносят, что американский президент Барак Обама может облагодетельствовать своё узбекское и исламское зеркальное отражение в виде Каримова приглашением посетить Вашингтон.

Однако, русские, которые знают узбеков лучше, чем большинство из нас, кажется, работают соответственно выработанному плану. Российские подвижки для усиления своего военного присутствия в Кыргызстане противопоставляются возобновлению попыток американского внедрения в Среднюю Азию. Организация Североатлантического договора (НАТО) недавно провела в рамках Совета Евро-Атлантического партнерства (СЕАП) форум по вопросам безопасности в Астане, Казахстан. Это стало первой подобной встречей СЕАП вне территории НАТО. Союз действительно сделал крен в сторону Средней Азии, и это беспокоит Москву.

Всё же трудно предположить, что Москва была захвачена врасплох позицией Ташкента. Ташкент тепло встретил российский проект быстрого создания ОДКБ. В прошлом декабре на неофициальной встрече на высшем уровне ОДКБ в г. Боровое, когда Россия начала обсуждать идею создания своих КСОР (коллективных сил оперативного реагирования), "сопоставимых с силами НАТО". Узбекистан от саммита воздержался.

Москва, тем не менее, стремилась вперёд, и когда она формально объявила о создании КСОР на саммите ОДКБ в Москве 4 февраля, Ташкент занял двойственную позицию. Москва рвалась к цели независимо от преград, и на саммите ОДКБ в Москве 14 июня формально создала КСОР. Неудивительно, что Узбекистан отказался всё это подписывать.

Медведев сказал на встрече на высшем уровне: "Мы открыты для того, что наши партнёры, которые не подписали эти документы, в конечном счёте, подпишут их позже, когда мы предоставим им некоторые соображения, и они по новой оценят ситуацию. Я имею в виду Узбекистан, который имеет много сомнений, но не исключает для себя этой возможности. Президент Узбекистана заявил, что он проанализирует все аспекты соглашения, чтобы возобновить позже обсуждение".

Ташкент защищается...

Однако Ташкент отреагировал немедленно. 23 июня, узбекское Министерство иностранных дел сделало заявление, разъясняя, что Ташкент поддерживает новую КСОР, если она предназначена только для того, чтобы отразить "иностранную агрессию", а не для решения так называемых замороженных конфликтов в постсоветском пространстве, или - для развёртывания во время любого внутреннего конфликта в рамках государств-членов. "КСОР не должна быть превращена в инструмент для решения каких-либо спорных проблем не только в пределах ОДКБ, но также и в СНГ".

В заявлении утверждается, что "каждое государство-член ОДКБ в состоянии решить свои внутренние конфликты и проблемы своими собственными силами, не привлекая к этому вооружённые силы из-за границы". Это подчеркивает, что любое решение активизировать механизм КСОР должно быть основано на "абсолютном соблюдении принципов общего согласия".

Мы видим, что Москва учитывает общей сдвиг узбекской внешней политики в прошедшую пару лет в сторону восстановления отношений с Западом, и она предприняла обдуманное решение провести встречу в Ташкенте. Московских комментаторов раздражает, что партнёры по ОДКБ стремятся к двойному выигрышу (дословно – стремятся оказаться в наилучшем из миров – прим. ред.) – одновременно получать щедрое внимание Запада и наслаждаться безопасностью и политической поддержкой, обеспечиваемыми Россией.

Но Ташкент уже занимал подобную позицию. Десять лет назад Узбекистан вышел из ОДКБ, чтобы присоединиться к спонсируемому США ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова) только для того, чтобы столкнуть ГУУАМ в кювет (тем самым - похоронив его), и, в конечном итоге, в 2005 году выселить США из базы в Ханабаде.

Ташкент хорошо оценивает то, что США и НАТО будут находиться в Афганистане долго, и выхода из военного эндшпиля у них нет. Его приоритет состоит в том, чтобы гарантировать, что конфликт, перелившись через Амударью, не захлестнул Узбекистан.

Работая с США и НАТО, он сможет заработать себе и политический капитал. Кроме того, обеспечение материально-технической поддержки США и сил НАТО в Афганистане хорошо оплачивается. Российские компании делают хороший бизнес, предоставляя Соединённым Штатам для транспортировки грузов в Афганистан свои гигантские транспортные Антоновы (Ан-124 «Руслан»). Узбекистан надеется на то, чтобы получить дополнительную выгоду и от части бизнеса по восстановлению Афганистана.

Суть заключается в том, что Вашингтон не должен даже думать ни о каком "изменении режима" в Ташкенте. Во-вторых, Вашингтон должен признать Ташкент как ключевую Центрально-Азиатскую столицу.

США должны прислушаться к узбекскому мнению в том, что касается региональной стабильности в Центральной Азии. Узбекистан сильно раздражён, что Казахстан в качестве региональной державы постоянно его опережает.

Это может показаться чрезмерным. Может ли Обама действительно соответствовать требовательным стандартам партнерства Каримова? Но американские и узбекские интересы действительно сходятся на одном уровне. Стратегическое местоположение Узбекистана делает его превосходными воротами для расширения американского влияния на Среднюю Азию.

Ташкент, со своей стороны, предполагает, что стабильный Афганистан сможет обеспечить ему выход на мировые рынки в обход российской территории. Ташкент даже считал необходимым поддерживать в 1990-х годах высокий уровень политических контактов с режимом талибов в Кабуле.

Правительство Билла Клинтона умно потворствовало узбекским стремлениям и призывало Ташкент к сотрудничеству с талибами. "Умная" политика Обамы начинается с того места, где её закончил Клинтон.

Но фундаментальные противоречия остаются, поскольку другие Центрально-Азиатские страны возмущены стремлением Ташкента к региональной гегемонии.

... но обманутые Москвой

Неудивительно, что Москва считает более приоритетными свои связи с Бишкеком и Душанбе. Хотя Узбекистан - намного больше, но с точки зрения афганской проблемы (и региональной безопасности), Таджикистан и Кыргызстан являются жизненно важными активами. Базы в южных областях Кыргызстана позволяют Москве защитить «яремную вену» региона (независимо от традиционно изоляционистских Бишкека и Душанбе) от их узбекского Большого брата. Казахстан же молчаливо двигается за Россией.

Москва предложила Бишкеку пакет помощи в 1 миллиард долларов. Во время своего посещения Душанбе на прошлой неделе Медведев намекнул, что Россия намечает "новые большие проекты" в Средней Азии, подобные мощному гидроэлектрическому узлу "Сангтуда-1", на открытии которого он присутствовал. Медведев заявил: "У России есть самая глубокая ценность - наши дружественные отношения с Таджикистаном, нашим стратегическим партнёром и союзником... Мы разработали много новых соглашений по сотрудничеству в энергетическом секторе и в геологической разведке. Мы рассчитываем на продуктивную работу наших правительств и комиссии, которая проведёт свою десятую встречу в Душанбе в сентябре месяце, по выработке и подписанию новых соглашений".

В принципе, российские приоритеты в экономическом сотрудничестве с Кыргызстаном и Таджикистаном является знаковым. Но способность России обеспечить деньгами среднеазиатские экономические системы строго ограничена. Во всяком случае, успех стратегии Кремля расширить своё военное влияние в Средней Азии непосредственно связан с единством ОДКБ. А без активного участия Узбекистана ОДКБ пресноват.

Поэтому, события прошлой недели отодвигают ОДКБ в зону сумерек. Движущие силы в пределах ОДКБ были зациклены сами на себя. Господство России в пределах ОДКБ продолжается, но её способность вести ОДКБ за собой прибывает под угрозой из-за многочисленных напряжённостей и противоречий между государствами - членами. В свою очередь, это может воздействовать на ситуацию безопасности в Средней Азии.

Китай очень взволнован. В своих комментариях "Пиплз Дэйли" сетовал, что ОДКБ не в состоянии занять объединённую позицию перед лицом "увеличивающегося проникновения НАТО в регион", и "призывает к насущной необходимости преобразовать группу (ОДКБ) из военно-политического союза в многофункциональную международную организацию". По мнению Пекина, Россия может эффективно защитить своих подопечных от «вестернизации из соседних стран» только через открытый подход к ним, а не прямым и наглым военным нажимом.

Комментарии содержат и некоторую дружественную критику: "ОДКБ может расти и развиваться устойчиво на международной арене только если она придаст важность для ее стран-членов проблемам в социальной, экономической сферах и в вопросах безопасности, сотрудничестве с другими международными организациями, и получит международное признание в области борьбы с наркотиками и контрабандой оружия, а также - обмене информацией по вопросам безопасности».

Но извините, у Китая – свои цели, а у России - свои.

М.К. Бхадракумар (M K Bhadrakumar) – постоянный автор «Азия Таймс», в течение 29-ти лет был профессиональным дипломатом МИД Индии. Его назначения - Советский Союз, Южная Корея, Шри-Ланка, Германия, Афганистан, Пакистан, Кувейт. В 1995 -98 гг. был чрезвычайным полномочным послом Индии в Узбекистане, а в 1998 – 2001 гг. – в Турции.

Обсуждение на форуме

Читали: 2059

   
теги: Азия, Китай, Политика, Аналитика, ОДКБ  
   
обсуждение  
   
обсуждали: civiliza (1) всего
1
сообщений
   

обсудить
 

Мастер-класс: Интернет-магазин на 1С-Битрикс за 4 часа
Межрегиональная общественная организация "Вече"

 Создание сайта © 2009-2010 - "Студия СПИЧКА" , "Арсента"