Россия, Китай и Иран перекраивают карту энергоносителей
Статья переведена по просьбе читателей
Мы стали свидетелями образования новой схемы сотрудничества по энергоносителям на региональном уровне, которая позволяет обойтись без главных игроков рынка нефтедобычи. По традиции, в авангарде схемы стоит Россия. Китай и Иран следуют её примеру.
Западная пресса в данный момент поглощена криками о том, что исламистскому режиму в Тегеране пришёл конец, поэтому торжественное открытие в среду газопровода Довлятабад – Серахс - Хангеран, который соединяет северный каспийский район Ирана с обширными газовыми месторождениями Туркменистана, вполне может пройти незамеченным.
А ведь это событие является важным сигналом для безопасности региона. За три недели Туркменистан распределил весь свой экспорт газа между Китаем, Россией и Ираном. У страны нет насущной потребности в газопроводах, которые строятся под эгидой США и ЕС. Неужели мы слышим первые, едва различимые ноты совместной симфонии России, Китая и Ирана?
Туркмено-иранский газопровод длиной в 182 километра сначала будет скромно прокачивать 8 миллиардов кубометров туркменского газа. Однако в год он способен на 20 млрд. кубометров, что будет отвечать потребностям в энергоносителях каспийского региона Ирана и позволит Тегерану освободить южные месторождения газа для экспорта за границу. Взаимный интерес у обеих стран - лучше не придумаешь: по соседству у Ашхабада появляется гарантированный рынок; север Ирана может потреблять газ, не опасаясь того, что зимой его будет не хватать; Тегеран будет производить лишний газ для экспорта; Туркменистан сможет выйти на мировые рынки через транспортные пути Ирана; а Иран может с помощью своего прекрасного географического положения добиться статуса центрального транспортного узла для туркменского экспорта.
Мы стали свидетелями образования новой схемы сотрудничества по энергоносителям на региональном уровне, которая позволяет обойтись без главных игроков рынка нефтедобычи. По традиции, в авангарде схемы стоит Россия. Китай и Иран следуют за её примером. На территории России, Ирана и Туркменистана располагаются, соответственно, первые, вторые и четвёртые по размеру запасы газа в мире. А Китай в этом веке будет его основным потребителем. Этот вопрос будет иметь глубочайшие последствия для глобальной стратегии США.
Российско-китайско-иранская цепь энергоносителей
Заштрихованое жёлтым – нефть
Жёлтая сплошная линия – новые транспортные пути
Жёлтая пунктирная линия – предполагающиеся транспортные пути
Заштрихованое синим – газ
Синяя сплошная линия – новые транспортные пути
Синяя пунктирная линия – предполагающиеся транспортные пути
1. Казахстан-Россия
2. Казахстан-Китай
3. Южный поток
4. Восточная Сибирь-Тихий океан
5. Голубой поток
6. Россия-Европа
7. Прикаспийский
8. Туркменистан-Китай
9. Довлятабад –Хангеран
10. Северный поток
Туркмено-иранский газопровод будто смеётся над политикой США по Ирану. США угрожают Ирану новыми санкциями и заявляют о том, что Тегеран «всё более изолируется от мира». Однако президентский реактивный самолёт Махмуда Ахмадинежада путешествует по Средней Азии и приземляется в Ашхабаде, где его красной ковровой дорожкой встречает туркменский партнёр Гурбангулы Бердымухаммедов – и возникает новая экономическая ось. Дипломатия Вашингтона, основанная на принуждении, не сработала. Туркменистан, чей ВВП составляет 18,3 миллиарда долларов, бросил вызов единственной в мире сверхдержаве (ВВП 14,2 триллиона долларов), причём, что ещё хуже, так, будто делает это каждый день.
У этой истории есть и ответвления сюжета. Тегеран утверждает, что заключил с Анкарой сделку на транспортировку туркменского газа по существующему уже 2577-километровому газопроводу, соединяющему Табриз на северо-западе Ирана с Анкарой. Действительно, дипломаты Турции проводят ориентацию внешней политики безо всякого влияния извне. Кроме того, Турция стремится стать транспортным узлом для поставок энергоносителей в Европу. Возможно, Европа проигрывает бой за прямой доступ к району Каспия.
Второе ответвление сюжета состоит в том, что Россия, похоже, не волнуется из-за того, что Китай подключился к распределению энергоносителей Центральной Азии. Потребность в российских энергоносителях снизилась, и страны Центральной Азии, которые их добывают, выбираются на рынок Китая. С точки зрения России, китайский импорт не должен лишать её энергоносителей (для внутреннего потребления или экспорта). Россия достаточно крепко обосновалась в сфере энергоносителей Центральной Азии и каспийского региона, чтобы не беспокоиться о том, что их будет не хватать.
Для России важнее всего сохранять доминирующую роль в качестве главного поставщика энергоносителей в Европу. До тех пор, пока страны Центральной Азии не испытывают потребности в транскаспийских газопроводах, которые поддерживаются США, Россия остаётся при своих интересах.
В ходе своего недавнего визита в Ашхабад, президент России Дмитрий Медведев нормализовал связи между Россией и Туркменистаном по вопросам энергоносителей. Восстановление этих связей является крупнейшим прорывом для обеих стран. Во-первых, страны во многих аспектах возобновили замороженные некогда отношения, благодаря чему Туркменистан будет поддерживать ежегодные поставки газа в Россию в объёме 30млрд. кубометров. Во-вторых, цитируя Медведева, «Первый раз в истории российско-туркменских отношений в газовой сфере поставки газа будут осуществляться на основе формулы цены, которая полностью соответствует условиям европейского газового рынка» (прим. перев. – цитата принадлежит Александру Медведеву, зампреду правления «Газпрома»). Аналитики из России утверждают, что Газпрому станет невыгодно покупать туркменский газ и что Москва согласна платить столь высокую цену в основном из-за того, что она решила не оставлять тот газ, который может быть использован в альтернативных газопроводах, а особенно в проекте «Набукко», который поддерживают США.
Полоса препятствий. Развивающиеся пути экспорта азиатской нефти, 2000-2010.
Интенсивность конфликта. Ярко-красным – высокая. Тёмно-красным – низкая.
Зоны, в которые соваться нельзя. Серый заштрихованный – для Запада. Чёрный – для России.
Заштрихованное жёлтым – нефть
Жёлтая сплошная линия – новые транспортные пути
Жёлтая пунктирная линия – предполагающиеся транспортные пути
Заштрихованное синим – газ
Синяя сплошная линия – новые транспортные пути
Синяя пунктирная линия – предполагающиеся транспортные пути
Синие стрелки – мировая танкерная торговля нефтью
В-третьих, не смотря на пропаганду Запада, Ашхабад не рассматривает газопровод в Китай как замену Газпрома. Ценовая политика России определяет позицию Газпрома в качестве незаменимого клиента для Ашхабада. Переговоры по цене экспорта туркменского газа в Китай всё ещё продолжаются, и цена, к которой они придут, просто не в состоянии перебить предложение России.
В-четвёртых, Россия и Туркменистан возобновили свою приверженность Прикаспийскому газопроводу (будет проложен по восточному побережью Каспийского моря в направлении России), который сможет прокачивать 30 млрд. кубометров в год. Очевидно, что Россия надеется сконцентрировать у себя ещё больше центрально-азиатского газа из Туркменистана (и Казахстана).
В-пятых, Москва и Ашхабад договорились о совместном строительстве газопровода, идущего с востока на запад и объединяющего все месторождения Туркменистана в одну сеть так, чтобы газопроводы, ведущие в Россию, Иран и Китай могли забирать газ с любого из этих месторождений.
И в самом деле, на фоне увеличения усилий США по продвижению в Центральную Азию, визит Медведева в Ашхабад влияет на безопасность региона. На совместной с Медведевым пресс-конференции Бердымухаммедов заявил, что точка зрения России и Туркменистана на процессы, происходящие в регионе (особенно в районе Каспия и Центральной Азии) в целом совпадает. Он подчеркнул, что обе страны придерживают мнение о том, что безопасности нельзя достигнуть за чужой счёт. Медведев подтвердил, что по вопросам безопасности обе страны придерживаются одинаковых или, по крайней мере, схожих взглядов и что они готовы работать вместе.
Дипломатические усилия США по поводу газопровода в прикаспийском регионе, которыми страна пыталась обойти Россию, выпихнуть Китая и изолировать Иран, потерпели крах. Сегодня Россия планирует удвоить потребление азербайджанского газа, тем самым ещё сильнее подрывая усилия Запада по привлечению Баку в качестве поставщика для «Набукко». Иран также выступает потребителем азербайджанского газа в тандеме с Россией. В декабре Азербайджан подписал соглашение о поставке газа в Иран по 1400-километровому газопроводу Кази-Магомед - Астара.
Если смотреть на общую картину, мы видим что «Южный» и «Северный потоки» России, которые будут поставлять газ на север и юг Европы получили такой импульс, что их уже не остановить. Проблемы с «Северным потоком» были решены после того, как Дания (в октябре), Финляндия и Швеция (в ноябре) и Германия (в декабре) одобрили экологическую сторону проекта. Строительство газопровода начнётся весной.
Газопровод стоимостью в 12 миллиардов долларов, который является совместным проектом Газпрома, немецких «И.ОН Рургаз», «БАСФ-Винтершалл» и голландской компании «Газ-юни», занимающейся транспортировкой газа, обходит пути транзита, оставшиеся от СССР – через Украину, Польшу и Беларусь. Вместо этого он простирается на 1220 километров по дну Балтийского моря от северо-западного российского порта Выборг до немецкого порта Грайфсвальд. Первая часть проекта, после которой газопровод сможет каждый год прокачивать 27,5млрдкм, будет закончена в следующем году, к 2012 году эта цифра удвоится. Северный поток окажется значительное влияние на геополитику Евразии, соотношение сил по обе стороны Атлантики и связи России с Европой.
Абсолютно верно, что 2009 год стал судьбоносным годом в «войне энергоносителей». 14 декабря Ху Цзиньтао открыл китайский газопровод; 27 декабря премьер-министр России Владимир Путин открыл в портовом городе Находка на Дальнем Востоке перевалочный склад для нефти (который будет обслуживаться грандиозным нефтепроводом стоимостью в 22 миллиарда долларов, ведущим от новых месторождений на востоке Сибири до Китая и рынков азиатско-тихоокеанского региона); и конечно, не забудем про иранский газопровод, открытый Ахмадинежадом 6 января – карта энергоносителей Евразии и каспийского региона была буквально перерисована заново.
2010 год начинается с удивительной, совершенно новой ноты: будут ли Россия, Китай и Иран координировать свои дальнейшие шаги или хотя бы приводить в соответствие свои конкурирующие интересы?
Читали: 507