быстрый поиск:

переводика рекомендует  
Война и Мир
Терра Аналитика
Усадьба Урсы
Хуторок
Сделано у нас, в России!
Глобальная Авантюра
Вместе Победим
Российская газета
 
дата публикации 24.11.20 00:17
   
 

Radio France Internationale на русском

«Забираем всё, и даже могилы»: как армяне покидают Кельбаджарский район. Репортаж RFI

Опубликовано: 14/11/2020

Туристы в монастыре Дадиванк фотографируются на фоне горящих домов. 13 ноября 2020 г. © RFI / SERGEY DMITRIEV

Сергей Дмитриев

Расположенный между Арменией и Нагорным Карабахом Кельбаджарский район будет передан под контроль Азербайджана и российских миротворцев первым — 15 ноября. После объявления о соглашении Путина-Алиева и Пашиняна местные жители стали покидать район, вывозить свое имущество и сжигать дома. Армяне со всей страны, наоборот, отправились в Кельбаджарский район, чтобы в последний раз посетить одну из главных христианских святынь Армении монастырь Дадиванк. Специальный корреспондент RFI Сергей Дмитриев побывал в Дадиванке и Кельбаджаре за день до приезда российских миротворцев.

Северная дорога из Армении в Степанакерт, столицу непризнанного Нагорного Карабаха, спускается серпантином через Карабахский хребет в долину реки Тертер. По узкой дороге тянется бесконечный поток машин: в сторону Армении — обвешанные тюками «Жигули», нагруженные мебелью и домашней техникой старенькие ЗИЛы и УРАЛы, глохнущие на перевале. Некоторые везут заготовленные на зиму дрова, кто не запасся заранее, вырубает деревья прямо вдоль дороги. Колонну тянущихся через перевал машин то обгоняют кареты скорой помощи, до сих пор вывозящие из Карабаха раненых солдат, то тормозят стада коров и овец. Долина затянута дымом — чтобы врагу ничего не досталось, армяне, уезжая, поджигают свои дома. В районе не осталось электричества — рабочие уже заканчивают демонтаж местной ГЭС.

Российские миротворцы спускаются в Кельбаджарский район через Карабахский хребет. 13 ноября 2020 г. © RFI / SERGEY DMITRIEV

Навстречу беженцам в Карабах спускаются колонны БТРов российских миротворцев, прибывающих в регион, и армянские паломники, решившие в последний раз посетить святые места.

Дадиванк

Монастырь Дадиванк, построенный между IX и XIII веком, — главная святыня армянских христиан, рассказывает протоиерей русской православной церкви в Ереване Владимир Глазачев. Он специально приехал попрощаться с монастырем. «Я сюда часто приезжаю, стараюсь минимум два раза в год бывать. Здесь величайшая древняя христианская святыня — Дада, иногда говорят Дады. Это был ученик апостола святого Фаддея, и ближайший друг апостола Елисея. Они здесь проповедовали. И когда я узнал [про новость о передаче района Азербайджану], то сразу бросился сюда».

Отец Владимир уверен, что даже, если армянам сейчас придется уйти из монастыря, это не будет навсегда. «Я не знаю, какова будет его судьба. Все в руках Божьих. Но это наше. Куда мы уйдем отсюда? Как дальше жить? В 1942 году немцы стояли под Москвой, но война кончилась в 1945-м в Берлине. Да, мы несем сегодня поражение, но это только временно. Мы не хотим никому зла, но мы будем защищаться».

Армянские военные в монастыре Дадиванк. 13 ноября 2020 г. © RFI / SERGEY DMITRIEV

В отличие от отца Владимира молодая женщина Армине из Еревана приехала в Дадиванк впервые, однако также надеется, что этот визит не будет для нее последним. «К сожалению, я тут в первый раз. Но очень верю, что не в последний. Каждый [монастырь] важен для нас, не только этот. Но этот самый старый и он доказывает присутствие армян на этой территории c древних времен, — объясняет Армине. — Не знаю, правильное это решение или нет. Но, наверное, надо беречь жизни. Мои братья все были на передовой. Жизни не можем вернуть, а монастырь можем. Так что может это правильное решение. У меня сын, три годика, я оставила его дома. Но я надеюсь, что однажды он меня сам сюда приведет»  

Перевал через Карабахский хребет. 13 ноября 2020 г. © RFI / SERGEY DMITRIEV

Работающий при монастыре строителем Вазген говорит, что посетителей в монастыре всегда бывает много, но в последние дни наплыв особенно большой. Сам Вазген завтра должен покинуть монастырь и деревню, в которой он прожил уже несколько лет. Последние два года он занимался реставрацией монастырских зданий.   «Вот эту площадку, вход, ступеньки, основную стену, чтобы церковь не развалилась — это все я сам строил, внутренние работы...  Ну, сколько успевал, столько и сделал.

— Все успели?

— Нет. Еще строить и строить здесь. Здесь четыре-пять бригад работало в этом году, восемь — в прошлом.

— Что будет с монастырем?

— Я не знаю. Никто ничего нам не сказал. Завтра уезжаем. Я думаю, они [власти] сами тоже не знают, что будут делать.

— Вы живете здесь?

— У меня дом вот, прямо под церковью. Тяжело говорить.

— Что с домом будет?

— Завтра поджигаем и уезжаем. Здесь никто не останется. 20 лет люди жили, строили. Я всего два года здесь, но у меня жена здесь родилась. Нечего сказать, все расстроены. Завтра не знаем, кто тут будет ходить, что тут будет делать, что будут снимать».

Отец Ованнес, настоятель монастыря Дадиванк. 13 ноября 2020 г. © RFI / SERGEY DMITRIEV

Настоятель монастыря отец Ованнес тем временем проводит групповое крещение детей. «У них последний шанс сегодня, чтобы креститься. Уже три дня, как это началось, все люди хотят, чтобы здесь креститься. Где-то сто человек стоит в очереди, чтобы успеть креститься», — объясняет Вазген. Тем временем перед въездом в на территорию монастыря обустраиваются только что прибывшие в регион российские военные. Местные жители надеются, что российские миротворцы, братья по вере, защитят православную святыню.

Кельбаджар

Вечером 13 ноября один за одним нагруженные скарбом грузовики выезжают из опустевшего города Кельбаджара. Полицейские из соседнего Мартакерта помогают кельбаджарским коллегам выносить имущество из здания местной полиции, банковские служащие «Арцах-Банка» сжигают архивные документы клиентов, военные помогают с переездом местной администрации. Местные армяне не хотят оставлять после себя даже могил близких.

«Мы забираем все, раскапываем наши кладбища и забираем с собой могилы наших предков. Чтобы не повторилась история, они [азербайджанцы] не занимались вандализмом на наших кладбищах, не разрушали могилы», — говорит местный житель Левон, он, как и многие другие его земляки, с началом войны отправился на фронт добровольцем. Когда 11 ноября стало известно о подписании соглашения и сдаче Азербайджану Кельбаджара, Левон вернулся в родное село, что раскопать могилу похороненного еще несколько лет назад сына. «У меня в машине лежит гроб моего сына. Я его перезахороню в Ереване. Он умер несколько лет назад, еще до войны. Я не могу его оставить здесь. Сегодня вечером мы переезжаем, и завтра в Ереване устроим новые похороны», — показывает багажник своего автомобиля Левон.

Бегство жителей из села Ехегнут (Кельбаджарский район) © AP Photo/Dmitry Lovetsky

В Кельбаджаре в эту войну боевых действий не велось. Однако половина села стоит разрушенной. После первой Карабахской войны от каменных домов остались только обломки стен, а их обитатели — местные азербайджанцы и курды — 30 лет назад были вынуждены бежать пешком по заснеженному перевалу в другие районы Азербайджана. В последние годы, по словам местных жителей, в селе жили около тысячи семей. Из них подавляющее большинство переселилось сюда чуть больше 20 лет назад. До первой Карабахской войны азербайджанцы, согласно последней официальной переписи еще советских лет, составляли более 97% от 50-тысячного населения района. Сейчас из них не осталось никого. Население Шаумяновского района по переписи 2015 года составляло чуть больше трех тысяч человек.  

Вслед уезжающим из села нагруженным вещами машинам смотрят местные собаки. «А кому они нужны, укладывая сумки в багажник, —  пожимает плечами Ашот. — Останутся здесь, новых хозяев ждать».

Армяне покидают город Кельбаджар. 13 ноября 2020 г. © RFI / SERGEY DMITRIEV

Ален Делон, Фанни Ардан, Пьер Ришар и другие французские звезды поддержали Армению и Карабах

Опубликовано: 20/11/2020 

Ален Делон в числе десятков французских актеров и режиссеров подписал письмо в поддержку Нагорного Карабаха REUTERS/Stephane Mahe

RFI

Более 120 французских деятелей культуры, среди которых Ален Делон, Фанни Ардан, Жан Рено, Жюльет Бинош, Пьер Ришар, Клаудиа Кардинале, Коста Гаврас, подписали открытое письмо с призывом поддержать Армению и Нагорный Карабах. Текст письма был опубликован 20 ноября в Le Figaro. Русская служба RFI приводит перевод этого обращения.

Более века спустя после геноцида армян оттоманскими вождями в 1915 году, этот же народ снова стал жертвой двух авторитарных режимов. Оба этих режима — и в Баку, и в Анкаре — разжигают межэтническую ненависть, чтобы укрепить свою абсолютную власть еще одним кровавым трофеем.

Судьба армянского народа только что была растоптана в Нагорном Карабахе, регионе, который армяне называют Арцахом. Уже более двух тысячелетий там живут скромные и гордые люди, всем сердцем привязанные к этой суровой и прекрасной земле. Они хотели продолжать свое существование там, где их предки построили дома, школы и дивные монастыри — в сердце неприступных гор и трудных для пахоты долин. Без всякого человеческого уважения Турция Реджепа Тайипа Эрдогана и Азербайджан Ильхама Алиева решили уничтожить эти законные стремления.

Для армян, Карабах воплощает прежде всего народ — с его культурой предков, его музыкой, танцами и желанием присоединиться к остальному миру, перестав быть анклавом.

Для властей Баку и Анкары, речь идет в первую очередь о территории, над которой любой ценой должен реять флаг Азербайджана — будь то при помощи турецкого спецназа, дронов, посланных убивать мирных граждан, или наемников-джихадистов, которым платят за смерть. Уже доказано, что Азербайджан использовал кассетные бомбы, запрещенные международным правом. Борьба была абсолютно неравной.

Армяне не хотели этой войны, но они были вынуждены вступить в нее, чтобы выжить. Для азербайджанского режима, это лишь вопрос националистической гордости. Лидер Азербайджана ясно обозначил свои намерения, когда в первые дни конфликта заявил: «Мы гоним их, как собак». Он повторил эту фразу после исхода мирного населения из Арцаха, объявив, что гордится выполненным обещанием. 

В XXI веке также отвращение к людям, такое разжигание ненависти вызывает самое глубокое возмущение. Такого не должно происходить. 

И поэтому:

#яподдерживаюармению

#яподдерживаюарцах

Письмо подписали:

Симон Абкарян, Брюно Абраам-Кремер, Ален Алтиноглу, Карине Арабян, Фанни Ардан, Ариан Асарид, Иван Атталь, Жак Аттали, Серж Аведикян, Николя Азнавур, Ролан Айрабедян, Давид Арутюнян, Жорд Бенсуссан, Франсуа Берлеан, Стефан Берн, Даниель Билалян, Жюльет Бинош, Дани Бун, Гийом Бургонь, Амит Бозарслан, Стефан Бретон, Дани Брийан, Паскаль Брюкнер, Жан-Кристоф Бюиссон, Клаудиа Кардинале, Виржини Картон, Жерар Шалиан, Франсуаз Шандернагор, Жан-Люк Шоплен, Грегуар Колен, Жан-Франсуа Колосимо, Коста-Гаврас, Борис Цирюльник, Одри Дана, Ксавье Даркос, Жан-Пьер Дарусен, Анаит Дассе Тер-Месропян, Дидье Декуен, Марина Дедеян, Арно Делаланд, Ален Делон, Оливье Делорм, Франсуа-Ксавье Демезон, Анаис Демустье, Эрик Денесе, Негар Джавади, Карим Дриди, Мишель Дрюкер, Ален Дюо, Ален Дюкас, Жан Дюжарден,  Венсан Дюклер, Атом Эгоян, Фредерик Энсель, Софи Фонтанель, Каролин Фуре, Тьерри Фремон, Лоран Годе, Ив де Голь, Лоран Герра, Франц-Оливье Гизбер, Изабель Джордано, Тьерри Годар, Робер Гедигян, Мишель Хазанавчус, Лоран Эрбиет, Патрик Эрнандес, Нэнси Хьюстон, Александр Жарден, Пьер Жюде де ла Комб, Мишель Кан, Нелли Каприелян, Робер Кешишян, Арсине Ханджян, Эли Клейман, Ришар Лабевьер, Александра Лапьер, Камий Лоранс, Паскаль Лежитимюс, Жиль Леллуш, Клод Лелуш, Жан-Жак Леметр, Грегуар Лепренс-Ренге, Бернар-Анри Леви, Оливье Лусто, Матье Маденян, Бенуа Мажимель, Жан-Пьер Мае, Кристиан Макарян, Вардан Мамиконян, Бруно Мантовани, Мишель Мариан, Жерар Мейлан, Жак-Ален Миллер, Фредерик Миттеран, Оливье Монжен, Эрик Морен, Тибо де Монтегю, Вахрам Муратян, Лола Наймарк, Джессика Нельсон, Джеки Нерсесян, Вероник Ольми, Мишель Онфре, Эрик Орсенна, Фредерик-Жак Оссан, Бенжамен Пенамария, Рафаель Персонназ, Мишель Петросян, Патрик Пуавр д’Арвор, Жерар Пюллисино, Мишель Кент, Кристоф Рок, Жан Рено, Пьер Ришан, Анри Роанн-Розенблатт, Мюриель Робен, Александр Романес, Татьяна де Роне, Жан-Мари Руар, Жерар Сайан, Буалем Сансаль, Левон Саян, Жан Севиллия, Жибер Синуэ, Астрид Сираносян, Зинедин Суалем, Николя Стейль, Робенсон Стевенен, Пьер-Андре Тагиефф, Бертран Тавернье, Ив Тернон, Ален Терзян, Сильвен Тессон, Марк Тигран, Ара Торанян, Валери Торанян, Розальба Торрес, Филипп Торретон, Тьерри Вандом, Мари Вермийяр, Марен де Вири, Шарль Вильнев, Филипп Вельш, Исмахан Якини, Тигран Егавян, Бенуа Ивер, Коринн Зарзаваджян, Пьер Зиаде. 

 Оригинал письма на французском языке можно прочитать на сайте Le Figaro.

статью прочитали: 950 человек

Комментарии 

Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь

Праздники сегодня

© 2009-2021  Создание сайта - "Студия СПИЧКА" , Разработка дизайна - "Арсента"