быстрый поиск:
популярные материалы  
 
13.04.10   Редакция

Траур

(22)
 
11.04.10   Редакция

Алё, армия не слышит

(1)
 
10.04.10   Название проекта

Рейд на Констанц. Глава шестая

(3)
 
09.04.10   Название проекта

Рейд на Констанц. Глава пятая

(1)
переводика рекомендует  
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
 
переводная статья
опубликовано редакцией на Переводике 11.04.10 15:12
скаут: Yennefer; переводчик Yennefer; редактор vlom; публикатор: Юра (Efimytch)
   
 

Алё, армия не слышит


Мы, Первая бригада... *
Рис. Томаша Волошина

Наша армия – это немой

Раскрытая недавно коррупционная афера в Министерстве обороны, касающаяся, в ряду прочего, «договорного» тендера на новые системы связи в польской армии – это только верхушка айсберга. В течение нескольких лет ведётся тихая, но жестокая борьба за большие бабки. А ставка в этой борьбе – в том числе и безопасность наших солдат, принимающих участие в военных операциях.

В 1983 году, на секретном совещании объединённого командования стран Варшавского договора в Москве было принято решение о введении совершенно новой системы связи, так называемой тропосферной, разработанной на основании новаторских решений советских учёных. В ней было использовано для передачи информации явление отражения радиоволн от верхних слоёв атмосферы. Само явление отражения было известно и раньше. Новаторство заключалось в создании интегрированной сети баз, снабжённых суперсовременными тогда приёмопередающими устройствами, работающими в коротковолновом диапазоне, то есть, говоря обычным языком, трудное для обнаружения врагом техническое чудо.

Система, обозначенная шифром БАРС, была запущена в 1987 году. Она состояла из 26 узлов связи, обеспечивающих связь в 29 направлениях. Она позволяла поддерживать связь командного центра в Москве с другими странами Варшавского договора, а также с советскими подводными лодками в Атлантическом океане. Она предназначалась, прежде всего, для проведения возможной ядерной атаки.

На территории Польши было построено 7 суперсекретных узлов, обслуживаемых специалистами из страны Советов. Все объекты были укрыты глубоко под землёй, снабжены автономными системами жизнеобеспечения, благодаря которым можно было находиться на них как минимум несколько месяцев без необходимости выходить на поверхность. Трёхэтажные бункеры были построены на специальных антивибрационных подвесках. Над ними, на поверхности, рос лес. О масштабе секретности проекта говорит тот факт, что базы, размещённые в Польше, были обозначены только на одной карте, находящейся в Генеральном штабе Войска Польского, с которой была знакома только верхушка командования. Система поработала недолго, так как в июле 1991 года Варшавский договор был окончательно расторгнут. Объекты на территории страны приняло Министерство обороны. Отсутствие воображения, соединённое с ожесточённой русофобией тогдашних властей, привело к тому, что армия быстро покинула эти базы, несмотря на то, что русские, уходя, оставили нам их полное оборудование. Руководство МО аргументировало это тем, что содержание объектов требует больших финансовых расходов, а интегрированная система потеряла смысл своего существования после расторжения Варшавского договора. Кроме того, БАРС был бякой, объясняло оно, так как был нацелен в ныне братские страны НАТО. Мимо ушей пропускались аргументы польских военных и гражданских специалистов по связи, что система – это одно, а уникальная техника – это другое, и что нужно продолжать работы по её совершенствованию.

Сегодня наша армия располагает только одной из этих баз. В Ленжице возле Вейхерово находится пункт связи и наблюдения PŁ-1, подчиняющийся Центру телеинформационной поддержки и командования Военно-морского флота. По-видимому, на флоте у кого-то оказалось больше воображения. Остальные объекты были полностью разворованы, так как никто не позаботился об их охране. В бункерах в Липянке МОНАР (организация, борющаяся с наркоманией. – прим. перев.) устроил центр лечения от наркозависимости. Остальные до сегодняшнего дня – это сплошные развалины.

Тропосферная связь с успехом используется и сегодня. О её сугубо военном назначении свидетельствует факт, что в странах, входящих в НАТО (где её обозначают шифром DX), применение этой связи гражданским радиолюбителям запрещено. Зато её с успехом используют сомалийские пираты, потому что её трудно подслушать и создать помехи. Я знаю и о том, что работы над связью DX ведутся в нескольких польских технических вузах. Благодаря ей можно не только передавать секретные данные, но и вести точную рекогносцировку местности. Только получается так, что достижения наших специалистов и подаваемые ими патентные заявки не замечают в Управлении планирования систем командования и связи МО. Министерство предпочитает американские технологии, хоть их внедрение требует не только значительных финансовых расходов, но и полной модернизации систем связи, что, конечно, связано с прибыльными контрактами для изготовителей. Например, известная по недавней афере система «Линк16» может применяться только в американских истребителях Ф-16, и то при участии самолётов-радаров АВАКС и наземных баз.

В Польше были разработаны как минимум два проекта, базирующиеся на тропосферной связи, которые без больших издержек можно было бы адаптировать к стандартам НАТО. Но проамериканское лобби так сильно, что оно блокирует отечественную техническую мысль. Они не только хороши, но и дёшевы, и, притом, не позволят заработать на посредничестве. Больше я пока написать не могу, чтобы не нарваться на обвинение в нарушении государственной тайны. Но не секрет, что ещё в 2003 году польский контингент в Ираке с успехом использовал модифицированные, размещённые на автомобилях станции тропосферной связи. Хоть снаряжение наших солдат, участвующих в этой миссии, было очень плохим, именно это оборудование заслужило признание со стороны американских союзников. До 2005-го года в МО действовала бумага под названием «Перечень военных специальностей и критериев отбора призывников на эти специальности», являющаяся приложением к министерскому распоряжению принципах призыва в армию. За номером 10580 там фигурирует «обслуживание станции тропосферной связи». Сейчас армия у нас профессиональная, и специалистов уже не ищут. Зато элементы такой станции можно купить через интернет.

Тропосферной связью пользуются россияне. В 2007 году, пользуясь этой системой на одном из полигонов, они запустили баллистическую ракету РС-1 2М «Тополь» (по классификации НАТО – SS-25 Sickle) и ещё кое-что, о чём не говорилось. Это были тренировки, направленные на вероятное преодоление противоракетного щита.

Польские солдаты в Афганистане попадают в засады и погибают, потому что у них нет ни старых, ни новых систем стратегической связи. В 2008 году министерство обороны отменило тендер на американский «Линк», потому что расходы были слишком высоки.

Патриотам напомню, что уже маршал Пилсудский называл связь не только ахиллесовой пятой, но и «раззявленной п..дой» армии. Всегда можно использовать тамтамы, дымовые знаки и голубей.

* Песня Первой бригады польских легионов под командованием Ю. Пилсудского. – прим. перев.

Перевод с бумажного оригинала
Скан 1

Скан 2

Читали: 1238

обсуждение  
   
обсуждали: Редакция (1) всего
1
сообщений
   

обсудить
 

Загружается, подождите...
Межрегиональная общественная организация "Вече"
Помогите спасти ребенка!

© 2001-2009 «Битрикс», «1С-Битрикс». Работает на 1С-Битрикс: управление сайтом.