Что Центральная Европа в действительности думает о России
Иван Крастев (IVAN KRASTEV) APRIL 27, 2015
SOFIA, Bulgaria —Это было всего только десятилетие назад, когда Центральная Европа была, в американском воображении (по определению Дональда Рамсфельда) - “Новой Европой”, собранием небольших героических, свободолюбивых государств, самых лояльных союзников Америки. Вашингтон привел их в НАТО, под защиту от ближневосточной нестабильности и российского экспансионизма. Сегодня, однако, такое восприятие центральноевропейских государств в значительной степени изменилось. Многие опасаются, что часть этих смелых, стратегически жизненно важных государств стали троянскими конями Москвы в Западных альянсах.
Готовность чешского президента, Милоша Земана, посетить военный парад в Москве на праздновании 70-й годовщины советской победы над нацистской Германией , событие, бойкотируемое главами государств Запада, была широко воспринята как символический разрыв с Западной ориентацией Центральной Европы. (После интенсивного давления, г-н Земан отказался от присутствия на параде, но не от самой поездки.)
Одновременно с этим, венгерский премьер-министр, Виктор Орбан, сигнализировал, что его правительство может заблокировать предполагаемое создание европейского энергетического союза, основной пункт стратегии Брюсселя по уменьшению влияния России в регионе.
Кроме того, появляется всё больше свидетельств того, что несколько центральноевропейских правительств используют текущий кризис в отношениях Запада с Россией как возможность получить экономические преференции от Москвы, они критикуют антироссийские санкции в надежде получить инвестиции и лучшие цены на газ.
Так что, Москва преуспела в том, чтобы разделить Центральную Европу на пророссийский и антироссийский лагеря? И сможет ли текущее согласие Европейского союза по России — да и сам ЕС — пережить следующие несколько лет под таким напряжением?
Чтобы ответить на эти вопросы, политические ученые мужи должны выбросить за борт клише, которые сформировали представления Запада о Центральной Европе за эти последние несколько десятилетий. Поведение центральноевропейских правительств и обществ сформировано событиями их посткоммунистического перехода и вновь открытым осознанием их национальных интересов, а не воспоминаниями о коммунистическом периоде.
География и экономические интересы пересиливают исторические воспоминания. Жители Центральной Европы экономически более тесно связаны с Россией, чем остальная часть ЕС; из-за этого они платят намного более высокую цену за режим санкций. Также не является тайной то, что российские деньги пропитали часть деловых и политических элит в посткоммунистических странах. Но вот то, что центральноевропейская “улица” действительно думает о текущем кризисе, является вопросом, который редко задают, но на который абсолютно жизненно важно ответить.
Рассмотрим общественное мнение в двух центральноевропейских странах с исторически противоположными представлениями о России: Польше и Болгарии.
Польша - европейская страна среднего размера, которая справедливо полагает, что извлекла существенную выгоду из краха Коммунизма и что её голос имеет вес в Европейском союзе. Поляки традиционно относились с недоверием к амбициям России. Они осуждают режим президента Владимира Путина как жестокий и опасный. Опрос, проведённый в прошлом месяце Институтом общественных связей (Institute for Public Affairs) в Варшаве, показал, что поляки рассматривают кризис на Украине как прямую угрозу их безопасности.
Болгария – тоже член НАТО и Европейского союза, но её опыт постхолодновоенного развития был намного более проблематичным, чем польский: он может быть расценен как угодно, но только не как успешный.
А учитывая относительную близость страны к Ближнему Востоку, не удивительно, что у большинства болгар есть больший страх перед турецкой гегемонией и так называемым радикальным исламом, чем в отношении российской агрессии.
Согласно опросу Alpha Research, проведенному одновременно с польским, большинство болгар не чувствуют войну на Украине как большую угрозу, и аннексия Крыма едва ли сильно изменила их в общем позитивный взгляд на Москву. Фактически, в кризисе на Украине, болгары склонны обвинять Америку, а не Россию.
Что здесь интересно, так это то что, несмотря на польские опасения по поводу России, большинство поляков выступает против поставок оружия на Украину, и еще более многочисленное большинство отказывается позволить украинцам свободно перемещаться в Европейском союзе. Столкнувшись с конкретным выбором между Россией и Западом, подавляющее большинство болгар выбирает Запад и более 70 % считают Брюсселе-центричную внешнюю политику их правительства “сбалансированной и разумной”.
Как объяснить такой разрыв? Почему пророссийски настроенные болгары готовы следовать за Брюсселем и антироссийски настроенными поляками, и не готовы следовать за Вашингтоном?
Ответ может быть менее парадоксальным, чем мы представляем. У поляков есть понятные сомнения относительно гарантий безопасности, предложенных НАТО и Европейским союзом. Эти сомнения коренятся в их трудной истории с западными гарантиями безопасности и очевидном страхе Польши столкнуться с российской угрозой в одиночку. Кроме того они уже обожглись на их поддержке войны Америки в Ираке.
А болгары, в это время, симпатизируют русским, и это происходит именно потому, что они хорошо знакомы со способами действий Москвы, и они не считают, что режим Путина использует их как модель поведения.
Болгары разделяют большую часть обычного российского возмущения Западом. У них нет энтузиазма по поводу политики санкций; они косвенно пострадали от западных санкций, наложенных на их соседа, Югославию, два десятилетия назад, и они справедливо подозревают, что конфронтация России с Западом не только повредит их экономике, но также и поляризует внутриполитическую ситуацию в стране.
Кроме того они знают, что если Россия преуспеет в своих усилиях расколоть Европейский союз, то больше всех от этого проиграют небольшие государства на находящиеся периферии старого Континента, Россия может быть и возродится, но режим г-на Путина - коррумпированный и репрессивный.
Мы не должны, вероятно, прямо экстраполировать ситуацию в двух странах на все центральноевропейские общества. И тем не менее, и поляки и болгары испытывают схожие ощущения: хотя Запад может быть и не заслуживает полного доверия, но предложения Москвы не являются жизнеспособной альтернативой ему.
Таким образом, при том что кризис на Украине вряд ли сблизит Европу и Америку, попытка Москвы раколоть Европейский союз, вероятно, потерпит неудачу.
Иван Крастев - политолог, председатель софийского Центра либеральных стратегий, научный сотрудник венского Института гуманитарных наук
статью прочитали: 1278 человек
Комментарии возможны только от зарегистрированных пользователей, пожалуйста зарегистрируйтесь