Силки для балтийских «тигров»
Если в конце весны пессимизм ещё был превалирующим настроением среди всевозможных предсказателей нашего экономического будущего, то в конце лета и в начале осени всё больше и больше стало слышаться разговоров о скором завершении рецессии и начале восстановления мировой экономики.
Правда, оговорюсь сразу же: почти все оптимисты пророчат трём бывшим балтийским «тиграм» ещё три года экономического забвения и последующего медленного роста. Всё! Чудо для нас, дорогие прибалты, закончилось, начинается реалия того мира, в который нас тащили последние восемнадцать лет. Мы выполнили своё дело по уничтожению конкурентоспособной экономики своих стран,продали за кредиты свою независимость. Теперь нам будут очень долго говорить о том, что либерализм — это прежде всего конкуренция индивидов, в которой выживает сильнейший, что наши ошибки — это только наши ошибки, а не чей-то злонамеренный обман.
Естественно, все скоро забудут мудрые советы МВФ и хвастливые «спичи» наших политиков, рассказывающих на всевозможных форумах об экономических чудесах стран Балтии. Один из таких рассказчиков, возведённый за примерную службу идеалам рыночной экономики в ранг экономического советника президента Грузии, историк Март Лаар. Он до сих пор без стыда хвастается своими экономическими достижениями как в Эстонии, так и в процветающей Грузии. Жаль, грузины об этом ничего не знают, а так поставили бы господину Лаару памятник как самому великому экономическому волшебнику всех времён и народов. Ведь волшебники делают чудеса.
Этот же, с позволения сказать, волшебник в недавнем онлайн-интервью на одном эстонском портале, критикуя прогрессивную систему налогообложения, заявил, что он отмечен премиями за разработку налоговой системы Эстонии.
Налоговая система в Эстонии и вправду чудесная. В Эстонии подоходный налог с частного лица всего 22 процента, а с юридического — 26 процентов, но при этом нераспределённая прибыль не облагается налогом.
Другими словами, если капиталист не взял прибыль своего предприятия и не положил себе в карман наличными, а на эти деньги, скажем, купил себе виллу, проведя её по бухгалтерии как офисное здание, он сэкономит 26 процентов своему предприятию и 22 процента себе лично. Зато, помимо 22 процентов подоходного налога, простые люди со своей зарплаты ещё заплатят в магазине 20 процентов налога с оборота, а предприниматель, изъяв из вашей зарплаты, отдаст 13 процентов в больничную кассу и 10 процентов — в пенсионный фонд первой ступени (социальная пенсия).
Простой подсчёт показывает, как чудесным образом низкий подоходный налог превращается в 65 процентов реально изымаемых государством денег у простых наёмных работников и в 48 процентов реальной прибыли для капиталиста. Честное слово, господин Лаар имеет право на премию как великий волшебник. И заметьте, никакого обмана, просто экономическое чудо, помноженное на социальную справедливость со звериным оскалом свободного капитализма. При этом наш волшебник не перестаёт лицемерно восхищаться социальной политикой скандинавских стран, где существует прогрессивное налогообложение, и сожалеть о том, что в Эстонии социальная защищённость одна из самых низких в ЕС.
А вот ещё одно чудо социальной политики Эстонии — материнская зарплата. Настоящий пример чудесного социального равенства. Несмотря на кризис, эстонские политики, заботясь, естественно, о благе своего народа, повышают максимальный предел так называемой материнской зарплаты, которая в Эстонии тем выше, чем выше зарплата матери на момент родов.
Учитесь, господа, 10 процентов матерей, естественно, лучших матерей нации, получают треть всех выделяемых на материнскую зарплату денег, ещё 20 процентов матерей нации половину. Не забывайте, как в докризисные времена, так и в кризис самые высокие зарплаты — в государственном и в финансовом секторах. Наши политики лицемерно говорят, что выход из кризиса — это общее дело. Они заявляют: «Мы сокращаем государственных чиновников и экономим на своих зарплатах, поэтому и вы, учителя, пожарные, врачи, полицейские и рабочие, затяните пояса, вам тоже надо сократить зарплату». Но они и их жёны и мужья, переживут кризис, получая непропорционально большие деньги, сидя дома и воспитывая своих чад, пока простые люди будут корячиться на нескольких работах, пытаясь выплатить те кредиты, которые они им навязали. Вот хороший урок неразумному плебсу, не усвоившему, что либерализм — это конкуренция индивидов и чиновник — это тоже индивид, конкурирующий с другими индивидами, то есть с вами.
Самое страшное для меня как для жителя Эстонии то, что люди в Эстонии напуганы спровоцированной правительством так называемой бронзовой ночью. Они тихо, как настоящие «совки», сидят на кухне и ругают на чём свет стоит своё правительство. Ругают тихо, ибо эстонская полиция безопасности — очень реальная организация и может быстро объяснить, что такое эстонское экономическое чудо.
А вот в Латвии люди стараются сопротивляться, они не боятся выйти на улицу и объединиться в своём протесте, невзирая на национальность,но это глас вопиющего в пустыни. Политический истеблишмент чувствует себя вполне уверенно, его мало волнуют регулярные протесты граждан. Они исправно исполняют все требования МВФ, утверждая, что евро спасёт Латвию. И не замечают того, что латвийскую экономику и государство душат требования заграничных кредиторов. Эти требования не просто сокращают бюджет, сокращается образование, уничтожаются наука и культура, в прямом смысле исчезает медицинское обслуживание.
Складывается впечатление, что правительства балтийских стран, и не только Латвии, сложили с себя ответственность за происходящее в их государствах. Отдавна откуп свою родину и свой народ Международному валютному фонду, скандинавским банкам и международным финансовым спекулянтам.
Латвия перестала быть независимым государством. Этнократы-политики продали всех — и русских, и латышей, обманывая последних национальным фантомом. Протесты в обществе, которые объединили латвийцев, искусственно разделённых на латышей и оккупантов, тому подтверждение. Алчный правый либерализм, ставящий во главу не интересы общества, а интересы индивидуума, поощряя конкуренцию между людьми, разделяя их и создавая в их отношениях состояние «войны всех против всех», позволяет небольшой кучке политиканов и магнатов управлять людьми, промывая им мозги красивыми сказками. Неважно, о чём эти сказки, о демократии или об оккупации, главное, чтобы люди в них верили и не мешали избранным разделять и властвовать, приумножая свои богатства, невзирая ни на какие кризисы.
Но латвийцы, став перед реальностью лишиться элементарных вещей, присущих современному обществу, быстро трезвеют от этих сказок, быстро понимают, что кризису и власть имущим могут противостоять не индивиды, а общество.
Летом прошлого года литовские экономисты и политики рассказывали красивые сказки о сильной промышленно развитой экономике, благодаря чему Литве удастся избежать крутого спада. Банки наперебой завлекали людей, раздавая им кредиты на покупку необоснованно дорогой недвижимости. А Россия и Белоруссия были самыми злейшими врагами. И вот ещё одно экономическое чудо: Литва — лидер по спаду экономики — 20 процентов падения ВВП; банки не проявляют оптимизма и говорят, что так будет ещё долго и надо сокращать зарплаты, так как они, видите ли, очень высокие и не соответствуют уровню производства.
Год тому назад те же банки говорили людям: не бойтесь, берите кредиты, у вас нормальные стабильно растущие зарплаты, а экономика будет расти и расти. Люди верили банкам. Банки их обманули. И кто в этом виноват? — естественно люди. Ведь либерализм — это конкуренция. Конкуренция — война, а на войне все средства хороши, и главное из них — обман. Разве обмануть врага — это преступление?
Год назад Батькой и политикой Минска пугали так же, как в Древнем Риме Ганнибалом и Карфагеном. Государственный строй Белоруссии являлся оплотом чего-то страшного, чего-то вроде тоталитаризма; государственным чиновникам как представителям враждебного государства было запрещено въезжать в демократический Европейский Союз. И в принципе верно: ведь если государство не берёт кредиты у МВФ и не продаёт международным финансовым волшебникам свои богатства — это настоящий враг.
Но вот кризис, и многие государства для спасения своих экономик начали выкупать у частного капитала предприятия. И это те государства, которые заявляют о себе как об оплоте либерализма и рыночной экономики. Им ради выживания можно на время забыть и о роли частного капитала в экономике, и о конкуренции, и о либерализме. Это США, Англия, Германия — наши с вами учителя по свободной либеральной экономике. Сейчас они занимаются именно тем, чем до сих пор под страхом отказа от помощи МВФ и прочих финансовых «пряников» запрещено нашим странам.
А Батька делал и был «зверем» у ворот свободного мира, принявшего многое от Древнего Рима, в том числе легенды и систему управления «разделяй и властвуй». Но кризис и страх перед собственным голодным народом заставил политиковэтих государств — оплотов идеалов демократии и либерализма беспардонно вмешаться в свободную рыночную экономику и выкупать предприятия у алчных капиталистов.
Однако государственные чиновники этих стран не способны эффективно управлять всем этим богатством. Белоруссия — единственная страна в Европе, которая сохранила и приумножила опыт государственного управления экономикой, теперь её опыт и опыт её чиновников для стран свободного либерализма бесценен. Но пускать Лукашенко в Европу страшновато: а вдруг он своим неподкупным искренним диктаторским обаянием развеет чары либерализма? Вдруг люди скажут, что им надоела война всех против всех, и они вместо того, чтобы конкурировать друг с другом, захотят жить, растить детей и вместе приумножать богатство своей страны. Вот и пустили Батьку на лабораторный полигон «Литва». И судя по тому, как его принял и народ, и бизнес, и государство, стоит задуматься: а чего же хотят литовцы?
Президент Белоруссии не сахар, но надо отдать ему должное: социальное напряжение в его стране гораздо ниже, чем в тех же недавно образцово-показательных странах Балтии. Если читать экономические новости трёх балтийских государств, то бросаются в глаза новости агропромышленного комплекса Литвы. Не углубляясь во все его проблемы, можно констатировать факт: сельское хозяйство, следовательно, и деревня, и люди, живущие на земле, ещё сохранилось. А ведь крестьянство — соль нации, то звено, которое связывает индустриальное, а в иных государствах и информационное общество со своей землёй. Литовцы это понимают, они стараются сохранить свои корни, которые безжалостно выкорчёвываются в Латвии и в Эстонии.
Но вернёмся к мировому кризису. Почти год нам рассказывали о мыльных пузырях мировой экономики. Главы государств и их министры собирались на всевозможных экономических форумах и рассказывали нам о мерах по выходу из кризиса и механизмах предотвращения надувания финансовых пузырей, — и что в итоге? Летом фондовые индексы словно с цепи сорвались, понеслись ввысь к заоблачным показателям. Акции дорожают по всему миру. Индекс Dow Jones вырос за лето почти на 1200 пунктов, примерно 18 процентов, и это в США, где несколько недель назад президент Обама просил у конгресса дополнительные ассигнования на поддержку обанкротившихся финансовых и промышленных гигантов, где дефицит бюджета бьёт все рекорды. Европа старается не отставать от своего «старшего брата»: при росте безработицы и падении производства растут цены на акции. Непонятно, как такое может быть, покажите те предприятия, которые увеличивают рабочие места, увеличивают свою прибыль и доходность; таких предприятий мизер, а акции растут повсеместно.
Прибалтика и здесь показательный пример. В регионе, где падение ВВП 18–20 процентов, безработица растёт, прибыль предприятий, например в Литве, сократилась на 94 процента, а балтийский фондовый индекс после своего кризисного падения вырос на 80 процентов. В свою очередь аналитики шведских банков заявляют, что ВВП в Эстонии упал до уровня 2006 года, производство — до уровня 2004 года, а зарплаты сохранились на уровне 2007 года, и предлагают выход: надо сокращать зарплаты. Правда, выросшие за это время цены и налоговая нагрузка в расчёт не берутся.
Ещё можно понять рост фондового рынка стран, чьи экономики напрямую зависят от экспорта сырья, например в России. Начиная с февраля цены на нефть выросли на 80 процентов, и, естественно, доходы преобладающих в экономике нефтедобывающих компаний выросли. России, как ни странно, повезло с тем, что она к началу кризиса, оказалась всё-таки страной с сырьевой экономикой. Если бы в российской экономике преобладала индустриальная составляющая, кризис для России был бы гораздо страшнее. А так экономика России мягко приземлилась на нефть. Остаётся только надеяться, что лидеры государства Российского по уму воспользуются кризисом и смогут перестроить экономику, учитывая, в том числе, и недостатки так горячо восхваляемой в 1990-е годы либерально-рыночной экономики.
Этот кризис показал, что народ, живущий в России и не принявший постулат об индивидуализме и конкуренции индивидов, психологически гораздо легче переносит кризис, чем западный человек, который впадает в депрессию при малейшей опасности изменения в худшую сторону его экономического положения. Многие социологи объясняют это преобладанием в российском обществе общинных отношений. Однако надувается новый пузырь, и мировые политики разводят руками, оправдываясь законами свободной экономики. А когда этот пузырь лопнет и кризис пойдёт по второму витку и станет ещё больше банкротств и безработных, те же политики опять в беспомощности разведут руками, заявляя, что, мол, мы не виноваты, это мировой кризис. И естественно, те, кто сейчас зарабатывают баснословные барыши на бирже, тоже окажутся невиновными, ведь они победили в конкурентной борьбе, а победителей, как известно, не судят.
Впереди осень, а затем зима, нас опять пугают стодолларовой ценой за баррель нефти. Поговаривают об энергетическом кризисе в Европе. Какой выход из того тупика, в который нас завели национальные политики-этнократы, пока не ясно. Однако точно можно сказать, что до тех пор, пока в балтийских государствах, и особенно в Латвии и Эстонии, общество будет разделено по национальному признаку, политическая элита, играя на национальных противоречиях, будет помогать крупному капиталу выжимать из нас всё до последнего цента или сантима.
Вышел в свет очередной номер журнала «Балтийский мир». Журнал российских соотечественников Прибалтики «Балтийский мир» стал явлением для Русского мира Латвии, Литвы и Эстонии. Это единственный общественный журнал на русском языке, распространяющийся в странах Балтии. Правительственная комиссия по делам российских соотечественников, проживающих за рубежом РФ, оказывает финансовую поддержку подписки на журнал "Балтийский мир" в размере 100%. Для того что бы вы могли получать каждый номер журнала, вам достаточно обратиться в любую из организаций соотечественников и договориться о том, чтобы вас внесли в список получателей журнала.
Стилистика, орфография и пунктуация оригинала сохранены, просьба к читателям - не сигнализировать об ошибках в этой статье - прим. ред.
Читали: 655
| |
|
| обсуждали:
leogar (5), Regards (4), ЛК6743 (3), vlom (2), Gabitus (2), Исполнитель (2), askanor (2), Редакция (1), карамба (1), leloup (1), molten (1), Asgard (1), SSB (1), Back to KGB (1) |
всего 27 сообщений |
| |
|
|
|