быстрый поиск:
популярные материалы  
 
26.01.10   Название проекта

А вы говорите - дети...

(15)
 
22.01.10   Редакция

Отходы торжеств

(17)
 
21.01.10   Редакция

Еврейский Гений

(14)
переводика рекомендует  
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
 
переводная статья
опубликовано редакцией на Переводике 21.01.10 14:08
скаут: sverit; переводчик sverit; редактор Юра (Efimytch); публикатор: Юра (Efimytch)
   
 

Еврейский Гений

Представляем вашему вниманию нашумевший в некоторых кругах доклад американского учёного, прочитанный им в 2006 году в городе Герцлия, Израиль, который, будь он посвящён какой-либо другой нации, несомненно бы подвергся обвинениям в нацизме и пропаганде расизма и национальной исключительности. Редакция "Переводики"

Чарльз Мюррей - стипендиат компании W.H. Brady Американского института Предпринимательства и автор недавно изданной монографии: "A Plan to Replacethe Welfare State" («План возвращения к государству всеобщего процветания», 2006 г.). Эта статья была адаптирована для представления на ежегодной конференции в Герцлии, Израиль, в январе 2007 г.

С самого первого своего издания, в 1945 году, "Комментарий" опубликовал сотни статей о евреях и иудаизме. Как и следовало ожидать, они охватывают всевозможные важные аспекты этой темы. И, тем не менее, существует лакуна: нет темы, касающейся некоторой завуалированной части Иудаики. "Комментарий" никогда не публиковал систематическое обсуждение одной из наиболее очевидных тем: экстравагантное представительство евреев, по сравнению с их числом, в элите искусства, науки, права, медицины, финансов, предпринимательства и СМИ.

У меня имеется личный опыт, связанный с нежеланием евреев говорить об этом еврейском достижении - мой соавтор, покойный Ричард Гернштейн (Richard Herrnstein), мягко сопротивлялся пунктам по еврейскому IQ, о включении которых я настаивал при написании книги "Кривая нормального распределения" (1994 г.).

Как история, так и современное возрождение антисемитизма в Европе, объясняют причины такого нежелания. Но еврейские достижения представляют собой важный и увлекательный рассказ. В последнее время ряд исследований расширяет наше понимание причин возникновения этих достижений.

И вот, в этой работе, ирландско-шотландский гой из Айовы, попытается изложить свою версию. Я охватываю три темы: хронологию и характер еврейских достижений, уделяя особое внимание культуре и науке; повышенный еврейский IQ в качестве пояснения достижений и современные теории о том, каким образом евреи приобрели повышенный IQ.

С 800 года до нашей эры и до конца первого тысячелетия нашей эры у нас есть лишь два примера крупных еврейских достижений, и ни одно из них, строго говоря, не относится к области исключительно сферы искусства или науки.

Но что это за пара!

Во-первых, была полностью реализована концепция единобожия, выраженная через одну из литературных сокровищ мира - Древнееврейскую Библию (Тору). Она (Тора) не только заложила основу для трёх великих религий, но и, как описывает Томас Кахилл в "Дарах евреев" (1998 г.), представила взгляд на значение жизни человека и природу истории, определяющий центральный элемент современного восприятия мира.

Второе достижение, не часто рассматриваемое как только еврейское, но, несомненно, установленное - это христианская теология, выраженная в Новом Завете - достижение, которое отразилось в каждом аспекте западной цивилизации.

Но религиозная литература является исключением. Евреи не появляются в анналах философии, драматургии, изобразительного искусства, математики или естественных наук в течении восемнадцати веков, со времён Гомера до конца первого тысячелетия нашей эры, когда столь многое происходит в Греции, Китае и Южной Азии. Неясно, в какой степени это реально отражает существовавшее положение вещей - из-за отсутствия активности или - отсутствия архивно-исторических записей. Например, лишь немногие учёные Средневековья упоминаются в самой истории науки, и никто из них не был евреем. Но, когда Джордж Сартон в своём монументальном "Введение в Историю Науки" (1927- 48 гг.) сосредоточил мощный объектив на Средневековье, он обнаружил, что 95 из 626 известных учёных, работавших где-либо в Мире с 1150 до 1300 гг., были евреями - то есть - составили 15 процентов от общего числа учёных, что намного превышает процент еврейского населения на Земле в этот период.

Как могло произойти, что вышеупомянутый период совпадает с жизнью самого известного еврейского философа Средневековья - Маймонида (1135-1204 гг.), не говоря уже о других, менее известных, еврейских поэтах, филологах, религиозных мыслителях, учёных, врачах, и придворных чинах Испании в "Золотой век", а также - блестящих толкователях и раввинатских законодателях Северной Франции и Германии. Но это лишь иллюстрирует сложность оценки еврейской интеллектуальной деятельности в тот период. Помимо Маймонида и нескольких других, эти мыслители, деятели культуры и художники не имели столь ощутимого влияния на ход истории и культуры за пределами еврейского мира.

По большому счёту, это обстоятельство значительно сохранялось в эпоху Возрождения и за её пределами. При написании книги "Достижения Человечества" (2003 г.), я составил реестр "знаковых персон" в области искусства и науки, которые определяются как люди, упоминаемые, по меньшей мере, в половине важных исторических событий в своих областях. С 1200 до 1800 гг. среди тех знаковых персон было лишь семь евреев, и только двое были достаточно важны и широко признаваемы до сих пор: Спиноза и Монтень (чья мать была еврейкой).

Редкое представительство евреев в период расцвета европейского искусства и науки нетрудно объяснить. Они систематически исключались из жизни как законодательными ограничениями на профессиональную деятельность, так и путём дикой социальной дискриминации.

Затем пришла правовая эмансипация (начавшаяся в нескольких странах в конце 1700-х годов и завершившаяся в Западной Европе к 1870 г.), и с ней началась одна из самых удивительных историй среди каких-либо этнических групп в период развития человечества.

Как только еврейские дети, рождённые в период правовой эмансипации, успели войти во взрослую жизнь, они стали появляться в первых рядах искусств и наук. За четыре десятилетия - с 1830 по 1870 год, когда первые евреи жившие в период правовой эмансипации достигли сорока лет- возникло 16 значительных еврейских фигур. В последующие четыре десятилетия с 1870 по 1910 г. это число возросло до 40. В течение следующих четырёх десятилетий, 1910-1950 гг., несмотря на одновременное уничтожение европейского еврейства, количество значительных еврейских фигур фактически утроилось до 114.

Чтобы получить представление о плотности достижений, которые эти цифры представляют, я сосредоточусь на 1870-x годаx, когда во всей Центральной и Западной Европе была достигнута правовая эмансипация. Каким образом сопоставить действительное количество "знаковых персон" с ожидаемыми пропорциями еврейского населения в Европе и Северной Америке?

С 1870 по 1950 год, еврейское представительство в литературе в четыре раза превышает число, которое можно бы было ожидать. В музыке - в пять раз. В изобразительном искусстве - в пять раз. В биологии - в восемь раз. В области химии - в шесть раз. В физике - в девять раз. В математике – в двенадцать раз. В философии - в четырнадцать раз.

Диспропорция между количеством еврейских достижений в области искусств и науки и ожидаемым количеством еврейского населения в мире продолжается и по сей день. Мой список заканчивается 1950 годом, но имеются и многие другие способы измерения, среди которых самым известным является Нобелевская премия. В первой половине 20-го столетия, несмотря на повсеместно сохраняющуюся социальную дискриминацию в отношении евреев во всём западном мире, несмотря на законодательные ограничения юридических прав, и, несмотря на Холокост, евреи получили 14 процентов Нобелевских премий в области литературы, химии, физики и медицины / физиологии.

Во второй половине XX века, когда Нобелевская премия стала присуждаться людям всего мира, эта цифра увеличилась до 29 процентов.

К настоящему времени, к XXI веку, евреи получили 32 процента Нобелевских премий. Евреи составляют примерно две десятых (0,2%) процента населения мира. Вы можете сами сделать сравнительный анализ.

Чем можно объяснить такие замечательные данные?

Полный ответ должен основывается на многих характеристиках еврейской культуры, но умственные способности (интеллект) должны быть в центре ответа.

Как было установлено с помощью тестов IQ, с того момента, как были проведены первые исследования среди евреев - евреи обладают необычайно высоким средним значением интеллекта, который измеряется тестами. (Многократно повторяемая история о том, что в начале XX века еврейские иммигранты в США в ходе испытаний показали низкий коэффициент умственного развития, является уткой.). Насколько высок IQ трудно точно определить, потому что в имеющихся исследованиях тесты среди евреев редко бывают совершенно представительны.

Но в настоящее время принято, что средняя оценка IQ где-то в диапазоне от 107 до 115. Остановимся на 110, как компромиссном, усреднённом варианте.

Средняя "норма" значения IQ для американского населения составляет 100, со стандартным отклонением до 15. Если еврейская средняя "норма" 110, математическое нормальное распределение указывает, что в среднем евреи в 75-ом процентильном эквиваленте (человек, набравший в тесте X баллов, получает процентиль, который считается как процент от количества всех участников тестирования [количества людей, набравших балл меньший X, плюс половины количества людей, набравших балл равный X]).

Лежащая в основе тестирования закономерность о полном IQ показывает, что в последовательно взятых образцах - тестах на IQ - евреи средние только в тестах IQ, измеряющих пространственно-визуальные навыки, но показывают чрезвычайно высокие результаты в тестах, которые измеряют вербальные и рассуждающие навыки.

Групповой средний интеллект важен для объяснения результатов, таких, как средний уровень образования или средний доход. Ключевым показателем для прогнозирования исключительных достижений (таких как Нобелевская премия) являются исключительные умственные способности. Рассмотрим оценки IQ от 140 и выше, обозначающие уровень интеллекта, который может позволить людям успехи в таких областях, как теоретическая физика и чистая математика. Если средняя еврейская IQ составляет 110, а стандартное отклонение составляет 15, то процент евреев с IQ 140 и выше в шесть раз больше пропорциональной доли всех остальных. Дисбаланс по прежнему продолжает расти для ещё более высокого IQ. Система государственных школ Нью-Йорка, для лучшего администрирования использовала систему письменных IQ тестов при оценке всех своих учащихся. В 1954 году психолог использовал результаты этого теста для выявления 28 детей в государственных школах Нью-Йорка с результатами измерений IQ 170 и выше. Из 28 детей, 24 были евреями.

Одного исключительного интеллекта не достаточно, чтобы объяснить причину исключительных достижений. Такие качества, как воображение, честолюбие, настойчивость и любознательность являются решающими в разделении просто умных от весьма продуктивных. Роль интеллекта хорошо выражена в аналогии, которую много лет назад предложил мне социолог Стивен Голдберг:

- интеллект играет ту же роль в решении интеллектуально сложной задачи, что и вес, в нападении, в Американском футболе. Тяжеловесный нападающий не обязательно является лучшим. В действительности, соотношение между весом и производительностью среди нападающих НФЛ, вероятно довольно низкое. Но все они весят более 300 фунтов.

Так и с интеллектом. Принимаются во внимание и другие вещи, но вы должны быть очень умны, чтобы иметь хотя бы шанс достичь больших успехов. Несомненно, у случайно выбранного еврея есть более высокая вероятность обладания должным уровнем интеллекта, чем у случайно выбранного члена любой другой этнической или национальной группы.

Ничего из того, что я представил здесь до этого момента, с научной точки зрения не является спорным. Краткий очерк непропорционально высоких еврейских достижений в области искусства и науки с XVIII века, реальность повышенного еврейского IQ и связь между этими двумя данными не может быть опровергнута посредством фактов. И вот мы пришли к серьёзному вопросу:

Как и когда появился этот повышенный еврейский IQ?

Здесь дискуссия должна принять теоретический характер. Генетикам и историкам ещё предстоит собрать воедино части этой головоломки, и есть ещё много места для разногласий.

Я начну с предположения, что высокий еврейских интеллект основывается на генетике. Уже не оспаривается тот факт, что интеллект Homo Sapiens является в значительной степени наследственным. В течение последних двух десятилетий, было также установлено, что такие очевидные внешние факторы, как высокие доходы, книги в доме и чтения родителей детям не являются столь существенными, как можно было бы ожидать. "Достаточно хорошая" внешняя среда имеет важное значение для воспитания интеллектуального потенциала, но требования в отношении понятия "достаточно хорошая" не являются высокими. Даже самая лучшая окружающая среда добавляет всего лишь несколько стежков к просто хорошей окружающей среде. Известно также, что дети, усыновлённые при рождении не достигают прогнозируемого IQ своих приёмных родителей.

Говоря другими словами, у нас есть хорошие основания предполагать, что нееврейские дети, выросшие в еврейских семьях не получают еврейского интеллекта. Поэтому я считаю, что что-то в генах, объясняет повышенный еврейский IQ. Этот вывод не является логически необходимым, но, учитывая то, что мы знаем о наследуемости и воздействии внешней среды на интеллект в организме человека, как биологического вида, это очень правдоподобно.

Два возможных объяснения еврейского генофонда в пользу высокого интеллекта настолько очевидны, что многие люди предполагают, что они верны:

- отбор путём преследования (только самые умные евреи и выжили, и остались евреями)

- женитьба на "мозгах" (учёные и дети учёных были социально желательными супругами).

Я тоже думаю, что оба объяснения должны играть определённую роль, но какую роль - вопрос остаётся открытым.

В случае отбора путём преследования, такая логика - это палка о двух концах. Да, те, кто остался верующим евреем на протяжении бесконечных преследований, сделали самостоятельный выбор приверженности иудаизму, и, также, роль образованности в этой приверженности, вероятно, означает, что интеллект является одним из факторов для самостоятельного выбора. Дальновидность и предусмотрительность, те что идут в паре с интеллектом, могут также иметь некоторую ценность для выживания (например, в предвидении погромов), хотя и не очевидно, что их эффект будет достаточно велик, чтобы многое объяснить.

Когда казаки вырезали город, вид интеллекта, который ведёт к успеху в бизнесе или раввинской проницательности не помогли бы. Напротив, наиболее успешные люди, скорее всего, легко могли стать жертвой в силу того, что более заметны, как цели и вызывают больше зависти. Кроме того, другие группы, такие, как цыгане, подвергались преследованиям на протяжении веков не развивая повышенный интеллект. Внимательно рассмотрев отбор путём преследования, видим, что его логика не столь убедительна, как это может показаться на первый взгляд.

Ну а что можно сказать в пользу теории - женитьба на "мозгах"?

" Мужчина должен продать всё, чем он владеет, для того, чтобы жениться на дочери учёного, а также выдать замуж за учёного свою дочь" - советует Талмуд (Pesahim 49a). Учёность действительно имела высокий социальный статус и привлекательность во многих еврейских общинах до ( и после) предоставления свобод. Такое сочетание могло бы быть эффективным: женив детей учёных на детях успешных купцов, евреи могли эффективно соединить способности в области абстрактной интеллектуальной деятельности со способностями практического интеллекта.

Однако, опять же, трудно прояснить более конкретно: какой эффект это может иметь. Существуют достаточно убедительные аргументы в пользу того, что богатые купцы на самом деле весьма неохотно доверяли своих дочерей нищим и "не от мира сего" учёным. Не ясно также, насколько коэффициент рождаемости учёных или их число были достаточно высокими и оказывали серьёзное влияние на интеллект. Привлекательность "мозгов" для потенциальных партнёров в браке, безусловно, сыграло определённую роль, но в очередной раз повторюсь, ещё не собраны данные для оценки: какую количественно роль?

На этом фоне неопределённости в 2006 году в журнале «Биосоциал Сциенс» ("Biosocial Science" – «Наука Биосоциология») для объяснения повышенной еврейской IQ появилась "теория управления данными".

В статье под названием "История природы интеллекта евреев-ашкенази", физик Грегори Кохран (Gregory Cochran) и антропологи Джейсон Харди (Jason Hardy) и Генри Харпердинг (Henry Harpending) утверждают, что повышенный еврейский IQ ограничивается евреями-ашкенази Северной и Центральной Европы, и развивался в Средневековье, в первую очередь с 800 до 1600 гг. В анализе этих авторов, ключевым фактором, объясняющим повышенный еврейский интеллект, является профессиональный отбор. С тех пор, как евреи стали селиться к северу от Пиренее-Балканской линии около 800 гг., их профессиональную деятельность в большинстве случаев и в большинстве мест законодательно ограничивали профессиями, связанными с торговлей, финансами и ростовщичеством. Экономический успех во всех этих профессиях является гораздо более высокой составляющей в процессе отбора сильного интеллекта, чем успех в главном занятие неевреев, а именно: сельском хозяйстве. Экономический успех, в свою очередь, связан с репродуктивным успехом, поскольку повышение доходов означает снижение младенческой смертности, улучшение питания, и, в более общем плане, репродуктивную "приспособляемость организма к окружающим условиям".

Со временем, возросшая приспособляемость среди успешных приводит к сильному отбору когнитивных* и психологических качеств, которые ведут к тому, что приспособляемость интенсифицируется, когда существует низкий внутренний поток генов из других групп населения, как было в случае с ашкенази.

* Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации - прим. ред.

Сефарды и восточные евреи, т.е. те, что вышли с Иберийского полуострова, прибрежного Средиземноморья и мусульманского Востока в течение тех же столетий также занимались городскими профессиями. Но авторы приводят свидетельство того, что, как правило, они в меньшей степени были сконцентрированы в тех профессиях, которые влияли на процесс отбора сильного интеллекта и вместо этого чаще занимались ремёслами. Таким образом, повышенный интеллект не развивался среди сефардов и восточных евреев, о чём свидетельствуют результаты современных исследований в Израиле. Они показывают, что IQ неевропейских евреев примерно соответствует IQ неевреев.

Три автора завершают эту часть своей аргументации элегантным выводом, который связывает известные результаты тестов-испытаний профиля сегодняшних ашкенази с историческим опытом их предков:

"Предложенный селективный процесс объясняет пример умственных способностей у евреев ашкенази: высокие вербальные и математические способности, но относительно низкие пространственно-визуальные способности.

Вербальные и математические таланты помогали средневековым бизнесменам добиться успеха, а пространственно-визуальные способности являются неуместными".

Остальная часть изложения авторов является громоздким обсуждением сложных технических деталей генетического отбора IQ, косвенных доказательств связи повышенного еврейского IQ с различными генетически обусловленными заболеваниями среди ашкенази и доказательствами того, что большая часть этой селекции осуществлялась в течение последних 1200 лет.

Ещё никто не представил альтернативную гипотезу, которая может согласовываться с документами теории Кохрана – Харди - Харпендинка. Но, подобно тем, кто сомневается в истинности, что повышенный еврейский интеллект:
(а) ограничивается евреями ашкенази и
(b) не предшествует Средним векам, я обозначу составляющие альтернативных объяснений, которые должны быть изучены.

Они начинаются с доказательств того, что евреи, оставшиеся в исламском мире, демонстрируют необычайно высокий уровень достижений в начале второго тысячелетия. Самыми серьёзными доказательствами являются летописи Сартона (George Sarton "History of science and technology" – Джордж Сартон «История науки и технологии»), упоминающие о древних учёных, 15 процентов из которых были евреями. Это были не ашкенази из Северной части Европы, где евреи в значительной степени были исключены из мира научной жизни. Это были сефарды с Пиренейского полуострова, Багдада и других исламских центров науки. Я также упоминал о более ранних распространённых культурных свидетельствах из Испании, где под мусульманским и христианским владычеством евреи достигли видных позиций в профессиональной сфере, торговле и правительстве, а также - в элитных литературных и интеллектуальных кругах.

После изгнания сефардских евреев из Испании в конце XV века, их доля в населении стран, где они поселились, выросла до уже различимой. Некоторые экономические историки проследили упадок Испании после 1492 года, и последующий экономический подъём в Нидерландах, в тех её частях, куда сефардский коммерческий талант перешёл из одной страны в другую. Несколько веков спустя в Англии можно было бы отметить высокое положение таких сефардов, как Бенджамин Дизраэли и экономист Давид Рикардо.

В общем, я предполагаю, что существуют веские доводы того, что евреи во всём мире имели необычайно высокие интеллектуальные ресурсы, которые проявились не только у ашкеназийских евреев, но и задолго до периода, когда ашкенази заявили о себе.

Как эти доводы могут устоять перед лицом современных тестовых данных, свидетельствующих, что неашкеназийские евреи не имеют повышенного среднего значения показателя интеллекта, как у современных ашкенази? Логическое несоответствие исчезает, если постулировать, что приблизительно до 1000 гг. евреи во всём мире имели повышенный интеллект, однако, впоследствии он увеличился ещё больше среди ашкеназийских и снизился у евреев, живущих в исламском мире, возможно в силу динамики, описываемой Кохраном – Харди - Харпендинком (т.е. профессиональная деятельность восточных евреев была сосредоточена в ремёслах, для которых высокий интеллект не является первостепенным).

Последние достижения в области применения генетических маркеров для описания характера населения делают широкими возможности систематического проведения таких исследований. Я предлагаю проверить эту гипотезу лишь в качестве одной из многих вероятных вариантов объяснения: если генетические маркеры использовать для выделения отличительных признаков среди неашкеназийских евреев, то окажется, что те, кто генетически ближе к сефардам "золотого века Испании" имеют повышенный средний IQ, хотя, возможно, и не такой высокий, как у современных ашкеназийских евреев.

Следующая сюжетная линия этого повествования, альтернативная теории Кохрана – Харди - Харпендинка, содержит серьёзный повод для размышления - почему некоторое повышение еврейского интеллекта произошло ещё до перехода евреев в профессии, способствующие отбору повышенного интеллекта, и произошло ли это повышение из-за смещения акцентов в патриархальном иудаизме: с религии, опирающейся на обряд, на религию, опирающуюся на изучение её Законов и Толкований.

Все учёные, глубоко изучавшие этот предмет согласны, что в начале нашей эры, около 80-90 процентов всех евреев были земледельцами, и что только около 10-20 процентов евреев остались фермерами к концу первого тысячелетия. Ни одна другая этническая группа не претерпела такого профессионального сдвига. Для того, чтобы объяснить - почему это произошло, я перехожу к исследованию Маристеллы Боттичини (Maristella Botticini) и Зви Экштейна (Zvi Eckstein), озаглавленному "Еврейский профессиональный отбор: образование, ограничения или Национальное меньшинство?", которое появилось в «Джорнал Экономик Хистори» («Journal of Economic History» -«Журнал истории экономики») в 2005 году.

Отвергая объяснение, что евреи стали купцам, поскольку они были отрезаны от земледелия, Боттичини и Экштейн приводят в доказательство факты того, что когда евреи свободно владели землёй и занимались земледелием, они сделали тот же переход на городской, квалифицированный труд, что и евреи, жившие там, где ограничения были в силе.

Вместо всего этого, Боттичини и Экштейн сосредоточились на событиях, которые произошли в 64 году нашей эры, когда Иудейский мудрец Иешуа бен Гамла (Joshua ben Gamla) издал постановление об обязательном всеобщем образовании для всех мужчин, начиная с шести лет. Это постановление было не только издано - оно было реализовано. В течение почти целого столетия евреи, единственные среди других народов мира, по существу создали систему обучения количественному мышлению и всеобщей универсальной мужской грамотности.

Объяснение авторов, касающееся последующего перехода от сельского хозяйства к городским профессиям, сводится к тому, что: если вы были образованы, вы обладали положительным качеством, которое имело ценность в профессиях, требующих грамотности и знаний в арифметике, в частности - связанных с торговлей и деловыми операциями. Если вы оставались фермером, ваше образование было низким и вообще не имело такой ценности. Действующая на протяжении веков, эта основная экономическая реальность привела евреев к тому, что они покинули сельское хозяйство и занялись городскими профессиями.

Вплоть до этого момента Боттичини и Экштейн представили резонное объяснение профессионального сдвига, который, в свою очередь, приводит к селекционному давлению в отборе по интеллектуальным признакам, описываемому Кохраном – Харди - Харпендинком. Но селекционное давление в этой классической форме является, вероятно, не единственной работающей силой. Между I и VI веками н.э. число евреев в мире резко сократилось - с 4,5 млн. до 1,5 млн. человек или даже меньше. Около 1 миллиона евреев были убиты во время восстания против римлян в Иудее и Египте. Часть евреев была рассеяна или насильственно обращена из иудаизма в другую религию. Некоторое количественное снижение евреев может быть связано с общим снижением численности населения, обусловленным падением Римской Империи. Но по-прежнему остаётся огромное количество евреев, которые просто исчезли.

Что с ними случилось? Боттичини и Экштейн утверждают, что работала экономическая составляющая: для евреев, оставшихся фермерами, всеобщее образование не имело той ценности, которая бы принесла экономические выгоды. Шло время, они отошли от иудаизма. Я уверен, что это объяснение имеет определённый смысл. Но более прямое объяснение, вполне возможно, включает расширение требований иудаизма к интеллектуальной составляющей.

Постановление Иешуа бен Гамла об обязательной грамотности было издано примерно в то же время, когда произошло разрушение Второго Храма - 64 и 70 года н.э., соответственно. Оба события знаменуют собой момент, когда иудаизм начал активно трансформироваться из религии, сконцентрированной на обрядах и жертвоприношениях в Иерусалимском Храме на религию изучения Торы в децентрализованных синагогах и иешивах. Раввины и учёные взяли на себя гораздо более значительную роль в качестве лидеров местных общин.

С этого момента богослужение включало в себя не только молитву, но и изучение: все еврейские мужчины, если они исповедовали свою веру, должны были уметь читать, и не только читать наедине с собой, но и уметь читать вслух, в присутствии других людей.

В этом контексте, обсудим интеллектуальные требования к грамотности. Люди с ограниченным интеллектом могут стать функционально грамотными, но они смогут читать и воспринимать только простой текст. Тора и еврейский молитвенник не являются простыми текстами, и даже для того, чтобы их читать механически, необходимо быть довольно продвинутым в грамотности. Для какого-то понимания Талмуда и комментариев к нему при их изучении требуется значительный интеллектуальный потенциал. Короче говоря, в течение столетий после разрушения Римом Второго Храма, иудаизм развивался таким образом, который означал: чтобы быть "хорошим евреем", человек должен обладать развитой логикой.

Что же случилось с миллионами исчезнувших евреев? Не стоит утверждать, что евреи с низким интеллектом выхолащивались из города, поскольку они не могли свободно читать Тору и комментарии. Скорее, лишь незначительное количество людей получают удовольствие, будучи в положении, когда их несоответствие требованиям постоянно выделено. Выйти из такой ситуации - заложено в человеческой природе. Я полагаю, что евреи, отколовшиеся от Иудаизма c I по VI века н.э. были в основном сконцентрированы среди тех, кто не мог научиться читать достаточно хорошо, чтобы быть "хорошим евреем" - т.е. - из нижней части интеллектуальной шкалы распределения. Я утверждаю, что даже прежде, чем селекционное давление, являющееся результатом городских занятий, начало оказывать свой эффект, остальные, идентифицирующие себя с евреями в 800 гг. н.э. уже имели повышенный интеллект.

Однако вопрос остаётся нерешённым. Могло ли быть так, что до I века н.э., евреи обладали обычным интеллектом? Должны ли мы верить, что Библия, скомпилированная на протяжении столетий и включающая в себя всё - от блестящей поэзии до глубоких моральных принципов; историй, в которых так красноречиво обращаются к человеческой природе, и которые вдохновляли большое искусство, музыку, и литературу в течение многих тысячелетий - была создана интеллектуально-заурядным левантийским племенем?

В "Эволюции человека и общества" (1969 г.), генетик Сирил Дарлингтон (Cyril Darlington) представил тезис о том, что Евреи и Иудаизм окончательно сформировались гораздо раньше 1-го столетия н.э., а именно - во времена Вавилонского Плена, который начался с падения Иерусалима, разрушенного Навуходоносором в 586 г. до н.э.

Анализ Сирила Дарлингтона затрагивает многие вопросы, но я остановлюсь лишь на вопросе интеллекта. Основывающийся на Библии подсчёт точно показывает, что только определённая группа евреев была доставлена в Вавилон. Мы читаем, что Навуходоносор:

"изгнал из Страны Израиля весь Иерусалим: всех офицеров и воинов и всех мастеровых и ремесленников... Остались только самые бедные люди земли "(2 книга Царств 24:10).

По сути, вавилоняне забрали всю еврейскую элиту, отобранную по признакам высокого интеллекта, и оставили бедных и неквалифицированных, отобранных по признакам низкого интеллекта. Более чем столетие спустя, к тому времени как изгнанники вернулись, многие из тех, кто остался в Иудее были абсорбированы другими народами и религиями. Следуя указанию Эзры: "отделить себя от народов вокруг вас и от ваших жён иноплемённых" (Эзра 10:9), только тем, кто отказался от своих иноплемённых жён и детей было разрешено остаться в пределах группы вернувшихся. Состоявшие главным образом из потомков еврейских элит, вернувшиеся из плена сформировали основу восстановленного еврейского сообщества - это было, вероятно, намного более способное в среднем население, чем население перед изгнанием.

Я предлагаю считать Вавилонский плен в качестве реального механизма, посредством которого уровень еврейского интеллекта, возможно, был поднят в очень ранний период Истории, но я не особенно держусь за эту мысль. Даже без этого механизма, есть основания полагать, что отбор интеллекта предвосхитил I век н.э.

По-видимому, с самого начального этапа, времён Моисея, Иудаизм тесно связан с интеллектуальной сложностью. Бог повелел евреям внимать Закону, это подразумевало, что они должны изучать Закон. Этот Закон был настолько обширен и сложен, что процесс обучения и разбора никогда не был завершён. Кроме того, еврейские мужчины не имели права делать вид, что они изучили Закон: отцам было приказано учить Закону своих детей. И было очевидным для всех - когда отцы не выполняли своих обязанностей.

Никогда никакая другая религия не предъявляла так много интеллектуальных требований всей группе своих прихожан. Задолго до Иешуа бен Гамла и разрушения Второго Храма требования быть "хорошим евреем" подталкивали менее интеллектуальных к отделению.

Оценка событий 1-ого столетия н.э., таким образом, излагает проблему "курицы и яйца". Путём аналогии, рассмотрим формирование письма китайцев, с тысячами его уникальных характеристик. В когнитивных тестах современные китайцы особенно преуспевают в визуально-пространственных навыках. Я предполагаю, что развитию высоких визуально-пространственных навыков, возможно, благоприятствовала необходимость изучать китайские письмена; но я нахожу намного более вероятным, что только люди, которые уже обладали высокими визуально-пространственными навыками, стали бы когда-либо разрабатывать такой невыносимо трудный письменный язык.

Точно так же я предполагаю, что, возможно, высокие вербальные навыки евреев были развиты посредством вторичных и третичных воздействий, т.е. - требованиями, чтобы они были в состоянии прочитать и понять сложные тексты после 1-ого столетия н.э.; но я нахожу намного более вероятным, что только люди, которые уже обладали высокими вербальными навыками, стали бы помышлять об установлении таких взыскательных требований.

Это рассуждение толкает меня ещё дальше в область предположений. Поскольку я полагаю, что у евреев, возможно, уже был некий уровень необычных вербальных навыков, берущий начало со времён Моисея, я беззащитен перед критическими, эволюционными изменениями психологии. Почему бы одному, отдельно взятому племени во времена Моисея, живущему в той же самой окружающей среде, что и другие кочевые и сельскохозяйственные народы Ближнего Востока, не иметь уже развитый интеллект, в то время как другие его не имели? В этой точке я получаю неприкосновенность своей последней гипотезы, уникально скупой и счастливо неопровержимой.

Евреи – избранный Богом народ.

Поздравляем sverit с первым опубликованным у нас переводом. Редакция «Переводики»

Читали: 852

   
теги: США, Израиль, Национализм, Фальсификации, Интеллект, История, Двойные стандарты  
   
обсуждение  
   
обсуждали: Dmiyur (2), vlom (2), vokol_37_7 (2), Лена (chitatel) (2), Редакция (1), sverit (1), Lotta (1), glebych (1), Golos (1), igor96 (1) всего
14
сообщений
   

обсудить
 

Тигрячьи кружки как Новогдний подарок
Загружается, подождите...
Помогите спасти ребенка!

© 2001-2009 «Битрикс», «1С-Битрикс». Работает на 1С-Битрикс: управление сайтом.