Куда делись миллиарды Игналинской АЭС?
«Миллиард евро на закрытие Игналинской АЭС пропал. Из всех работ забетонирована только площадка для будущего хранилища отработанного ядерного топлива», - такие полупанические настроения, подогреваемые чиновниками всех уровней, мелькают в литовских СМИ все последние недели. Так куда пропал миллиард? И вообще, был ли он? По словам недавнего директора Игналинской АЭС Виктора Шевалдина, который сейчас продолжает работать в команде уже нового руководителя закрытой станции, все не так очевидно, как это пытаются представить чиновники.
Запаздывают из-за подрядчика
Основная часть ответственности за запаздывание работ по закрытию Игналинской АЭС лежит на немецком концерне Nukem Technologies. Так считает министр энергетики Арвидас Сякмокас. По его словам, договор с концерном может быть расторгнут.
«Я убежден, что лучше всего было бы, чтобы договоры были реализованы в срок - не только лучше всего, но это необходимо, причем с минимальными затратами. Если это не удастся сделать с Nukem, тогда, без сомнения, это должны будут сделать другие подрядчики. В настоящее время ведется очень серьезная подготовка к переговорам с Nukem. Европейская комиссия очень поддерживает нас по этой позиции», - говорил на прошлой неделе Сякмокас.
«Около 60% вины за то, что пробуксовывают работы по закрытию станции и их финансирование, а также за то, что выросли затраты на закрытие, падает на Nukem. Другую часть ответственности должно взять на себя то руководство, та администрация с литовской стороны, которая эти проекты должна была осуществлять», - говорил он на совместном заседании парламентских Комитета по европейским делам и Комиссии по атомной энергетике.
По словам министра, Европейская комиссия поддерживает Литву - она помогла сформировать группу по переговорам с немецким концерном Nukem Technologies.
В свою очередь, вице-министр энергетики Ромас Швядас заявил, что при решении проблем закрытия ИАЭС для Литвы важно завершить запаздывающие проекты по закрытию и обеспечить репутацию государства.
«Если мы возьмем ситуацию под контроль и покажем, что способны завершить эти проекты, хотя и с опозданием, тогда мы докажем, что способны контролировать проекты, эффективно используем средства, тогда это позволит укрепить наши позиции на переговорах о выделении дополнительного финансирования закрытия станции. Если мы не сумеем взять под контроль, тогда ситуация будет просто критическая», - говорил Швядас.
Арвидас Сякмокас утверждает, что сейчас будут произведены тщательные подсчеты, какие суммы дополнительной помощи Европейского союза после 2013 года могут понадобиться Литве для закрытия ИАЭС.
«В текущем году следует оценить, во сколько обойдется все закрытие - это важно и важно обеспечить прозрачность в дальнейшем», - считает глава Минэнергетики.
Как пишет BNS, он не стал комментировать слова руководителя ИАЭС Освалдаса Чюкшиса о том, что на закрытие ИАЭС нужно будет еще около 4,14 млрд литов из фондов ЕС: «В настоящее время слишком рано называть те или иные цифры. Без сомнения, это следует очень тщательно и аргументированно рассмотреть, сколько средств понадобится. Возможны различные варианты закрытия».
Ранее в интервью СМИ Чюкшис сказал, что в 2014-2020 годах может понадобиться еще около 1,2 млрд евро на проекты по прекращению эксплуатации станции.
Это едва ли не столько, сколько средств помощи намечено выделить на период 2007-2013 годов - около 1,3 млрд евро (около 4,49 млрд литов).
Инвесторов держат в секрете
Тем временем все пять зарубежных компаний потенциальных инвесторов по строительству новой станции, которые и раньше соответствовали квалификационным отборочным критериям, к середине апреля представили Литве свои отзывы, однако сколько компаний продолжит участие в конкурсе на стратегического инвестора в новую АЭС, выяснится, когда будут внесены обязывающие предложения.
«Мы получили ответы от всех пяти компаний, однако сегодня мы не можем разделить их на положительные или отрицательные, потому что проект АЭС очень большой и сложный проект, а полученные отзывы очень разные», - говорил BNS министр энергетики Арвидас Сякмокас.
На прошлой неделе министр обещал огласить названия компаний, но в итоге делать этого не стал, ссылаясь на то, что проект «очень острый в геополитическом плане». Сякмокас на этом этапе собирается отказаться от каких бы то ни было комментариев.
«В своих отзывах компании сделали как положительные, так и критические замечания, а были и такие, которые предложили свои модели развития проекта новой атомной станции. Поэтому мы теперь детально рассмотрим все отзывы, обобщим их и еще раз обсудим это с потенциальными инвесторами», - сказал министр.
По его словам, за период времени с января всем пяти потенциальным инвесторам был представлен проект, проведены подготовительные работы в рамках проекта, все они осмотрели предложенные площадки для строительства АЭС и инфраструктуру.
Концессионная комиссия во главе с Сякмокасом, которая провела заседание 13 апреля, попросит уточнить отзывы и продолжит дискуссию о дальнейшем ходе развития проекта.
В начале февраля Сякмокас объявил, что к середине лета из пяти потенциальных инвесторов должно остаться два, из которых впоследствии и будет выбран победитель. Выбрать его и назвать планируется до конца нынешнего года.
Стратегическому инвестору будет предложено приобрести более 50% акций новой АЭС, однако конкретный пакет акций будет зависеть от позиции региональных партнеров - Латвии, Эстонии и Польши.
«Мы и в дальнейшем будем сотрудничать со всеми региональными партнерами, они все поддерживают наш проект и участвуют в процессе», - заключил министр энергетики.
Предполагается, что стратегическим инвестором в новую АЭС может стать крупная энергетическая компания, в числе таковых упоминаются 7 европейских компаний: французские энергетические концерны EDF и GDF Suez, германский E.ON, итальянский Enel, испанский концерн Iberdrola, английский RWE, шведский Vattenfall.
Бумажная волокита задерживает работы
Экс-гендиректор Игналинской АЭС Виктор Шевалдин передал в «Литовский курьер» свое обращение по поводу всех спекуляций вокруг якобы пропавших денег. Несмотря на то, что заявление многолетнего главы ИАЭС обращено к ветеранам строительства станции, в нем немало важных деталей, которые проливают свет на всю ситуацию вокруг этого скандала. Во многом упреки о задержках или невыполненных работах оказались мифом, который ежедневно подпитывают сами литовские политики. Особенно пикантно после этого обращения выглядят вздохи о том, что из-за того, что до сих пор не построено временное хранилище отработанного ядерного топлива, Литва ежегодно теряет несколько сотен миллионов литов, потому что отработанное топливо приходится хранить в остановленном реакторе, а его, соответственно, обслуживать. Это тоже оказалось мифом, потому что даже если бы хранилище было построено, то окончательное удаление отработанного топлива со 2-го энергоблока ИАЭС все равно чисто технологически возможно было бы не раньше 2016 года. Впрочем, читайте сами. Обращение публикуется с незначительными сокращениями.
Уважаемые ветераны строительства и эксплуатации Игналинской АЭС!
Ко мне обращаются многие из Вас с просьбой рассказать, что происходит на ИАЭС в свете публикаций в СМИ и высказываний руководителей Министерства энергетики. Многие из Вас не верят тому, что о нас пишут и говорят.
Утверждают, что истрачен 1 млрд евро, а забетонирована только площадка для будущих хранилищ отработанного ядерного топлива.
В период с 2002 г. по 2004 г. для выполнения работ по подготовке к выводу из эксплуатации подписано контрактов на 476,7 млн евро из международного фонда поддержки. За этот период за выполненные работы оплачено 282,7 млн евро. В том числе на 110,5 млн евро проекты завершены полностью. На оставшиеся 172,2 млн евро работы по контрактам еще продолжаются. Из выполненных за 8 лет на 110,5 млн евро работ наиболее дорогостоящими были:
- В-5 – проектирование и строительство отопительной и паровой котельных и модернизация теплосети – 38,4 млн евро;
- выполнение проекта А-1 – вывода из эксплуатации 1-го энергоблока и управление проектами, финансируемыми через ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития. – Прим. ред.), специалистами западных компаний – 35,6 млн евро;
- поставка 10 контейнеров для отработанного ядерного топлива, чтобы до 2010 года полностью выгрузить топливо из реактора 1-го энергоблока – 4,7 млн евро;
- проектирование и ввод в работу шунтового реактора для подстанции 330 кв – 10,6 млн евро;
- создание нового станционного архива – 3,2 млн евро;
- проектирование и ввод в работу специальной установки для контроля на радиационную загрязненность – 5,2 млн евро и другие проекты.
Все закупки проводились на конкурсной основе в соответствии с правилами ЕБРР и с одобрения Министерства хозяйства.
Самыми дорогостоящими и сложными проектами являются проекты В-1 – строительство ХОЯТ (Хранилище отработанного ядерного топлива. – Прим. ред.) и В-2/3/4 – строительство комплекса по переработке радиоактивных отходов. Конкурсы на эти проекты выиграла компания NUKEM Technologies. Именно эти проекты идут с отставанием в 3 года. Отставания намечались уже на стадии разработки проектов. Подрядчик явно не оценил объем и сложность работ и требования ИАЭС к этим проектам.
Так на разработку проекта в контракте было предусмотрено 1,5 года, а фактически потребовалось более 2 лет. На лицензирование предусматривалось 0,5 года, а потребовалось 1,5 года (7 институций Литвы рассматривали этот проект). Вот и причина отставаний.
Уровень цен на работы и материалы, оговоренный в контрактах, был заложен по состоянию на 2003 – 2004 гг., фактические цены на энергоносители, металл, материалы и оплату работ к 2009 году значительно увеличились. Контракты для подрядчика оказались убыточными.
В 2007 г. начались переговоры по изменению стоимости и сроков работ, которые ведутся до сих пор.
Всего по проекту В-1 оплачено 105 млн евро (около 50% от контракта). С 2008 г. ведется производство контейнеров на заводе в Германии. Изготовлено около 50 шт. из 200 необходимых. Стоимость контейнеров в проекте В-1 составляет более 50%. Идет изготовление и другого оборудования для данного проекта по заказам контрактора.
Поэтому говорить, что забетонирована только площадка, было бы неправильно.
По проекту В-2/3/4 оплачено 48,8 млн евро. Сегодня ясно, что этот контракт надо пересматривать и устанавливать новые сроки окончания работ и цену контракта. Переговоры с контрактором еще не закончены.
Сегодня компания NUKEM Technologies имеет уже 3-го владельца за 5 лет действия контракта с ИАЭС. Возможно, это тоже как-то повлияло на качество и сроки работ по контрактам. Хотя с формальной стороны все сделки по продаже компании не противоречат правовым актам, а основной состав исполнителей не меняется. В любом случае, если было бы построено хранилище для отработанного топлива в 2009 году или в 2011 году, окончательное удаление отработанного топлива со 2-го энергоблока ИАЭС возможно не раньше 2016 года, т.к. топливо не менее 5 лет после остановки реактора должно быть выдержано в воде на блоке. По мере готовности нового хранилища работы по удалению отработанного топлива из бассейнов выдержки 1-го и 2-го энергоблоков начнутся одновременно с интенсивностью до 4 контейнеров в месяц (по 2 контейнера с каждого блока).
По этому проекту мы переходим на более вместительный контейнер (192 вместо 102 пучков ТВЭЛ в одном контейнере). Это позволяет иметь около 200 новых контейнеров вместо 400 контейнеров старой конструкции. Только на этом решении удалось удешевить проект почти на 100 млн евро. Но это потребовало разработки новой загрузочной машины и транспортной платформы. А, главное, создало задержки при проектировании и лицензировании контейнера.
В период с 2005 г. по 2009 г. финансировались проекты и работы через Литовское агентство управления проектами CPVA на сумму около 167 млн лит. (48,4 млн евро). В том числе 112 млн лит. на оплату персонала, обслуживающего остановленный 1-й энергоблок и персонала Службы снятия с эксплуатации. На 34 млн. лит. выполнено проектов по снятию с эксплуатации и 11 млн литов на поставку необходимых материалов, инструментов для обеспечения содержания 1-го энергоблока и подготовительных работ по проектам снятия с эксплуатации.
Таким образом, за 2002 – 2009 годы использовано около 330 млн евро, выделенных Международным фондом поддержки закрытия ИАЭС.
По вопросу о кадровых изменениях в руководстве ИАЭС. Я уже давал интервью по этому поводу. Мною поддержано предложение Министерства энергетики по обновлению команды руководства ИАЭС и дано согласие работать в этой команде в качестве советника генерального директора. Это правильное решение, я призвал руководителей подразделений ИАЭС принять новую структуру управления. В новых условиях финансирования ИАЭС это просто необходимо.
На предстоящие 25 лет снятия с эксплуатации ИАЭС важнейшим приоритетом остается безопасность всех работ и эффективное использование выделяемых средств. Сегодня еще не отлажены механизмы закупок работ и материалов в новых условиях финансирования. Нет закона о закрытии 2-го энергоблока ИАЭС, нет закона о списании и ликвидации оборудования и зданий. Все списание идет на убытки предприятия, не производящего продукцию. Много времени и трудозатрат расходуется на решение бюрократических формальностей, связанных с согласованием проектов, разрешениями на работы и строительство. Приходится готовить тысячи справок, отчетов, проектов, писем – для этого нужен большой штат работников. Все это задерживает основные работы по проектам закрытия и требует финансовых ресурсов. Если новое руководство найдет способы решения этих проблем, то и работа будет успешной.
На вопрос, имела ли станция долги и кредиты на момент остановки – отвечу, что нет. Мы все-таки хорошо подготовились к остановке ИАЭС. На 1 марта 2010 года имели на счету предприятия более 300 млн литов.
Мы были готовы около 1 года, в случае неполучения средств от международного фонда, выплачивать зарплату, оплачивать энергоресурсы, содержать не отделенную от ИАЭС подстанцию 330 кв, отопительную котельную.
Нам удалось в январе 2010 года с помощью Министерства энегетики подписать договора с CPVA на финансирование затрат ИАЭС на 2010 год и выплаты по этим договорам начаты в этом году.
Кто поднял вопрос, что доноры с 2013 года прекратят финансирование работ на ИАЭС, я не знаю – этой угрозы для Литвы никто не объявлял. Наоборот, идет подготовка проектов финансирования на 2013 – 2020 годы и пора готовить заявки и обоснования работ на 2020 – 2025 годы.
Комментарии читателей:
Екатерина 09:39, 2010.04.22
Ну и ну миллиард Евро ну и где он ?
Man 14:50, 2010.04.22
Там же где и другие: где надо!
Агафья 15:43, 2010.04.22
ага...значит, эта шумиха нужна была кому? Министерству? Новой команде? Всё равно могилиьники строят, им бы на действующую с такой прытью заявиться, а теперь что и остаётся - только раздувать слухи.
Стыдно....
!!! 17:39, 2010.04.22
стало быть поделились
Колючка 21:46, 2010.04.22
Основной адрес пропажи хорошо всем известен - Сейм и Правительство Литвы..... К гадалке не ходи !!!
nfr 07:52, 2010.04.23
так вот по полочкам разложено вроде...почему же про миллиард вопили месяц, а про это - тихо и скромно.
B. V. 09:02, 2010.04.23
Вот сейчас первый вор и расскажет как воровал. Если честго, то не так много и разворовали, всего 3% от 1 миллиарда- это 30 миллионов. Хуже, что разворован национальный фонд, причем разворовае официально, просто деньги использованы не по назначению. Хуже, что деньги, заработанные на эксплуатации тоже разворованы
B. V. 09:33, 2010.04.23
Причины отставания, которые названы Шевалдиным, на самом деле совсем другие.
1. Согласно зкону о снятии с эксплуатации первого блока ИАЭС Окончательный план снятия с эксплуатации должен был появиться в 2002 году, но он появился в 2006 году- вот они 4 года запланированного отставания.
2. Неспособность руководства ИАЭС оценить масштабноть задачи снятия с эксплуатации. Согласно программе снятия ИАЭС с эксплуатации и зкону о снятии с эксплуатации первого блока ИАЭС подготовка к снятию с эксплуатации должна быть закончена до января 2005 года. Это означает, что дирекция снятия с эксплуатации должна была быть создана в 2005 году, но она была создана в 2010 году- вот пять лет отставания из-за кабинетности руководства ИАЭС.
Странник 18:48, 2010.04.23
Странно что шеховцова с его шабес гоями не видать, он очень такие статьи любит, да и чегой то авненько про его срапропель и изобретения с патентами не слыхать. Скучно без этого полоумного...
timur2 22:15, 2010.04.23
привычка и менталитет сегодняшних "првителей" бывших комсомольско партейных секретаришек закрасивших "пролетарский красный цвет национальным триколором" они же (им подобные) в 1940 году продали свой народ -и продали и продают оптом и врозницу и будут продавать а народ только бееееее
Читали: 345