Кредит, который подлежит выплате: усилия Барака Обамы по перезагрузке отношений с Россией сработали исключительно хорошо. Встреча в четверг между Обамой и президентом России Дмитрием Медведевым в Белом доме отмечает наивысшую точку американо-российских отношений со времени поездки Билла Клинтона в Москву на празднование Дня Победы в 1995 году. После десятилетия пребывания в натянутых отношениях, Москва и Вашингтон нашли общий язык по множеству основных вопросов, начиная от санкций в отношении Ирана до противоракетной обороны в Европе и прекращения де-факто расширения НАТО на заднем дворе России.
Проблема, однако, в том, что вся эта добрая воля была приобретена почти исключительно за счет Обамы. Соединенные Штаты разочаровали союзников в Восточной Европе, избавляясь от планов разместить батареи ПРО в Польше и Чехии, все в угоду Москве. Оккупация Россией Грузии, лучшего друга США в бывшем Советском Союзе, фактически было признана со стороны Вашингтона в качестве свершившегося факта, опять же чтобы понравиться Кремлю. В то же время, Вашингтон молчал об увеличении давления на свободу собраний в России и проходящий второй судебный процесс над олигархом Михаилом Ходорковским.
И что Обама купил за все эти дипломатические жертвы? Список довольно короткий. Москва больше не пытается выбросить американцев с их авиабазы в Киргизии (это имеет решающее значение для операций США в Афганистане); она индифферентно поддержала санкции против Ирана в прошлом месяце, и она, наконец, подписала договор СНВ по снижению ядерных вооружений весной этого года. Но до сих пор, отношения Обамы с Москвой означали много давать и не очень много получать.
Предположительно все эти жертвы были для достижения реальных и прочных мирных дивидендов – стандартные условия соглашений, о которых два президента ведут переговоры в Вашингтоне. Что означает убедить Россию поставить свои интересы ближе к Западу, а не к государствам-изгоям типа Венесуэлы, Ирана и Сирии, с кем бывший президент и нынешний премьер-министр РФ Владимир Путин любил заигрывать. Майкл Макфол, советник Обамы по России, пообещал, что "мы действительно будем углубляться во многие из этих и других аспектов", а заместитель секретаря Совета национальной безопасности советник Бен Родс обещает "нормализацию" отношений по всей полосе "ведущих приоритетов национальных безопасности - нераспространение ядерного оружия, Афганистан, Иран, Северная Корея". "Нет серьезных дипломатических сделок которые были бы на столе во время встречи в четверг, но Белый дом, безусловно, надеется, что это будет означать начало нового этапа сотрудничества.
Что будет на столе - так это ряд потенциальных деловых сделок. Это устраивает обе стороны: с точки Вашингтона зрения, чем больше Россия интегрируется в американскую и европейскую экономики, тем менее вероятно, что она вернется к конфронтации путинской эпохи. И со стороны России, более дружеский тон, взятый лидерами России в последнее время, мотивирован настоятельной необходимостью в западном капитале и ноу-хау, которые обновят умирающую экономику России. Медведев планирует посетить калифорнийскую Силиконовую долину, чтобы привлечь инвестиции для его любимого проекта, "инновационного города" за пределами Москвы. "Российские технологии" также недавно объявили о покупке 50 Boeing 737 на $ 4 млрд для "Аэрофлота", о более крупных сделках, несомненно, будет объявлено на этой неделе, чтобы подтолкнуть PR Медведева дома.
Намного больше преференций, как экономических, так и политических, Россия получит, если превратит этот медовый месяц в настоящий брак. Новое соглашение, проходящее через Конгресс, о гражданском сотрудничестве в области ядерной энергетики может дать России миллиарды. Поддержка США для присоединения Москвы к Всемирной торговой организации - нечто, чем американские президенты дразнят Москву с 1993 г. - сможет появится уже в течение несколькихмесяцев. В свою очередь, Обама надеется, что Россия прекратит своих военные авантюры (как, например, вторжение в Грузию в 2008 г.) и остановки, и остановит свое функционирование в качестве арсенала диктатур за счет сокращения продаж оружия в Иран, Сирию, Венесуэлу, и так далее.
Это азартная игра, безусловно. Но политика эпохи Буша недвусмысленно давящая на Россию в вопросах о правах человека и влияния России в постсоветском пространстве, давала еще худший ответ. Так что перезагрузка Обамы, с её тяжелыми расходами дипломатической доброй воли, все еще может быть наилучшим шансом для США сделать Россию более другом, чем врагом.