быстрый поиск:

переводика рекомендует  
Война и Мир
Глобальная Авантюра
Усадьба Урсы
КМ.РУ
Хуторок
Око планеты
ОНОЛИТЕГИ.РУ
ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой Войны
ИноСМИ
InoPressa — Иностранная пресса о России и не только
Инофорум
 
переводная статья
опубликовано редакцией на Переводике 25.09.10 19:14
публикатор: Публикатор
   
 

На кону демократическая свобода Беларуси

Вновь прошло 4,5 года со времени предыдущих президентских выборов в Беларуси, и вот белорусский парламент 14 сентября выбрал дату следующих выборов: 19 декабря 2010. Александр Лукашенко - полуофициально "последний диктатор Европы" конечно же опять будет участвовать в выборах, уже в четвёртый раз, и если белорусская оппозиция не получит серьёзной помощи от какого-либо силового центра, то в обязательном порядке Лукашенко и далее, после 16 лет правления, останется во главе страны. Выборы, или хотя бы ход этих выборов могли бы решить два силовых центра: Европейский Союз или Россия. Последняя ещё никогда ранее не была настолько недовольна деятельностью Лукашенко, как сейчас, а ЕС как будто более менее подружился с этим режимом в прошедшее с 2006-го года время. Вмешаются ли они во внутреннюю политику Беларуси?

Геополитическое значение Беларуси

На данный момент вероятнее всего именно Беларусь является той страной, которая находиться дальше всего от возможности вступления в Евросоюз, хотя её перспективы выглядели совсем по иному в начале 90-х. Тогда на молодую, только-только получившую суверенитет страну смотрели с большими надеждами, а её демократические реформы признавали все. История Беларуси могла бы продолжаться по такому же сценарию, как и история её соседей, Польши, Литвы и Латвии. Все эти страны в 2004 году стали членами ЕС, а Беларусь находиться от этого как никогда дальше.

Отношения ЕС и Беларуси начали ухудшаться после 1996 года, после того как избранный в 1994 году первый президент Беларуси - и пока что её единственный президент - начал проводить антидемократические реформы. В 1997 году ратификацию Соглашения о Партнёрстве и Сотрудничестве с Беларусью отложили на неопределенное время, а в 2002 году заморозили помощь ТАСИS для Беларуси. ТАСИS - техническая помощь для стран СНГ, была европейской программой созданной в 1991 году для оказания технической помощи странам постсоветского пространства, чтобы добиться быстрого развития экономики в этих странах. Беларусь исключили из этой помощи из-за требований, выдвигаемых Беларусью в таможенной и налоговой сферах. Отношения Беларуси и ЕС тогда достигли самой низшей точки. Однако одновременно с ухудшением отношений с ЕС, отношения с Россией становились всё лучше, и 2 апреля 1996 года родилось так называемое Союзное Государство России и Беларуси ("Союзное Государство") с координационными и исполнительными органами.

Значение Беларуси довольно важно как и для Европейского Союза, так и для России. Для первой в первую очередь важен транзитный характер страны, а для второй значение играют геостратегические свойства Беларуси и её оборонное значение с точки зрения России. В шестидесятых годах в Советском Союзе проложили нефтепроводы Дружба, через которые в 90-ые годы проходило 70% всего российского экспорта нефти в Европу. После создания нефтяных портов доля этой перекачиваемой нефти снизилась, и кроме того нефть проходит и по нефтепроводам на Украине, так что на сегодняшний день через Беларусь проходит 20% всей нефти в Европу. Примерно столько же и экспортируется и газа через Беларусь в Европу.

Именно поэтому для этих двух держав политическая ситуация в Беларуси отнюдь не маловажна. Москве нужен надежный транзитный партнер для экспорта своих энергоносителей в Европу, и точно так же нуждается в надёжном партнёре и Европа, которая является конечным адресатом российского экспорта. Россия на данный момент для развивающейся, нуждающейся в энергии Европы играет роль сырьевой периферии, и Беларусь - важное звено в этой цепочке интересов.

Беларусь является своего рода буферным государством между Европой и Россией, в то время как без сомнений входит в геополитическую сферу влияния России. Беларусь для России - это оборонительная зона на периферии Запада, не зря там находится столько российских военных объектов (и этим Лукашенко нередко пользуется в своих переговорах с Россией). Для России жизненно важно пробиться на территории, находящиеся между Чёрным и Балтийским морем, потому что если Европейский Союз сможет полностью интегрировать эти земли, то Россия окажется вытесненной на северную периферию Евразии, и не сможет подняться выше пределов сырьевой специализации в отношениях с Евросоюзом.

В этой борьбе Кремль уже потерял прибалтийские страны, и некоторое время казалось, что Украина тоже будет потеряна, именно поэтому хорошие отношения с Беларусью для России были стратегически важным фактором после 2004 года. После избрания Януковича президентом опасность потери Украины уже не грозит (достаточно, если приведём в пример продление договора на аренду российского военно-морского флота в Крыму), и это дало новую возможность России, чтобы обдумать свою стратегию по отношению к Беларуси.

Для Европейского Союза само существование диктатуры Лукашенко в сердце Европы должно быть довольно неприятным явлением, поскольку мы не раз видели пример того, как европейские страны вмешиваются во внутреннюю политику стран далеко за пределами Европы, ссылаясь на восстановление демократии в этих странах (например, Афганистан, Ирак). А тут практически по соседству, за забором совершенно тоталитарная страна, которая не уважает права человека, но с которой ЕС вот уже два года ведёт переговоры, чтобы отдалить её в силу вышеуказанных геополитических причин от России.

Кроме того, точно так же, как для России являлось позитивной переменой победа Януковича на Украине и расширение российской сферы влияния, для ЕС это стало негативным поворотом событий, и поэтому обе страны должны пересмотреть своё отношение к Беларуси из-за этого.

Вызывает опасения и связь Беларуси с себе подобными тоталитарными государствами, как Венесуэла и Иран. Эта дружба может вызывать тревогу как России, так и Евросоюза. В обеих странах содержатся большие залежи нефти, и Лукашенко не раз намекал на то, что потребность Беларуси в энергоносителях может быть восполнена именно из этих стран, то есть они рассматриваются как возможные "энергетические альтернативы" России.

А для Западной Европы опасность заключается в оси взаимопомощи тоталитарных стран, в которой для полной картины не хватает только Северной Кореи.

И наконец, стоит упомянуть о мнении многих белорусских и русских политологов, согласно которым Европейский Союз на самом деле заинтересован в том, чтобы держать Беларусь за пределами Европы. То есть для Европы сценарий, который действует на сей день, идеален: отношения Беларуси и России на самой низкой точке, а Лукашенко никогда и не задумывался над тем, чтобы привезти страну в Евросоюз, но, тем не менее, через "Восточное Партнёрство" белорусский президент стал заинтересован в сотрудничестве с Европой. Находящаяся на отдалении Беларусь тем самым предотвращает возможность образования сильного регионального центра в Восточной Европе, который имел бы разрушительные тенденции для европейского интеграционного процесса. А примеров такого в истории немало, достаточно вспомнить о Великолитовском Княжестве, родившимся в 12-13 веке, которое содержало в себе территории сегодняшних прибалтийских государств, Беларусь, и территории России, Украины и Польши. Это же государство в 1569 году увеличилось вдвое, образовавшись в "Речь Посполитую" с территорией в 865 тысяч квадратных километров. Эта гигантская держава прекратила своё существование в 1795 году, когда Россия, Пруссия и Австрия поделили её на части между собой.

"Последний диктатор Европы"

Александр Лукашенко стал первым президентом заново получившей свою независимость страны в июле 1994 года, но уже в свои первые годы правления он смог полностью приостановить и повернуть вспять демократические процессы, начавшиеся в стране в конце восьмидесятых. В 1996-ом году он организовал референдум, который не признали ни США, ни ЕС, с помощью которого новоиспеченный белорусский президент расширил свои полномочия, и заново пустил отсчёт своего президентства.

С того времени в Беларуси выборы проводили уже 2 раза: в 2001 и 2006 годах, причём участвовать в последних выборах у Лукашенко уже не было права, но с помощью конституционной поправки (которую он опять таки подтвердил проведённым референдумом) он снял и эти ограничения. Лукашенко получил возможность быть избранным неограниченное количество раз, и этим он подчеркнул своё стремление быть у власти до конца жизни. Выборы в его арсенале действий всего лишь формальность, которую он должен преодолеть, чтобы Запад, скрепя сердце, в конце концов принял результаты. У него даже появилась идея основания династии, поскольку в последние два года он постоянно показывается со своим шестилетним внебрачным ребёнком Колей, которого он называет своим "преемником".

В Беларуси не уважают права и свободы человека и открыто преследуют журналистов, политиков и других лиц, которые критикуют власть. Неизвестные выкрадывают людей, увозят в тёмный лес, где им угрожают смертью: если они не прекратят свою оппозиционную деятельность, то больше предупреждений не будет. В последние несколько лет опасность для жизни для оппозиционеров как-будто снизилась (чего не сказать об опасности быть посажанным в тюрьму), но десять дней назад при подозрительных обстоятельствах скончался основатель и управляющий самым известным белорусским порталом новостей, Олег Бебенин.

Со времени, прошедшего после его смерти, многие оппозиционные белорусские журналисты получили угрозы. Многие опасаются той волны насилия, которая случилась в Беларуси в 1997-1999 годах, когда Лукашенко расправился со своими политическими противниками.

По мнению экспертов, белорусская экономика находиться в глубоком кризисе, и тому, что режим Лукашенко всё ещё существует, во многом способствуют дешёвые цены на русскую нефть и газ, и именно поэтому белорусский президент в последнее время довольно много борется со своим северо-восточным соседом за эти привилегии. В Беларуси до сих пор действует КГБ, и дату создания этой организации регулярно празднуют (уже больше 90 лет). Кроме того, по слухам в стране существует так называемый "эскадрон смерти" - организация, которая подчиняется исключительно президентской власти, и созданная для того, чтобы разделаться с врагами этой власти. Белоруссия также является последней страной в Европе, где применяют смертную казнь.

В этом году опять пришло время выборов: срок Александра Лукашенко официально истекает 6 апреля 2011 года. По белорусской конституции выборы надо организовывать не позднее, чем за 2 месяца до окончания срока правления президента - то есть в данном случае в феврале. Оппозиция рассчитывала, что, исходя из этого, выборы будут проводиться в феврале, но во всяком случае никак не раньше января, но случилось как раз наоборот: 14 сентября белорусский парламент решил проводить выборы уже в этом году, 19 декабря.

Конечно у этого есть свои причины: зима в Беларуси холодная, и температура опускается до -20 градусов, к тому же в этом году прогнозируют и ещё более холодную зиму. Маловероятно, что толпы людей выйдут на улицы при такой погоде, и ещё менее вероятно, что оппозиционеры смогут организовать акции протеста на морозе. К тому же это время праздников, что гарантирует пониженный интерес к выборам.

Таким образом, у оппозиции меньше времени остаётся на подготовку, а власти вновь на шаг впереди. И отнюдь немаловажно, что у Лукашенко со следующего года могут появиться серьёзные проблемы с поставками газа из России, а точнее с ценой на газ, но эти проблемы всплывут только в начале января, то есть когда выборы в Беларуси уже закончатся.

Довольно примечательно проходила та самая сессия парламента, на которой утвердили дату выборов: так, например, депутат Владимир Зданович в своей речи уже сразу начал агитировать в пользу Лукашенко, и он же призвал присутствующих депутатов к тому, чтобы они со своих мест рассказали, как же хорошо живётся при Лукашенко. Свои слова Зданович закончил так: "зачем нам кто-то другой?".

Вероятнее всего Лукашенко и не рассчитывает на то, что будет "кто-то другой", а поэтому воспользуется любыми методами, чтобы сохранить власть за собой, будь то агрессивная агитация, запугивание, насилие, или другие способы.

Для того чтобы в Беларуси существовала возможность перемен, необходима поддержка извне. По-другому не получится, ведь слишком многое держит в своих руках белорусский президент, а также его хорошо откатанный механизм, состоящий из послушных чиновников.

Внешняя помощь на данный момент возможна из двух направлений: из Евросоюза, который всегда критиковал правление Лукашенко, но который по-настоящему до сих пор не делал ничего, чтобы восстановить демократию в Беларуси.

С другой стороны поддержка возможна со стороны гигантского северо-восточного соседа: России, которая с самого начала была его самой верной опорой - и это продолжалось вплоть до последнего года, когда отношении этих двух стран резко ухудшились, и дружелюбность сменилась информационной войной.

Потенциально помочь могли бы и Соединённые Штаты, которые ранее всегда отстаивали необходимость решительных санкций против Лукашенко, но с того времени, как США начали свой экспорт демократии в Афганистан и Ирак, там хватает и своей головной боли, Беларусь не столь важна, да и находится слишком далеко. Тем более Барак Обама особенно и не хочет вмешиваться в дела постсоветских стран, а оставляет это Евросоюзу и России.

Европейский Союз

Евросоюз не признал ни выборы 2001, ни 2006 года. В обоих принимали участие наблюдатели от ОБСЕ, которые каждый раз констатировали, что выборы не были ни чистыми, ни справедливыми, и тем более не были демократичными, то есть ни по каким параметрам не соответствовали международным нормам. Но слова остались словами, действий не последовало.

ЕС не имеет своих учреждений для проверки выборов, поэтому полностью ссылается на данные ОБСЕ. ЕС до последнего надеялся, что Белоруссия всё-таки станет на путь демократического развития (хотя такие перемены ничего не предвещало), поэтому на выборах 2006 года вместе с прозвучавшей критикой старались сослаться и на позитивные моменты, которые можно было назвать "улучшением". Конечно же такая тактика имела стратегические цели, поскольку ЕС не хотел, чтобы Белоруссия полностью оказалась в объятиях окрепшей, развивающейся России.

Белорусская оппозиция очень надеялась на выборы 2006 года, хотя власть Лукашенко была сильна как никогда. Когда оказалось, что помощи от Евросоюза они не получат, оппозиционеры вышли на улицы, повторяя практику Украины, чтобы выразить свой протест против массовых фальсификаций на выборах. Эти демонстрации были разогнаны властями, и многие лидеры оппозиции попали в тюрьму.

Европейский Союз ввёл некоторые санкции против белорусских чиновников уже в 2004 году, а в 2006 году, после выборов, эти санкции ужесточили. Белорусским правительственным лидерам и чиновникам государственного аппарата запретили въезд в страны ЕС. Эти санкции действовали до осени 2008-го года, когда в ЕС решили, что временно объявят мораторий на санкции против Беларуси и продолжат дипломатический диалог. Лукашенко в ответ на эти шаги сделал некоторые уступки, которые заграница расценила как очередные признаки улучшения, но которые на самом деле имели только формальный, а не структурный характер. ЕС в свою очередь впустила Белоруссию в "Восточное Партнёрство", с помощью которого Лукашенко получил доступ к большим денежным суммам.

То есть с помощью небольших уступок Лукашенко удалось добиться приостановления санкций и получить доступ к крупным денежным суммам. А Европейский Союз совсем не приблизился к корню проблемы, и по принципу один шаг вперёд два шага назад ситуация в 2010 году отнюдь не лучше, чем была в 2006.

Но в октябре заканчивается срок объявленного против Беларуси моратория: Европейский Союз скоро должен решить, продлить мораторий или обновить действие санкций. Я думаю, это решение - и хорошо построенная риторика вокруг этого решения - может уже сама по себе оказать влияние на белорусские выборы, не смотря на то, что сами санкции не особенно эффективны (например, запрет на въезд белорусских чиновников в страны ЕС или приостановление участия белорусской делегации на сессиях ПАСЕ).

А население Беларуси через государственную систему пропаганды слышит о том, как хорошо жить в Беларуси, и как плохо жить заграницей (а самая плохая ситуация согласно пропаганде в соседних странах - России и Украине). И прямо как со страниц истории коммунизма доказывается, что путь Беларуси намного лучше, чем путь Европы (и остальных частей мира).

Европейскому Союзу надо решительно высказать свою позицию, дать знак населению Беларуси, что страны ЕС поддерживают их стремление к переменам, признают проблемы и будут заниматься вопросом Беларуси на самом высшем уровне.

В этом ЕС мог бы сотрудничать с Россией, которая уже некоторое время ведёт свою информационную войну с Лукашенко. Российские каналы всё ещё можно смотреть в Беларуси, хотя их и подвергают цензуре, но для передачи информации их можно было бы использовать, точно так же, как интернет.

Высокий представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон несколько дней назад объявила о том, что считает крайне важным, чтобы выборы в Беларуси были демократичными, поскольку это "может дать новый толчок отношениям Евросоюза и Беларуси”. На самом деле Александр Лукашенко - который ранее в своих выступлениях называл своим политическим кумиром Сапармурата Ниязова, пожизненного президента Туркменистана, построившего настоящий культ личности в своём государстве - никогда добровольно не выпустит из своих рук бразды правления. То есть шанс на демократические выборы будет лишь в том случае, если страна получит внешнюю помощь.

Россия

В 2001-ом году, когда ОБСЕ не признала президентские выборы в Беларуси, президент России тех лет Владимир Путин был первым, кто поздравил Александра Лукашенко с переизбранием. После выборов 2006-го года, несмотря на то, что опять имели место массовые фальсификации, Путин опять поддержал своего белорусского соседа.

Российская поддержка белорусского режима связывала руки и для ЕС, поскольку никто из трезво мыслящих европейских политиков не решился бы спровоцировать возможный конфликт с Россией, вмешавшись в дела государства, которое, мягко говоря, не имело большого значения для Европы.

К данному моменту ситуация резко изменилась, поскольку за последний год отношения России и Беларуси достигли низшей точки. Не смотря на то, что Лукашенко старательно внушает народу, что конфликт с русскими распыляют только некоторые заинтересованные в этом личности, и белорусский и русский народы на самом деле всегда будут дружить, ситуация складывается не в его пользу. Белоруссия и Россия уже некоторое время ведут друг с другом информационную войну. Белорусам не забывают исправно указывать на проблемы северо-восточного соседа, и ставить акцент на том, насколько лучше живут жители Беларуси, чем россияне, а российские СМИ сначала пустили в ход шуточки про Лукашенко, а потом сделала серию фильмов о его диктатуре и о темных 90-х годах ("Крёстный Батька"). В Беларуси ранее запретили многие каналы, которые можно было смотреть с помощью спутниковых антенн, а потом и вовсе начали применять цензуру ко многим российским передачам, вырезая негативные программы о Лукашенко.

Конечно же конфликт выразился не только на уровне информационной войны: в начале года Россия и Белоруссия долго спорили по поводу цен на российскую нефть, а после этого начались разбирательства по поводу белорусского долга за газ. Лукашенко начал спорить и за условия белорусо-казахско-русского союза, и новый таможенный союз этих трёх государств затрещал по швам. Лукашенко со своей непредсказуемостью стал менее желательным для Кремля. Правильно почувствовал эти перемены и сам Лукашенко, который после революции в Киргизстане выразил свою озабоченность тем, что возможно Россия постарается сделать то же самое в Белоруссии. Недавно даже всплыл ролик на youtube, где якобы сотрудник российской спецслужбы рассказывает про план физического устранения Лукашенко. Не смотря на то, что белорусские спецслужбы отреагировали очень нервно на такое видео, на самом деле, если бы что-то подобное и действительно планировалось бы в Москве, на youtube это бы явно не попало.

Большинство политических экспертов считает, что Кремль не пойдёт дальше кампании на словах, и скорее будет пассивно следить за событиями, но после некоторого молчания наверное всё равно примет сложившуюся ситуацию (то есть победу Лукашенко). Москву может заставить молчать тот факт, что и в России с демократией довольно проблематично, достаточно вспомнить о регулярно разгоняемых митингах и о свободе слова. Поэтому в свете таких проблем поддержка демократии в Беларуси не будет казаться достоверной.

Возможно, что ещё сама Россия не решила, какой политике следовать в отношении Беларуси, ведь в последнее время слишком быстро меняется цепочка событий. В любом случае, если Кремль будет молчать или будет казаться неуверенным в своих действиях, то этим только сыграет на руку Лукашенко: со своим механизмом пропаганды белорусский президент сможет выставить себя защитником белорусского народа и белорусской независимости как против России, так и против Запада.

Москве необходимо действовать решительнее, чтобы Лукашенко потерял под собой твердую опору. Если бы Руководство России открыто выступило в поддержку какого-либо оппозиционного кандидата, то этим очень сильно могла бы навредить Лукашенко. Народ уже не верит в него так, как прежде, но и оппозицию пока бояться поддерживать, а вот если бы они увидели, что и Россия поддерживает определённого кандидата, то это повлекло бы за собой многие голоса.

Многие ждут, когда же наконец появится этот про-российский кандидат, но этого пока не случилось, и пока не понятно, какие шаги готовит Москва за кулисами. Вполне возможно, что определённые российские органы уже связались с какой-либо оппозиционной группой, и либо открыто, либо секретно собираются оказывать помощь против Лукашенко.

Вмешается Москва или нет, нынешняя ситуация уже полностью отличается от предыдущих: Россия больше не является гарантом легитимности власти Лукашенко. У Европейского Союза теперь также больше возможностей действовать, и ЕС с Россией могли бы даже сотрудничать. Ключевой момент этого вопроса это то, что, оставив позади прежние споры и разногласия, смогли бы ЕС и Россия верить друг другу? Хотя разные геополитические интересы уже изначально сильно затруднили бы такое сотрудничество.

Многие белорусские политологи придерживаются того мнения, что эти выборы будут самыми тяжёлыми для Лукашенко, за всю историю его практики. Кроме отсутствия русской поддержки и ухудшения экономической ситуации, стремительно падает его популярность среди населения, хотя в этом сильно отличается мнение социологов. Правительственные источники говорят о 80% поддержки населения - возможно уже подготавливая соответствующие результаты выборов - а вот независимые и оппозиционные эксперты говорят совсем о других данных. По этим данным сейчас за Лукашенко точно проголосовали бы 30-35% населения, а 50% белорусского народа хотели бы видеть у власти нового человека.

Вот только никто не знает, кто будет этим новым человеком, кому стоит доверять и отдать свои голоса. Если бы на сцене появился кто-нибудь, кто имел бы за собой поддержку России и подавляющего большинства оппозиции, и далее, если выборы будут проходить демократично, тогда нынешние власти может ожидать сюрприз.

Но, к сожалению, проблема кроется ещё и в том, что белорусская оппозиция отнюдь не является единой. До 24 сентября кандидаты в президенты должны зарегистрировать своё намерение выдвигаться на этот пост, и как ожидается, это захотят сделать как минимум десять человек. Участвовать в выборах из этого числа удастся не более, чем троим или четырём, поскольку по белорусской конституции для участия в выборах надо собрать не менее 100 тысяч подписей, а это могут сделать немногие. Одним из таких многообещающих кандидатов считался Александр Милинкевич, участник президентской гонки в 2006 году, но 17 сентября Милинкевич неожиданно заявил, что баллотироваться не будет, объяснив это отказом властей менять избирательное законодательство, а именно систему подсчёта голосов. Председателем Центризбиркома в Беларуси вот уже 14 лет является Лидия Ермошина, заняв место в декабре 1996 года того самого Виктора Гончара, который несколькими годами позже, 16 сентября 1999 года, бесследно исчез. С того времени, как Лидия Ермошина заняла свой пост, ни одни выборы в Беларуси не были признаны Европой и ОБСЕ легитимными. То есть пребывание на своем посту 57-летней Ермошиной само по себе гарантирует фальсификацию выборов.

Кроме Милинкевича, имеет серьёзную поддержку и белорусский поэт и литератор Владимир Некляев, идеолог общественного движения "Говори правду", лидер движения "Европейская Беларусь" и бывший министр иностранных дел Андрей Санников и кандидат от "Белорусского Народного Фронта" Григорий Костусев.

Если из всех этих кандидатов в президентской гонке останутся трое, или хотя бы только двое, они могут полностью разделить избирателей, а против Лукашенко - с учётом демократичности выборов - можно победить только один-на-один. То есть, следуя правилам демократии, только так есть шанс у оппозиционного кандидата победить диктатуру.

Этого мнения придерживается и один из оппозиционных кандидатов, Владимир Некляев. Если демократические силы Беларуси смогут объединиться, то у страны есть все шансы на свержение режима Лукашенко. Потому что "внешнеполитические условия дают нам все шансы на победу", - говорит Некляев.

Теперь очередь Евросоюза и России, чтобы сделать следующий шаг.

Антон Бендаржевский - Kitekinto.hu

Читали: 312

   
теги: Лукашенко Александр, Белоруссия, Венгрия, ЕС, Демократия, Выборы, диктатура  
   
обсуждение  
   
обсуждали: Редакция (1), none (1), civilizaciokapcsolat (1) всего
3
сообщений
   

обсудить
 

Загружается, подождите...
Межрегиональная общественная организация "Вече"

© 2001-2009 «Битрикс», «1С-Битрикс». Работает на 1С-Битрикс: управление сайтом.