«Мы никогда не примем то, что навязывает нам Россия»
Группа людей рассматривают фотографии с военными сценами прошлогоднего конфликта между Грузией и Россией на стене, установленной в центре Тбилиси. - Агентство «Франс Пресс».
Грузия не намерена мириться с потерей Южной Осетии и Абхазии, сепаратистскими территориями, которая Россия недавно признала государствами после так называемой «пятидневной войны». Эту противоположную видению россиян и осетин идею вчера разделяли все грузины, которые пришли почтить события ночи с 7-го на 8-е августа 2008 года в Южной Осетии. Эта война ускорила развязку территориальных конфликтов, доставшихся в наследство со времён распада СССР в 1991 году.
«Я хочу стать военным, чтобы выгнать оккупантов», - сказал один мальчик в Тбилиси.
В результате военных столкновений в Южной Осетии грузины, осетины и россияне понесли сотни потерь среди мирного населения и военных, а десяткам тысяч грузин пришлось покинуть сепаратистский регион.
Вчера грузины, независимо от идеологии, социального класса, положительного или отрицательного отношения к президенту Михаилу Саакашвили, были практически единодушны во мнении, что они стали жертвами России. «Никакая политическая сила не позволит России узаконить территории, полученные в результате военной агрессии. Мы согласны с тем, что в прошлом году на суверенное государство Грузия было совершено нападение, и то, что мы сейчас наблюдаем, это оккупация наших территорий», - заявил один из лидеров оппозиции Саакашвили Ираклий Аласания. В 2008 году Аласания был представителем Грузии при ООН и наблюдал за войной из Нью-Йорка. Он отметил, что «в условиях этого конфликта оппозиция и правительство единодушны». «Мы хотим показать Западу, что мы можем объединиться, когда существует угроза национальной безопасности; а что касается русских, то мы никогда не смиримся с той ситуацией, которые они нам пытаются навязать» - заключил политический деятель.
На один день оппозиция Саакашвили, которая в течение 100 дней выступала против него, оставила в покое президента. Саакашвили посетил военное кладбище во время поминовения погибших в войне (172 человека солдат и полицейских), откуда позже отправился в Гори, чтобы принять участие в открытии мемориала и посетить концерт симфонического оркестра.
Статуя Сталина, самого известного в мире соотечественника грузин, всё ещё находится на центральной площади этого города. Именно там были установлены декорации из полиэтилена и картона, имитирующие берлинскую стену, и копия КПП «Чарли». На этой стене появились граффити, содержащие оскорбления в адрес руководителя российского правительства Владимира Путина, и были повешены фотографии с разрушенными российскими бомбардировками в августовской войне зданиями (по большей части уже отреставрированными). Грузины думают, что военная операция, осуществлённая Саакашвили в Цхинвали, столице Южной Осетии, не должна рассматриваться как агрессия, направленная против гражданского населения, а как ответ на агрессию и провокации России.
Выдвигаясь из Южной Осетии, российские войска пересекли её границу, оккупировали Гори, разрушили порт Поти и дошли до Игоети, находящегося в 30 километрах от Тбилиси. Впоследствии, благодаря заключённым соглашениям при посредничестве французского президента Николя Саркози, Россия перевела свои войска на территорию Южной Осетии. После признания Южной Осетии и Абхазии Москва рассматривает административные границы этих территорий как международные. Вокруг Южной Осетии и Абхазии, в зоне, контролируемой Грузией, с сентября прошлого года дежурят патрули миссии наблюдателей ЕС, чей мандат был продлён до сентября 2010 года. Накануне годовщины августовских событий миссия наблюдателей ЕС усилила свои патрули, призвала к спокойствию и напомнила, что для решения проблем между сторонами существует созданный под эгидой миссии механизм предотвращения конфликтов.
На протяжении всей трассы между Тбилиси и Гори располагаются поселения грузин, вынужденных бежать из Южной Осетии. Убогость их жилищ контрастирует с внушительностью и качеством зданий военных штабов в окрестностях Гори. В одном из поселений вынужденных переселенцев в Церовани Зоя показала нам отваливающиеся потолки, неработающую канализацию, протекающие краны и пятна от сырости, которые расползлись по стенам. Зоя бежала из Ачабети, одного из грузинских поселений, разрушенных во время войны.
Вынужденные переселенцы получают продукты питания, но только чудом они протянут на субсидию в 28 лари (12 евро), которая им выплачивается, если необходимые документы оформлены.
Образ Грузии - жертвы также стал центральной идей на специально устроенной выставке в центре Тбилиси. В ней даже добровольное объединение Грузией с Россией в XVIII веке преподносится как оккупация. В том же ключе были интерпретированы другие вехи её истории, как, например, апрель 1989 года, когда советские солдаты подавили митинг в Тбилиси и послужили причиной смерти нескольких граждан.
«Это были подвыпившие русские солдаты», – рассказывает женщина, которая привела своих троих детей на выставку. «Но в 1989 году всё ещё существовал Советский Союз – как вы определили, что это были русские, а не белорусы, казахи или украинцы?» «По их славянской внешности» - уверенно ответила женщина. Её одиннадцатилетний сын Лука сказал, что обязательно станет военным, когда вырастет, «чтобы выгнать оккупантов с нашей территории».
Обсуждение на форуме