Музей Варшавского восстания учит детишек, как нападать на инкассаторов
Художник Михал Грачик
В воскресный полдень 14 марта в Музее Варшавского восстания состоялась лекция. Она была предназначена для детей в возрасте от 6 до 10 лет и носила интригующее название «Как я стал конспиратором». Это важно, думал я, чтобы детям в этом возрасте развивать мозги в направлении конспирации. Признаюсь, что я ожидал воспоминаний какого-нибудь дедушки, который рассказал бы о конспиративной жизни, что было бы невообразимо скучно. К счастью, Музей Варшавского восстания не подвёл. Встречу проводил пан Гжегож. Детишки расселись перед ним, родители, судя по внешнему виду, образованные молодые люди, будущее нашей отчизны, притулились на скамеечках у стен.
Лекция, в связи с возрастом участников, проводилась не торопясь, методом вопросов и заканчивания фраз докладчика.
- Мы проиграли или выиграли восстание? – спрашивает пан Гжегож.
- Проиграли.
- Выиграли.
- Проиграли, но выиграли.
- Мы проиграли, потому что русские в нас стреляли, а потом коммунисты, - плетут дети идиотизмы, которые они слышали от взрослых.
Пан Гжегож наводит порядок: восстание было поражением. Поляки создали тайную армию – Армию Крайову. Тайную – значит подпольную.
- Что можно было делать в подполье?
- Можно было делать взрывчатку.
- Хорошо. Что ещё?
- Оружие можно было спрятать в подполье, оружие, автоматы!
- Так, оружие тоже. Что ещё? А если есть оружие, то можно, например, освободить узников. Стражников можно по...
- ...убивать!
- Да, а потом эти узники что сделают? При...
- ...соединятся к отделению!
- А такие дети, как вы, могли бы присоединиться к восстанию?
- Даааа, мы могли бы стрелять.
- Нет, такие дети, как вы, не могли бы, потому что такие дети слишком маленькие и не умеют обращаться с оружием. Но...
Общими усилиями приходят к выводу, что дети должны были учиться, чтобы не быть глупыми, и заниматься физкультурой, чтобы быть сильными и хорошими солдатами. К счастью, однако, такие малыши, как эти, прежде чем станут солдатами и смогут поубивать врагов, могут сделать что-то полезное для конспирации. Например, рисовать на стенах.
- Смотрите, дети, это изображение повешенного на крючке немца. Это очень смешной рисунок.
Дети корчатся от смеха, счастливые.
Можно было и дописывать плохие слова к тем надписям, которые полякам не нравились. Легче всего было рисовать знак Польши сражающейся. Пан Гжегож показывает таблицу. Вот как легко. Объясняет значение символики. Потом – фотографию этого знака с памятника Лётчику.
- Можно было также нападать на автомашины, перевозящие деньги. Это очень смешная история, - заверяет пан Гжегож.
Дети оживлены. Кроме войны ещё и грабёж, просто замечательно. Ехала машина с деньгами, конспираторы перестреляли немецких охранников и забрали 25 миллионов злотых.
- Много, правда?
- Мноооого!
- А потом немцы написали, что дадут пять миллионов злотых тому, кто назовёт преступников, а конспираторы дописали, что дадут 10 миллионов за информацию о следующей перевозке денег. Смешно.
Дети снова смеются.
И уже могут идти домой. Родители одевают детишек, раздуваясь от гордости, что исполнили патриотический долг.
Статья переведена с бумажного издания
Скан статьи
Читали: 443