опубликовано редакцией на Переводике 09.04.19 23:42

Скоро мы увидим первую в истории фотографию черной дыры

диск.jpg

Jean-Pierre Luminet

2019 год уже наступил. Именно в этот год нам обещали в астрономии что-то невероятное. Много лет телескоп Event Horizon работал над тем, чтобы предоставить нам первую в истории телескопическую фотографию радиуса черной дыры.

Действительно, мы никогда не видели черную дыру. И причина этого смехотворно проста.

Черные дыры буквально невидимы. Их притяжение настолько велико, что от них ничто не ускользает. Это и электромагнитное излучение, и инфракрасное излучение, и свет и радиоволны, которые позволили бы нам непосредственно обнаружить объект.

Эта точка невозврата называется радиусом черной дыры. Это не только ужасное место, в котором вы никогда не захотели бы оказаться, но и наш ключ к пониманию того, как выглядят черной дыры.

Хотя мы не сможем увидеть саму черную дыру, есть вероятность того, что ее радиус можно сфотографировать; и мы очень близки к результатам благодаря телескопу Event Horizon (EHT).

Но задолго до EHT, еще в 1978 году астрофизик по имени Жан-Пьер Люмине уже дал нам то, что можно было бы считать самым первым изображением радиуса черной дыры.

Это, конечно, не настоящая фотография. Лумине работал в области математики и использовал свой опыт для создания первого компьютерного моделирования черной дыры.

«В то время это был очень экзотический предмет, и многие астрономы не верило в его существование», - сказал Люмине ScienceAlert.

«Я хотел исследовать странную физику черных дыр. Кроме того, мне очень нравилась идея того, как совершенно не светящаяся звезда может породить такие явления».

Получив данные, Лумине начертил что-то от руки на негативной фотобумаге.

На нечетком изображении было показано, как может выглядеть плоский диск материала, падающего в черную дыру, если мы будем достаточно близко, чтобы увидеть его. Он не выглядит плоским, потому что гравитация черной дыры огибает его светом.

«Действительно, гравитационное поле искривляет световые лучи вблизи черной дыры настолько, что задняя часть диска «раскрывается », - объяснил Люмине в статье, опубликованной на arXiv в прошлом году.

«Изгиб световых лучей также создает вторичное изображение, которое позволяет нам видеть другую сторону диска на противоположной от наблюдателя стороне черной дыры».

Люмине был первым, но он не единственный хотел выяснить то, как может выглядеть черная дыра. С тех пор другие пытались это представить.

Фильм Кристофера Нолана «Interstellar» 2014 года хвалили за его, по общему мнению, «научно точное» изображение черной дыры. В значительной степени оно было основано на работе, проведенной Люмине десятилетиями ранее, и создано в консультации с физиком-теоретиком Кипом Торном.

В конечном счете, фильм выбрал упрощенную версию, чтобы быть менее запутанным и выглядеть красиво на экране.

Это было конечно впечатляюще; но, по словам Люмине и Торна, черная дыра выглядит не совсем так.

Первичные и вторичные изображения, созданные гравитационным полем, присутствуют и корректны. Но, в отличие от изображения Люмине, яркость диска одинакова.

«Именно эта сильная асимметрия света, - писал Лумине, - является главным признаком черной дыры, единственного небесного объекта, способного придать внутренним областям аккреционного диска скорость вращения, близкую к скорости света и вызвать очень сильный эффект Допплера».

Вы можете заметить, что все эти версии черной дыры сильно отличаются от другого типа изображения черной дыры, которое вы, возможно, видели на открытии LIGO в 2016 году.

Они основаны на работе астрофизика Алаина Риазуэло из Французского национального центра научных исследований и Международного астрономического союза, который впервые смоделировал такую черную дыру в 2016 году.

Причина, по которой эти черные дыры выглядят по-разному, заключается в том, что на рисунке изображена спокойная черная дыра - одна без аккреционного диска.

Освободившись от этой пелены пыли и газа, гравитация черной дыры искривляет пространство позади нее; если бы мы были достаточно близко, чтобы увидеть такую черную дыру, нас бы на орбите захватила гравитация. Вот почему она, кажется, движется по полю звезд.

EHT сосредоточен на черной дыре в центре нашей галактики, Млечный Путь.

Мы не знаем, что мы увидим; возможно, это будут только несколько размытых пикселей. (Если это так, к сотрудничеству присоединятся другие телескопы, и ученые попытаются снова.)

Учитывая, что во время наблюдений у черной дыры был аккреционный диск, мы думаем, что будет что-то похожее на работу Люмине.

Кроме того, сотрудничество, надеюсь, поможет нам лучше понять поляризацию излучения и структуру магнитного поля.