“Переводика”,
Венгрия
“Боже, благослови венгра. Часть вторая”
Боже, благослови венгра. Часть вторая
Представляем вторую часть подборки статей из “Magyar Hirlap”, посвященных национальному празднику Венгрии - восстанию 1956-го года и фотографий из различных фотоархивов, сделанную нашим автором. Редакция «Переводики».
Первая часть статьи
(Первая строка национального гимна – прим. перев.)
Однажды, внезапно, непредсказуемо, из-за самой простой, наибанальнейшей мелочи становится окончательно ясно, что с них хватит, и тогда вспыхивает революция.
Потому что обычно мерзавцы не рассчитывают на последствия уже просто своего существования. Вдумчиво, по мелочам планируют они террор.
В жизнях, в мозгах, в спальнях шарят они, двигают ужасающим аппаратом, чтобы ни у кого не было ни одного мгновенья для самозабвенья. И всё своё время они готовятся к тому, что если поднимется народный гнев, и против них восстанут и души, и улица, быстро и эффективно господствовать над ситуацией. А потом в течение одного часа наступит их конец.
Коммунисты всё изучили о терроре, и подсмотрели у нацистов все действенные методы. Новизна была лишь в том, что каждый день и каждый час они рассказывали: «Мы – это будущее, мы хотим добра, наши идеи прекрасны, и тот, кто нас ненавидит, или кому только лень быть воодушевлённым, является фашистом». Это они рассказывали, а потом приступили к претворению своей мечты, и подумал, наверное, Господь, что эти народы здесь, восточнее Эльбы, ещё не достаточно натерпелись страданий…
И ещё подумал Господь, что если они решат потом помочь себе, то и он им поможет…
И тогда один народ решил, что поможет себе.
Один народ решил потребовать назад свою жизнь, своих предков, свои традиции, свой человеческий язык, взять назад смысл своих слов, возвратить давние, старые, сонные послеобедни, своих священников, учителей, героев, своё прошлое, свою любовь, будущее своих детей, прежний трезвон трамваев, длинные прогулки по Хювёшвёльдю, движение, которым крестьянин крестом осеняет хлеб, один народ вновь захотел своих преданных анафеме писателей, захотел гражданские манеры вместо бесчеловечности поганых московитов – один народ захотел жизни вместо коммунизма.
Так и поэтому произошла Революция.

И оказались перевернутыми автобусы, запылали грузовики, в клубящемся дыме завились бесформенные, прекрасные надежды.
Раскрылся Цветок Свободы. И обступили его народы, в тишине, заворожённо, может, потому, что никогда ещё не видели такой красоты.
Война идёт в Венгрии

Бывший украинский партийный секретарь, ответственный за искусственно созданную голодную смерть миллионов людей, лысый маленький мерзавец, крепко вцепился в нашу шею…
Война идёт в Венгрии…

Против самой ужасной империи на планете её ведут в большинстве своём дети. Дети, которые ещё находятся под впечатлением от услышанных в школе уроков о татарах, турках, Габсбургах – о многих-многих прошедших боях за свободу, о грустном, упрямом, венгерском порыве.

И загрохотали танки.

Они идут в утреннем тумане, в чреве бронированных чудовищ безликие несчастные, пригнанные для нашего закабаления безвольные «мужики» („muzsik” – обычно выражение презрительного отношения к восточным «варварам» - прим. перев.), которым вовек не дана свобода, даже «свобода за спиной тюремщика».
Идут солдаты идеи смерти.
И венгерские дети ночуют в подвалах. В руках вместо деревянных сабель – настоящее оружие, и жизнь дала им профессию: все-все они – настоящие борцы за свободу. Может, ещё никогда они не читали историю короля Куцко, но всё же с ужасающей, само собой разумеющейся естественностью кидаются они под танки, и свою короткую, ещё и не начавшуюся жизнь посвящают они самой великой службе…

Война идёт в Венгрии.
От оголённых руин, вывернутых булыжников, распространяющих вонь горелого человеческого мяса искорёженных танков исходит самое величественное молчание: венгры… опять… как уже столько раз…
И мир, о мир, он обращает на мгновенье на нас взор и умиляется.

Мир любит умиляться, когда погибают венгры. И он молится за нас. И этим он потом откупается. Потом в ООН ещё будет несколько воинственных заявлений – и всё.
Жизнь, будущее, судьба, рождество, радость, улыбка, мяч, ожидающая впереди первая любовь, все великие жизненные открытия и слёзы попадут потом в список потерь. Ситуация на Востоке неизменна.
Маленькие венгры опять попытались.

Да только есть зависимости в мировой политике. Пошлём потом шоколадку в посылке. А Хрущёва потихоньку полюбим… И вообще… Что хотят всё время эти вечно мятежные венгры? И чтобы мы ещё испытывали из-за них угрызения совести!
Война идёт в Венгрии…

Тише, тише, Венгрия! Не надо так громко! Терпение… Придёт потом и ваше время… И если будете потом хорошо себя вести, мы вас примем как-нибудь. Лишь не будьте настолько мятежны…

Ну, мы уж основательно выучили урок. Основательно научились быть хорошими.
Мы настолько хорошие, что уже и не знаем, что означает настоящая свобода…
«Не множество, а дух и свободный народ делают чудные дела».
Ну, что-то подобное. И Отечество не там, где можно наесться до отвала. Где крутится бизнес. Где дешёвая рабочая сила. Где есть что купить-продать.
Отечество иногда вопрошает.
Иногда смотрит тебе в глаза.
Иногда спросит: желаешь ли, берёшь ли ответственность за него…
Отечество – ничто. Какой-то кусок земли. Лишь наполнено воспоминаниями. Традициями. Прошлым. Историей. Примерами и героями.
И иногда множество собирается каким-то образом в народ, преображается в нацию.
В последний раз мы были по-настоящему нацией в 1956-ом. Тогда мы были героями. Большинство из нас: воюющие, оставшиеся здесь, уехавшие – все герои, кроме тех, кто против нас, против нас взяли в руки оружие, позвали на помощь чужое оружие. Все-все они – мерзавцы.
Нет места для торга, для объяснений. Нет оправдания. Тирания останется тиранией, ложь останется ложью. Даже тогда, когда маскируется под свободу и правду. Нет места для торга, для объяснений. Нет оправдания.
Для тебя тоже, мир, и – уж прости – для тебя тоже, Господи…
Благослови венгра… Уж как-нибудь, в конце концов.
Третья часть: Комментарии к статье «Боже, благослови венгра»
Читали: 153
| |
|
| обсуждали:
Редакция (1) |
всего 1 сообщений |
| |
|
|
|